Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:51, контрольная работа
Главной целью контрольной работы является Международная торговля. Из цели вытекают ряд задач:
1) рассмотреть международную торговлю и ее место в экономике государств;
2) проанализировать основные классические теории международной торговли;
3) изучить неоклассические теории международной торговли.
ВВЕДЕНИЕ 3
I.Теория международной торговли...…………….………………………………5
1.1. Классическая теория международной торговли…… ……………....5
1.2. Теория Хекшера - Олина 6
1.3. Парадокс Леонтьева ………………………………….………………6
1.4. Неотехнологические теории………..……..…………………………9
1.5. Теория "технологического разрыва"……..........................................10
1.6. Теория "цикла жизни продукта"……………………………….……11
1.7. Теория Портера: теория конкурентных преимуществ ..…………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
Список использованной литературы 17
Приложение……………........................................................................................18
В результате появления технических новшеств образуется "технологический разрыв" между странами, обладающими и не обладающими этими новшествами. Этот разрыв постепенно будет преодолеваться, т.к. другие страны начинают копировать нововведение страны-новатора. Однако пока разрыв не преодолен, торговля новыми товарами, производимыми по новой технологии, будет продолжаться.
Является наиболее популярной
теорией неотехнологического
На первой стадии цикла, когда новый продукт только начал производиться первоначально для внутреннего рынка, спрос на него будет невелик. Он предъявляется лицам с высокими доходами, для которых цена не имеет большого значения при принятии решения о приобретении товара. Чем больше лиц с высокими доходами, тем более вероятно появление на рынке новых товаров, производство которых требует больших издержек, т.к. их технология еще не обкаталась. Такая технология предполагает использование большого числа высококвалифицированных работников. Экспорт нового товара на первой стадии будет незначительным.
На второй стадии - стадии роста, спрос на внутреннем рынке быстро расширяется, продукт становится общепризнанным. Начинается серийный выпуск больших партий нового товара. На этой стадии появляется спрос на новый товар за рубежом. Первоначально он полностью удовлетворяется за счет экспорта, а затем начинается зарубежное производство нового товара благодаря передаче технологии.
На третьей стадии (зрелости) спрос на внутреннем рынке насыщен. Производственная технология полностью стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированную рабочую силу, снизить издержки производства, цены и достичь максимального производства товаров фирмами страны-новатора и зарубежными компаниями. Последние начинают проникать на внутренний рынок страны, где появился товар.
На последней стадии цикла продукт стареет, его производство начинает сокращаться. Дальнейшее снижение цен уже не приводит к повышению спроса, как это было на стадии зрелости.
Такова общая схема прохождения новым продуктом "цикла жизни". Теоретики данной модели не ограничиваются подобными общими описаниями. Они считают, что можно указать конкретные страны, условия которых максимально соответствуют производству либо новейших товаров, либо товаров, находящихся на других стадиях зрелости.
Теории неотехнологического направления отражают процесс радикальной перестройки системы международного разделения труда на основе развития электроники, информатики, передовых средств связи, новых материалов. На многих направлениях данного процесса задает тон азиатско-тихоокеанский регион. Причем здесь наблюдается достаточно быстрое размывание традиционного деления "центр-периферия". Это явление получило название концепции "летящих гусей". Суть ее в том, что налицо непрерывный процесс последовательного прохождения определенных фаз экономического развития высокоиндустриальными государствами, новыми индустриальными странами (НИС), странами АСЕАН.
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.
Заключение
Развитие и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого процесса. В современных условиях различия в международной специализации можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей международного разделения труда.
Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно развитые и отсталые.
Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.
В историческом плане нельзя не отметить рост влияния азиатских стран на процессы мировой торговли, вполне вероятно в новом тысячелетии этот регион займет ведущие роли в мировом процессе производства и реализации товаров.
Имея почти 150-миллионное население,
обладая значительными
На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражается разрыв хозяйственных связей в результате распада СССР, свертывания торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.
