Управление кредиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть теоретические основы управления кредиторской задолженностью, её сущность, понятия и виды.
2. Проанализировать эффективность управления кредиторской задолженностью.
3. Сделать выводы о возможности возврата кредиторской задолженности.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы управления кредиторской задолженностью предприятия 5
1.1 Сущность кредиторской задолженности 5
1.2 Виды кредиторской задолженности 8
2 Управление кредиторской задолженностью 12
2 1 Эффективное управление кредиторской задолженностью 12
2.2 Стратегический подход 13
2.3 Тактические особенности 16
2.4 Структурные показатели 20
3 Стратегии возврата кредиторской задолженности 23
3.1 Возврат кредиторской задолженности без уплаты процентов 24
3.2 Возврат кредиторской задолженности с уплатой процентов 25
3.3 Судебное рассмотрение дела о возврате кредиторской задолженности
25
3.4 Списание кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности 27
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам организации новая.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен потери, связанные с товарным кредитованием зачастую компенсируются за счет "неформальных" платежей руководству или служащим компании.

4.Экономическое превосходство.  Очень часто строится и на  отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные "правила" игры на рынке и характер договорных отношений, или, как это зачастую происходит - нарушать эти самые договорные отношения без "особых" последствий для собственного "превосходящего" бизнеса.

Экономическое превосходство  заемщика пред кредитором может возникать  в силу следующих обстоятельств:

а) монопольное положение  покупателя на рынке (монопсония);

б) различия в экономических  потенциалах совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика;

в) маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в "состоянии" диктовать свои условия или требовать выполнения "всех" обязательств, так как может оказаться без "нужного" заказчика);

г) покупатель "обнаружил" организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора ("пробелы" в учете и контроле, юридическая "несостоятельность" и т. д.).

Рис.5 Пример кредиторской задолженности организаций по годам

 

Как показывает практическая деятельность ни одно предприятие не может обойтись без, хотя бы незначительной, кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки товара без предварительной оплаты и т. д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать, как "неизбежный". Она хотя и позволяет временно использовать "чужие" средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

Менеджеры компаний в  своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать "возможности" каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких "отсрочек" могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного "невольного" кредитора.

 

 

2.4 Структурные показатели

Как мы уже сказали  выше, для того чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность необходимо определить ее "плановые" характеристики:

1. коэффициент ликвидности,  который рассчитывается как отношение  величины оборотного капитала  к краткосрочным долговым обязательствам;

2.коэффициент "кислотного  теста", который представляет  собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам.

И первый и второй показатели должны характеризовать способность  предприятия покрывать свои обязательства  перед кредиторами.

Эти коэффициенты обладают двумя существенными недостатками:

они оперируют такими понятиями как "краткосрочные" или "текущие" обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года. Поэтому не учитывается  более детально соотношение сроков платежей в составе кредиторской задолженностей;

расчет производится, как правило, на дату баланса, или  какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности  компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе  и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило "грант" или "дотацию", что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).

Устранить подобные "недочеты" в системе анализа состояния предприятия позволяют:

1. проведение расчетов  с использованием более дискретных  значений (распределение задолженностей  по месячным периодам или недельным  периодам);

2. определение среднемесячное  или среднегодовое значение коэффициента  ликвидности и других аналогичных показателей.

Для того, чтобы определить степень зависимости компании от кредиторской задолженности необходимо рассчитать несколько следующих  показателей:

1.  Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.

2.  Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.

3.  Баланс задолженностей определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).

Описанные выше экономические  показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для  более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует  дать и качественную характеристику данных пассивов.

4.  Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.

5.  Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).

 

 

3 Стратегии возврата  кредиторской задолженности

Вряд ли стоит надеяться  на то, что предпринимательская компания может так вести свою деятельность, что никогда не столкнется с проблемой образования и возврата кредиторской задолженности. Образование кредиторской задолженности зависит от партнеров, контрагентов, поставщиков товаров и услуг, и на их деятельность не может влиять даже самый грамотный менеджмент.

Для того чтобы гарантировать  возврат кредиторской задолженности, компаниям следует просто пересмотреть свое отношение к кредиторской задолженности  как неизбежной трудности предпринимательства. В этом случае ее возврат станет обычным рабочим моментом. В этом случае образование и несвоевременный возврат кредиторской задолженности можно будет предусмотреть и в финансовых планах компании, снизив таким образом ущерб, причиненный отложенным возвратом кредиторской задолженности.

Для этого при возврате кредиторской задолженности следует  исходить из того, насколько ценен  для вашей компании клиент, на какие  уступки и скидки вы готовы пойти  для него. Проанализировав состав своих деловых партеров, любая компания сможет выделить тех, кому она готова простить отложенный возврат кредиторской задолженности; тех, кому она готова простить отложенный возврат кредиторской задолженности при условии возмещения понесенного ущерба и уплаты процентов за пользование средствами кредиторской задолженности до ее возврата; а также тех, для кого образование и отложенный возврат кредиторской задолженности станут толчком для расторжения отношений.

