НАЦИОНАЛЬНЫЙ
БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
финансов
РЕФЕРАТ
на тему: Управление
финансами. Место Министерства финансов
в системе управления финансами, его функции,
задачи и права. Современная система Министерства
финансов страны.
слушатель
ФПК, ПБ-1101 О.В. Шешолко
Руководитель В.М. Ливенский
ПИНСК 2011
Содержание
- Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами. ……………………………………………………………………3
- Органы управления финансами и их функции. …………………………….5
- Место Министерства финансов в системе управления финансами,
его функции, задачи и права.
………………………………………………..6
- Структура Министерства финансов страны……………………………….11
Литература………………………………………………………………………13
- Общее понятие об управлении финансами. Звенья управления финансами.
Управление – это совокупность приемов
и методов планомерного
воздействия на объект для
достижения определенного результата.
Управление финансами – это осознанное воздействие
органов управления на финансы страны
( в том числе финансы отдельных регионов,
хозяйствующих субъектов) и на все процессы,
происходящие в ней и связанные с получением
доходов и прибыли, необходимых для выполнения
функций государства.
Другими словами, управление финансами
– это действия государства действия
государства, направленные на выработку,
реализацию и совершенствование финансовой
политики.
Управление финансами
– понятие комплексное. Оно предполагает,
что
государство использует финансы
в качестве инструмента управления
народным хозяйством, воздействуя с их
помощью на весь процесс общественного
производства. Такое воздействие может
быть количественным и качественным. Увеличение
или уменьшение размера бюджетных ассигнований
на развитие сельского хозяйства или других
отраслей приводит к его ускорению или
замедлению.
В управлении финансами, как
и в управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты.
Понятие объекта
и субъекта управления
Объект управления |
Субъект управления |
виды финансовых отношений,
связанные с формированием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных фондов
денежных средств. |
Те организации и структуры,
которые осуществляют управление, т.е.
органы управления финансами:
Министерство финансов, Министерство
по налогам и сборам, Государственный
таможенный комитет. |
В управлении финансами можно
выделить такие взаимосвязанные элементы,
как планирование, оперативное управление
и контроль.
Планирование
– перспективная оценка состояния
финансов субъекта
хозяйствования с целью
выявления возможностей увеличения
финансовых ресурсов и направлений более
эффективного их использования. Соответствующие
управленческие решения в процессе планирования
принимаются на основе анализа финансовой
информации, которая должна быть достаточно
точной и достоверной.
Достоверность и своевременность
информации позволяют анализировать
ход событий, видеть их тенденцию
и заранее определять конечные результаты.
Финансовая информация базируется на
бухгалтерской, статистической и оперативной
отчетности.
Оперативное управление – комплекс мероприятий, разрабатываемых
на
основе оперативного анализа
складывающейся текущей финансовой
ситуации; его цель – получение максимального
эффекта от перераспределения финансовых
ресурсов при минимуме затрат. Основное
содержание оперативного управления
заключается в маневрировании финансовыми
ресурсами ради своевременного выполнения
необходимых мероприятий , а также устранения
возможных затруднений на отдельных участках
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий. Источниками такого маневрирования
могут быть резервные фонды, сверхплановые
финансовые ресурсы, банковские кредиты
и др.
Контроль призван обеспечить полное
и своевременное поступление
денежных средств в централизованные
и децентрализованные фонды
финансовых ресурсов, доведение
их до получателя, экономное и целевое
использование. Он осуществляется
как на стадии планирования, так и на стадии
оперативного управления.
Организация управления финансами включает следующие
виды:
- Стратегическое или общее управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления крупномасштабных финансовых программ и др.
Оперативное
или непосредственное управление - управление
финансами осуществляют специализированные
органы на общегосударственном уровне,
на отраслевом уровне и на уровне отдельных
предприятий и организаций.
Методы управления финансами:
- Административные методы, при которых вышестоящие органы
(министерства, ведомства) прибегают
к администрированию – волевым,
приказным мерам решения тех
или иных вопросов.
- Экономические методы предполагают отсутствие мелочной опеки
предприятий в вопросах оперативного
управления финансами, отказ от
постоянных корректировок плановых
заданий, выявление резервов роста
прибыли и других экономических
и финансовых показателей не по
приказу сверху, а в силу внутренней
экономической потребности,
самостоятельное решение предприятиями
своих экономических и
финансовых проблем.
- Органы управления финансами и их функции.
Группы органов
управления финансами
Органы общего
управления
финансами: |
Органы оперативного
управления: |
Органы отраслевого
управления финансами: |
Президент Республики
Беларусь, Национальное
собрание Республики
Беларусь (определяют
финансовую политику
государства, утверждают
финансовое законодательство
и осуществляют общий
контроль над соблюдением
финансового
законодательства)
|
Министерство финансов
Республики Беларусь,
Министерство по налогам
и сборам Республики
Беларусь,
Государственный
таможенный комитет
Республики Беларусь
(проводят в жизнь
финансовую политику,
разрабатывают проект
форм и методов
финансовых отношений,
издают инструкции,
контролируют соблюдение
форм и методов
финансовых отношений). |
Финансовые управления,
финансовые отделы
министерств, ведомств,
предприятий,
организаций. |
В
РБ стратегическое управление осуществляет
Президент и высшие органы законодательной
и исполнительной власти.