Список использованной литературы
Приложение
Внешняя торговля
Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса1) в январе 2007г. составил (в фактически действовавших ценах) 32,4 млрд.долларов США (857,6 млрд.рублей), в том числе экспорт - 21,0 млрд.долларов (557,1 млрд.рублей), импорт - 11,4 млрд. долларов (300,5 млрд.рублей).
Сальдо торгового баланса в январе 2007г. сложилось положительное, 9,7 млрд.долларов (в январе 2006г. - положительное, 12,4 млрд.долларов).
___________________ |
Таблица 1
Динамика внешнеторгового оборота
России
(по методологии платежного баланса)
Внешнеторговый |
В том числе |
Сальдо, | ||||||||
млн. |
в % к |
экспорт |
импорт | |||||||
соот-ветствующе- |
преды-дущему периоду |
млн. |
в % к |
млн. |
в % к | |||||
соот-ветствующе- |
преды-дущему периоду |
соот-ветствующе- |
преды-дущему периоду | |||||||
2006г. | ||||||||||
Январь |
29518 |
139,4 |
77,0 |
20938 |
147,7 |
85,6 |
8580 |
122,6 |
61,8 |
12358 |
Февраль |
32323 |
130,9 |
109,5 |
21964 |
135,5 |
104,9 |
10359 |
122,3 |
120,7 |
11605 |
Март |
37125 |
123,8 |
114,9 |
24462 |
123,6 |
111,4 |
12663 |
124,2 |
122,2 |
11799 |
I квартал |
98966 |
130,5 |
92,7 |
67364 |
134,2 |
97,7 |
31602 |
123,1 |
83,6 |
35763 |
Апрель |
35229 |
119,0 |
94,9 |
24070 |
121,0 |
98,4 |
11159 |
115,1 |
88,1 |
12911 |
Май |
39794 |
133,1 |
113,0 |
27118 |
133,7 |
112,7 |
12676 |
131,7 |
113,6 |
14442 |
Июнь |
39770 |
134,7 |
99,9 |
25432 |
131,0 |
93,8 |
14338 |
141,9 |
113,1 |
11094 |
II квартал |
114795 |
129,0 |
116,0 |
76621 |
128,6 |
113,7 |
38174 |
129,8 |
120,8 |
38447 |
I полугодие |
213761 |
129,7 |
143985 |
131,2 |
69776 |
126,7 |
74210 | |||
Июль |
39623 |
122,5 |
99,6 |
25902 |
120,5 |
101,8 |
13721 |
126,5 |
95,7 |
12181 |
Август |
42771 |
132,2 |
107,9 |
28273 |
131,0 |
109,2 |
14498 |
134,7 |
105,7 |
13775 |
Сентябрь |
40386 |
124,1 |
94,4 |
25794 |
118,7 |
91,2 |
14592 |
134,8 |
100,6 |
11202 |
III квартал |
122781 |
126,2 |
107,0 |
79970 |
123,4 |
104,4 |
42811 |
132,0 |
112,1 |
37159 |
Январь-сентябрь |
336542 |
128,4 |
223955 |
128,3 |
112587 |
128,6 |
111369 | |||
Октябрь |
40620 |
120,3 |
100,6 |
24916 |
112,2 |
96,6 |
15704 |
136,0 |
107,6 |
9212 |
Ноябрь |
41788 |
120,5 |
102,9 |
25631 |
114,9 |
102,9 |
16157 |
130,7 |
102,9 |
9474 |
Декабрь |
49438 |
128,9 |
118,3 |
30019 |
122,7 |
117,1 |
19419 |
140,0 |
120,2 |
10600 |
IV квартал |
131846 |
123,5 |
107,4 |
80566 |
116,8 |
100,7 |
51280 |
135,7 |
119,8 |
29286 |
Год |
468387 |
127,0 |
304520 |
125,0 |
163867 |
130,8 |
140653 | |||
2007г. | ||||||||||
Январь |
32398 |
109,8 |
65,5 |
21047 |
100,5 |
70,1 |
11351 |
132,3 |
58,5 |
9696 |