Кредиторская задолженность  возникает по разным причинам, однако возврат ее должен быть произведен - этот факт не вызывает сомнений ни у одной из сторон, участвующих в проблеме образования и возврата кредиторской задолженности.

Для того, чтобы возврат  кредиторской задолженности произошел  как можно скорее, необходимо строить  с должником цивилизованные отношения. При этом цивилизованный возврат кредиторской задолженности подразумевает использование различных стратегий возврата кредиторской задолженности.

 

 

3.1 Возврат кредиторской  задолженности без уплаты процентов

Довольно часто компании имеют длительные партнерские отношения и испытывают определенные неудобства, когда кредиторская задолженность образуется со стороны давнего партнера. В этом случае учредители компании из моральных и этических соображений иногда не находят в себе сил на то, чтобы потребовать от должника не только возврата кредиторской задолженности, но и уплаты процентов.

Действительно, прочные  деловые отношения важнее денег. Возможно, сейчас старый клиент испытывает временные трудности, но после того, как эта полоса пройдет и возврат кредиторской задолженности состоится, вас ждет многолетнее плодотворное и выгодное сотрудничество.

Если клиент действительно  важен, то для компании вполне допустимо  предоставить ему некоторую скидку и не брать с него процентов  за пользование своими средствами до возврата кредиторской задолженности.

Однако для того, чтобы  добрая воля компании-кредитора была оценена должником, необходимо, чтобы  он знал о размерах скидки, которую  он получил, не осуществляя возврата кредиторской задолженности, словно пользуясь беспроцентным кредитом.

В этом случае компания-должник  и возврат кредиторской задолженности  произведет, и оценит понимание ее временных трудностей. Вряд ли она  захочет менять делового партнера в  дальнейшем, уже после возврата кредиторской задолженности.

 

3.2 Возврат кредиторской  задолженности с уплатой процентов

Кредиторская задолженность  потому и называется кредиторской, что ее можно рассматривать, как  займ, ссуду, кредит, выданный должнику и подлежащий возврату. Следовательно, до возврата кредиторской задолженности будет справедливо требовать от должника уплаты процентов за пользование средствами.

На практике это может  выглядеть так. Для того, чтобы  компенсировать ущерб от того, что  возврат кредиторской задолженности  не происходит в течение длительного времени, и эти средства изъяты из коммерческого оборота, пострадавшая сторона может взять в банке под разумные проценты кредит в размере кредиторской задолженности, возврат которой не производится. Этот кредит она может направить туда же, куда и планировала направить средства, замороженные из-за не возврата кредиторской задолженности, а уплату процентов возложить на компанию или организацию, которая обязана произвести возврат кредиторской задолженности. Ситуация эта будет длиться ровно до тех пор, пока не будет произведен возврат кредиторской задолженности.

3.3 Судебное рассмотрение  дела о возврате кредиторской  задолженности

Одним из способов произвести возврат кредиторской задолженности  цивилизованно является судебное рассмотрение дела о возврате кредиторской задолженности. В этом случае фирма, перед которой образовалась кредиторская задолженность, составляет исковое заявление о ее возврате и подает его в суд.

Перед тем, как составить  исковое заявление о возврате кредиторской задолженности, истец должен тщательно проанализировать имущественное положение должника, проверить, в каком объеме тот способен произвести возврат кредиторской задолженности, а также найти ссылки на законодательные нормы, которыми регулируется вопрос возврата кредиторской задолженности.

Подавая исковое заявление  о возврате кредиторской задолженности  в суд, истец также может просить  суд принять обеспечительные  меры к имуществу должника, чтобы  тот не мог укрывать свое имущество  от наложения взыскания.

После судебного рассмотрения дела о возврате кредиторской задолженности и решения суда наложить взыскание на имущество должника ответчик имеет право в течение месяца подать апелляцию. В этом случае исполнение решения суда о возврате кредиторской задолженности откладывается до рассмотрения апелляции о возврате кредиторской задолженности.

В случае если объем кредиторской задолженности довольно значителен, если откладывание возврата кредиторской задолженности еще на месяц может  повлечь серьезные негативные последствия  для бизнеса истца, то он после  судебного заседания по делу о  возврате кредиторской задолженности может ходатайствовать о том, чтобы на имущество должника взыскание было наложено немедленно и возврат был произведен.

В этом случае возврат  кредиторской задолженности начинается немедленно независимо от того, подает ли ответчик апелляцию. Однако возврат кредиторской задолженности с помощью суда является, скорее, последним шагом, когда все мирные способы возврата кредиторской задолженности испробованы и не принесли результата.

Договорные санкции  за возникновение кредиторской задолженности. Чтобы произвести возврат кредиторской задолженности и компенсировать понесенный ущерб можно включить в договор о предоставлении услуг или поставке товаров пункта, который предусматривал бы ответственность за несвоевременные поставки или просроченную оплату, за отложенный возврат кредиторской задолженности. Эта позиция является справедливым отношением к проблеме образования и возврата кредиторской задолженности: должник несет ответственность в установленном размере вплоть до возврата кредиторской задолженности.

Информация о работе Управление кредиторской задолженностью на предприятии