Теория международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:51, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью контрольной работы является Международная торговля. Из цели вытекают ряд задач:
1) рассмотреть международную торговлю и ее место в экономике государств;
2) проанализировать основные классические теории международной торговли;
3) изучить неоклассические теории международной торговли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
I.Теория международной торговли...…………….………………………………5
1.1. Классическая теория международной торговли…… ……………....5
1.2. Теория Хекшера - Олина 6
1.3. Парадокс Леонтьева ………………………………….………………6
1.4. Неотехнологические теории………..……..…………………………9
1.5. Теория "технологического разрыва"……..........................................10
1.6. Теория "цикла жизни продукта"……………………………….……11
1.7. Теория Портера: теория конкурентных преимуществ ..…………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
Список использованной литературы 17
Приложение……………........................................................................................18

Файлы: 1 файл

Теория международной торговли.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

В результате появления  технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.

 

    1. Теория "цикла жизни продукта"

 

Является наиболее популярной теорией неотехнологического направления. Она привлекла почти всех экономистов, поскольку точнее отражает реальное состояние международного разделения труда в современный период. В соответствии с данной теорией каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения. Каждая стадия отличается особым характером спроса и технологий.

На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.

На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке  быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.

На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке  насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.

На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.

Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.

Теории неотехнологического  направления отражают процесс радикальной  перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.

1.7. Теория Портера: теория конкурентных преимуществ

 

В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.

Национальная конкурентоспособность  определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования. Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.

Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:

  • Факторные условия, то есть те конкретные факторы, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
  • Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
  • Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
  • Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени  влияющие на обстановку в стране:

  • Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
  • Государственная политика.

По мнению Портера, государства  должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Развитие и усложнение международной  торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.

Если рассматривать мировую  торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Но если роль России в мировой  торговле невелика, то для самой  России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2000.
  2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: Юнити,2000.
  3. Киреев А.П. Международная экономика. М.: Юнити, 2000.
  4. Кочетов Э. "Геоэкономика и внешнеэкономическая стратегия России" Мировая экономика и международные отношения №11, 2000.
  5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.:Юнити,2000.
  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т. 2. М., 2001.
  7. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М., 2001.
  8. Николаев . П. Мировая экономика, М.: Юнити, 2001.
  9. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Соч В 3 т. Т. 1. М.:Финансы и кредит, 2000.
  10. Российский статистический ежегодник, Госкомстат РФ, М.: 2006
  11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.:Юнити, 1962.
  12. Фишер С., Дорыбуш Р, Шмолензи Р. Экономика, М.: Дело, 2001.
  13. Хойер. Как делать бизнес в Европе: Вступит. Слово Ю.В. Пискунова. - М.: Прогресс, 2002.

 

 

 

Приложение 

 

Внешняя торговля

Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса1) в январе 2007г. составил (в фактически действовавших ценах) 32,4 млрд.долларов США (857,6 млрд.рублей), в том числе экспорт - 21,0 млрд.долларов (557,1 млрд.рублей), импорт - 11,4 млрд. долларов (300,5 млрд.рублей).

Сальдо торгового баланса в январе 2007г. сложилось положительное, 9,7 млрд.долларов (в январе 2006г. - положительное, 12,4 млрд.долларов).

___________________ 
1) Платежный баланс формируется Банком России в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке Российской Федерации № 86-ФЗ от 10.07.2003г. и представляет собой статистический отчет, в котором отражаются все внешнеэкономические операции Российской Федерации с другими странами мира в ценах франко-граница страны-экспортера (ФОБ), включающих стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.  
Составной частью счета текущих операций платежного баланса является внешняя торговля, которая в соответствии с Руководством по платежному балансу МВФ (5 издание) включает: 
      - данные таможенной статистики внешней торговли, полученные на основе грузовых таможенных деклараций, заполняемых участниками внешнеторговой деятельности, с учетом данных Республики Беларусь; 
      - данные об объемах экспорта (импорта) товаров, не пересекающих таможенную границу Российской Федерации (рыбы и морепродуктов, выловленных и проданных в нейтральных водах; топлива и товаров, приобретенных российскими транспортными средствами в иностранных портах), полученные на основе федерального государственного статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики; 
       - досчеты Банка России к данным статистики внешней торговли, которые включают оценку стоимости товаров, ввезенных (вывезенных) физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и в упрощенном (льготном) порядке, и другие элементы досчетов.


Таблица 1

Динамика внешнеторгового оборота России 
(по методологии платежного баланса)

 

Внешнеторговый 
оборот

В том числе

Сальдо, 
млн. 
долларов 
США

млн. 
долларов США

в % к

экспорт

импорт

соот-ветствующе- 
му периоду предыдуще- 
го года

преды-дущему периоду

млн. 
долларов США

в % к

млн. 
долларов США

в % к

соот-ветствующе- 
му периоду предыдуще- 
го года

преды-дущему периоду

соот-ветствующе- 
му периоду предыдуще- 
го года

преды-дущему периоду

2006г.

Январь

29518

139,4

77,0

20938

147,7

85,6

8580

122,6

61,8

12358

Февраль

32323

130,9

109,5

21964

135,5

104,9

10359

122,3

120,7

11605

Март

37125

123,8

114,9

24462

123,6

111,4

12663

124,2

122,2

11799

I квартал

98966

130,5

92,7

67364

134,2

97,7

31602

123,1

83,6

35763

Апрель

35229

119,0

94,9

24070

121,0

98,4

11159

115,1

88,1

12911

Май

39794

133,1

113,0

27118

133,7

112,7

12676

131,7

113,6

14442

Июнь

39770

134,7

99,9

25432

131,0

93,8

14338

141,9

113,1

11094

II квартал

114795

129,0

116,0

76621

128,6

113,7

38174

129,8

120,8

38447

I полугодие

213761

129,7

 

143985

131,2

 

69776

126,7

 

74210

Июль

39623

122,5

99,6

25902

120,5

101,8

13721

126,5

95,7

12181

Август

42771

132,2

107,9

28273

131,0

109,2

14498

134,7

105,7

13775

Сентябрь

40386

124,1

94,4

25794

118,7

91,2

14592

134,8

100,6

11202

III квартал

122781

126,2

107,0

79970

123,4

104,4

42811

132,0

112,1

37159

Январь-сентябрь

336542

128,4

 

223955

128,3

 

112587

128,6

 

111369

Октябрь

40620

120,3

100,6

24916

112,2

96,6

15704

136,0

107,6

9212

Ноябрь

41788

120,5

102,9

25631

114,9

102,9

16157

130,7

102,9

9474

Декабрь

49438

128,9

118,3

30019

122,7

117,1

19419

140,0

120,2

10600

IV квартал

131846

123,5

107,4

80566

116,8

100,7

51280

135,7

119,8

29286

Год

468387

127,0

 

304520

125,0

 

163867

130,8

 

140653

2007г.

Январь

32398

109,8

65,5

21047

100,5

70,1

11351

132,3

58,5

9696

Информация о работе Теория международной торговли