Президент РБ
исходя из положений Конституции:
1) призван обеспечить согласованное
функционирование и взаимодействие органов
законодательной и исполнительной власти;
2) определять внутреннюю и внешнюю
политику государства, на основе которой
строится финансовая политика.
3) подписывает законы после принятия
их парламентом
4) издает директивы, декреты,
указы, по вопросам формирования
и использования финансовых ресурсов.
Важнейшая
задача Президента - контроль за целевым и эффективным
расходованием финансовых ресурсов государства.
Парламент РБ
как высший законодательный орган:
1) принимает законы, регламентирующие
функционирование финансовых отношений;
2) устанавливает налоги, сборы,
пошлины, и другие платежи.
Совет министров
РБ как высший орган исполнительной
власти осуществляет управление финансами
через свои структурные подразделения:
министерства, ведомства, госкомитеты,
комитеты.
Оперативное (непосредственное)
управление финансами осуществляют: На общегосударственном уровне:
- Минфин;
- Министерство по налогам и
сборам;
- НБРБ;
- Государственный таможенный комитет.
На отраслевом уровне:
- финансовые управления;
- отделы;
- экономические службы различных
министерств и ведомств.
На уровне предприятий:
- финансовые отделы
- экономические службы
- бухгалтерии предприятий, организаций,
учреждений.
- Место Министерства финансов в системе управления финансами,
его функции, задачи
и права.
Министерство финансов Республики
Беларусь — республиканский орган
государственного управления и подчиняется
Совету Министров Республики Беларусь.
Минфин в своей деятельности
руководствуется Конституцией Республики
Беларусь, иными актами законодательства
Республики Беларусь
Основные задачи
Минфина:
- обеспечение активного использования финансов;
- разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений;
- эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;
- участие в организации инвестиционного сотрудничества страны;
- проведение государственной политики в области страховой деятельности;
- регулирование и управление деятельностью других республиканских органов государственного управления.
В соответствии с данными
задачами Минфин выполняет следующие основные функции:
- осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику, финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
- организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны и представляет его в Совет Министров страны;
- участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;
- разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения республиканского бюджета;
- ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны;
- обеспечивает исполнение республиканского бюджета;
- управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;
- определяет условия деятельности страховых организаций и их подразделений;
- осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, а также контроль за соответствием законодательству изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы и др.
Права Минфина
требовать и получать:
- от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
- от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином;
- ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, незаконного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки отчетов об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по их счетам, а также в случаях временных кассовых разрывов;
- вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
- выдавать по ходатайствам областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством из республиканского бюджета бюджетные кредиты в случае образования временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов с погашением этих бюджетных кредитов в согласованные сроки в пределах текущего финансового года;
- возмещать консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска из республиканского бюджета средства в случаях уменьшения доходов или увеличения расходов местных бюджетов;
- изымать из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в республиканский бюджет средства при принятии Советами депутатов решений, вызывающих уменьшение доходов или увеличение расходов республиканского бюджета;
- взыскивать в бесспорном порядке в республиканский бюджет средства из консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска в соответствии с законодательными актами;
- взыскивать в бесспорном порядке средства бюджета, в том числе в виде бюджетных займов и бюджетных ссуд, незаконно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, задолженность по бюджетным займам и бюджетным ссудам, проценты по бюджетным займам, а также платежи, произведенные в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь со взысканием процентов в случаях, предусмотренных законодательными актами;
- расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
- истребовать данные о доходах и расходах государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций по формам и в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций;
- давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам распорядителей средств республиканского бюджета и государственным целевым бюджетным и внебюджетным фондам при нарушении ими законодательства;
- проводить проверки, в том числе по поручению органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина, а также внеплановые проверки, проводимые в соответствии с законодательством при осуществлении контроля за использованием (расходованием) бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, мер государственной поддержки;
- проводить проверки соблюдения аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
- при осуществлении государственного надзора за деятельностью страховых организаций Минфин вправе:
- проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании; выносить страховым организациям, страховым посредникам обязательные для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений, приостанавливать действие выданных страховым организациям лицензий до устранения этих нарушений;
- вносить представления (предложения) собственнику имущества (учредителям, участникам) страховой организации о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению страховой организации, замене ее руководства;
- принимать решения о ликвидации страховой организации, страхового брокера в случаях, установленных законодательными актами;
- обращаться в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) страховой организации, страхового брокера;
- приостанавливать до назначения временного руководителя операции страховой организации, проводимые по расчетным и другим счетам в банках при осуществлении страховой деятельности без лицензии, а также деятельности, не связанной со страхованием и перестрахованием, либо при систематическом нарушении этой организацией требований законодательства о страховании;
- при необходимости назначать проведение аудита, привлекать экспертов за счет средств страховой организации, страхового брокера;
- осуществлять иные действия, предусмотренные законодательством;
- вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами решения, требования (предписания) об устранении нарушений законодательства в сфере деятельности Минфина;
- применять меры ответственности к юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательными актами;
- вносить предложения руководителям соответствующих республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций о привлечении к ответственности должностных и материально ответственных лиц, допустивших нарушения законодательства Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Минфина, денежной и валютной дисциплины либо недостачу или хищение денежных средств и материальных ценностей, а также иные нарушения, с передачей материалов органам уголовного преследования;