Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:34, курсовая работа

Краткое описание

Планирование, программирование и прогнозирование как функции финансового управления и финансовый контроль
Система органов управления финансами в РФ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, деятельность Министерства финансов РФ распространяется на все звенья финансовой системы.

    Подобные органы создаются субъектами Федерации – министерства финансов или финансовые управления. Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. В задачи всех этих органов входят:

  • организация финансовой деятельности на соответствующей территории, способствующей развитию рыночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет;
  • анализ и прогнозирование развития экономики и финансов;
  • составление проекта бюджета данной территории и обеспечение его исполнения, прогнозирование и составление консолидированного бюджета, финансовое исполнение целевых внебюджетных фондов;
  • наблюдение за состоянием денежного обращения и кредита, участие в разработке и осуществлении мер по обеспечению товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения;
  • организация и проведение финансового контроля;
  • организация учета и отчетности в области финансов.

    Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

    Налоговые инспекции обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством;
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • проводить проверки налогоплательщиков;
  • ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
  • информировать Министерство финансов обо всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

    С деятельностью Министерства по налогам  и сборам была тесно связана работа Федеральной службы налоговой полиции  РФ. Сфера деятельности налоговой  полиции — предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной деятельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами. Также она имеет право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения и должно повысить собираемость налогов.

    Права и обязанности налоговых полицейских  определены Законом «О федеральных органах налоговой полиции».

     Важным департаментом Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета, осуществляет проведение государственной базовой политики, эффективное управление доходами и расходами федерального бюджета, контроль за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств.

    За  поступление таможенных пошлин ответственность  несет Государственный таможенный комитет РФ, который обязан:

  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

    В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных пошлин.

    Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

    Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

    Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов. Банк России подотчетен Государственной Думе Российской Федерации.

    Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону о Банке России. Банк России представляет Государственной Думе и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

    В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской Федерации.

    Министерство  экономического развития и торговли РФ осуществляет следующие функции в области внешнеэкономической и инвестиционной деятельности:

  • разработку основных направлений инвестиционной политики с участием заинтересованных министерств и ведомств;
  • разработку предложений внешнеэкономической политики;
  • развитие экономических связей в России и осуществление совместных программ и проектов с участием заинтересованных министерств и ведомств;
  • определяет осуществление внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, а также объем федеральных валютных поступлений и платежей;
  • участвует в формировании баланса привлечения и использования иностранных кредитных ресурсов, в установлении экспортных и импортных тарифов и пошлин;
  • осуществляет подготовку предложений в области регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с участием заинтересованных министерств и ведомств.

    Важное  место в управлении финансами  занимает Государственная регистрационная палата при Министерстве экономического развития и торговли РФ, созданная в 1994 году. В ее функции входит:

  • регистрация предприятий с иностранными инвестициями;
  • ведение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями и аккредитации представительств иностранных компаний;
  • регистрация российских инвестиций за рубежом.

    Министерство  экономического развития и торговли РФ при проведении конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов предусматривает долевую государственную поддержку в размере до 40% стоимости проекта.

     Для контроля за выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Российской Федерации, ее основным назначением является контроль за федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглавляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

     Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

    За  последние  годы произошли принципиальные изменения финансовых взаимоотношений   бюджетов  различных уровней на  основе повышения бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов. Приняты федеральные законы  об  общих принципах организации законодательных    (представительных)    и    исполнительных   органов государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации, организации местного  самоуправления  в  Российской  Федерации.

    В   результате   упорядочено   бюджетное   устройство   субъектов  Российской   Федерации,  разграничены  полномочия  между  федеральными органами   государственной  власти,  органами  государственной  власти субъектов  Российской  Федерации  и  органами местного самоуправления, установлены   стабильные   доходные   источники  бюджетов,  определены принципы   формирования   и  распределения  межбюджетных  трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровнях.

    Вместе  с  тем  по  мере  развития  финансовых  взаимоотношений в Российской  Федерации  между  органами  власти всех уровней реализация сформированного   бюджетного   законодательства  Российской  Федерации требует    осуществления   комплекса   мероприятий,   как   в   области совершенствования  межбюджетных  отношений,  так и в области повышения эффективности  управления государственными и муниципальными финансами.

    Необходимо  обеспечить  стабильность налогового  законодательства  и  межбюджетных  отношений  в Российской Федерации   в   целях   осуществления   достоверного   и  объективного среднесрочного бюджетного планирования.

    Органы  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации и органы  местного  самоуправления  должны  иметь право самостоятельно в  рамках  единой  методологии  детализировать  бюджетную классификацию в соответствии со спецификой и потребностями каждого бюджета.

    Представление  прозрачной и достоверной информации о деятельности органов   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и органов   местного   самоуправления   является   необходимым  условием обеспечения  эффективного  и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать  требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и  результатах  деятельности  органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Прозрачность   облегчает   контроль   со   стороны   общества  за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает  ответственность  органов  государственной  власти  субъектов Российской  Федерации  и  органов  местного самоуправления за принятые решения,    содействует    укреплению    внутренней    дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

    В  настоящее  время  в  открытом  доступе  на  регулярной  основе существуют  отдельные  элементы  статистической информации о состоянии  региональных  и  муниципальных  финансов, в числе которых присутствует отчетность об  исполнении  бюджетов  субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

    Реализация  мер по повышению эффективности  межбюджетных отношений должна  обеспечить завершение процесса системного реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации,  а также создание  эффективной,  устойчивой  и прозрачной системы  финансовых взаимоотношений между органами власти в Российской Федерации,  способной  к самостоятельному развитию на основе сочетания принципов  самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов. 

 

Заключение

 

    Подводя итоги вышесказанному, можно сделать  вывод, что управление финансами  в Российской федерации и в  других странах играет важную роль. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

    В условиях рынка роль финансов значительно  возросла - организация любой хозяйственной  деятельности требует финансового  обеспечения. На основе проведенного исследования, можно сказать, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании  денежных средств в целях выполнения функций. Также можно сказать, что финансы необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

    В управление финансами выделяются объекты  и субъекты управления. Объектами  выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений