Сущность и роль финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является:
определить необходимость финансов;
раскрыть сущность и рассмотреть признаки финансов;
ознакомиться с принципами и ролью финансов в современном обществе.
рассмотреть функции финансов.

Оглавление

Введение 3
1. Необходимость и сущность финансов 5
2. Принципы и роль финансов 10
2.1. Роль государственных финансов 12
3. Функции финансов 13
Заключение 19
Список литературы

Файлы: 1 файл

К.р._ФиК.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     2. Принципы и роль финансов

 

     Финансы как совокупность экономических  отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании  фондов денежных ресурсов, не могут  развиваться иначе, чем по определенным принципам. Это – предварительное условие стабильного развития любой сложной системы.

     Первый  принцип финансов – единство законодательной  и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой  систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины [3, с. 53].

     Финансовые  отношения сопровождаются возникновением денежных обязательств одной стороны  перед другой. Эти обязательства (кредиторскую задолженность) сторона-должник  гасит перед кредитором спустя определенный срок за счет собственных источников. Привлечение средств на возмездной (платной) основе требует соизмерения процентных ставок и окупаемости затрат. Все это означает, что финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений.

     Это в равной мере относится и к  государству. Сбалансированность бюджета  и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а также заемных средств. Произведенные заимствования не должны превышать возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга [3, с. 54].

     Сбалансированность  финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и погашение задолженности. Напротив, разбалансированность выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, оборачивающихся банкротством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

     Важный  принцип развития финансовых отношений  – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Движение без  обозначенных целей бессмысленно. Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям [5, с. 37].

     Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений  вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня [3, с. 56].

     Диверсификация  позволяет снизить предпринимательский  риск и повышает стабильность и конкурентоспособность  предприятия. Правда, она требует  высокой маневренности в использовании  ресурсов. Удобным способом диверсифицировать  свою финансовую деятельность служат вложения в ценные бумаги с формированием портфеля ценных бумаг разных эмитентов.

     Наконец, еще одним принципом финансовой деятельности является ее организация  во времени. Наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы. В ряде случаев текущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений более крупных выгод в дальнейшем [5, с. 49].

     2.1. Роль государственных финансов

 

     В первую очередь, роль государственных  финансов в наши дни заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, развития ключевых отраслей хозяйства, поддержания темпов экономического роста, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса.

     Финансы объединены лежащими в основе финансовых операций отношениями между различными участниками общественного производства, или общественными отношениями. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве [10, с. 62].

     Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Финансы, выражая реально существующие в обществе отношения, выступают в качестве экономической категории. 
 
 
 
 
 
 

3. Функции финансов

 

      Сущность  финансов как экономической категории  находит практическое проявление через  функции, которые финансы выполняют  в обществе (рис. 2). Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.

      Традиционно рассматривают следующие функции  финансов: распределительную, стимулирующую и контрольную. Действуя одновременно и скоординированно, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. Следует понять, что перечисленные функции действуют именно одновременно, а не последовательно, как нередко отмечают некоторые авторы [9, с. 54].

      Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит  в мобилизации и использовании  денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих конституционных  функций. В связи с этим финансы реализуются прежде всего на стадии распределения созданного обществом продукта.

      В настоящее время роль финансов проявляется  в усилении воздействия финансового  механизма на расширение самостоятельности  предприятий различных форм собственности. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом. Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. В отечественной экономической литературе структура совокупного общественного продукта (СОП) традиционно обозначается символами

      C + (V + m),

      где С – стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда);

      (V + m) – национальный доход (стоимость  рабочей силы – V и прибавочный  продукт – m).

     На  основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляются внутриотраслевое, межотраслевое и территориальное распределение НД, и создаются бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды [9, с. 57].

     Через бюджет идет перераспределение средств.

      Собственно  распределение (или первичное распределение) означает, что после того как продукт  создан в сфере материального  производства он и распределяется между  его участниками. Часть СОП предназначается  для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть – (V + m) – распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение [11, с. 36].

      Затем следует вторичное распределение, или, иначе – перераспределение. Объективная необходимость этого  процесса вызвана тем, что наряду с участниками материального  производства общество состоит из членов, которые непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития: учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры и т.д. Общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить свою долю созданного продукта. Кроме того, общество, реализуя систему выработанных социально-экономических приоритетов, должно осознанно развивать некоторые отрасли и регионы, которые не имеют на первых порах собственных источников для этого.

 Рис.2 Функции финансов

      На  стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству. С помощью финансовых инструментов, прежде всего налогов и бюджета, оно изымает часть созданных  в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым пepepacпределение национального дохода. Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении национального дохода, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования [11, с. 39].

      Сущность  стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство  с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие  на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги.

      На  основе выработанной в процессе планирования и утверждения бюджетов на соответствующий  год системы приоритетов бюджетные  средства направляются на развитие той  или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия.

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

     Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

     Ведомственный финансовый контроль проводит контрольно – ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений [7, с. 50].

     Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми  службами предприятий (бухгалтерия, финансовый отдел). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его структурных подразделений. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.

     Независимый финансовый контроль выполняет аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов [4, с. 63].

     По  срокам проведения финансового контроля (ФК) различают:

  1. предварительный.
  2. текущий.
  3. последующий.

     Предварительный ФК проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет, проектов бюджетов.

     Текущий ФК осуществляет в процессе выполнения финансовых планов в ходе самих хозяйственно – финансовых операций. Его задачей  является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, своевременности расчетов с бюджетом.

     Последующий ФК организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности проведенных  хозяйственных операций. Его задачи – выявление недостатков в исполнении материальных, трудовых, ресурсов; возмещение нанесение ущерба; привлечение к ответственности виновных лиц.

     Функции государственных финансов проявляются  на макроэкономическом уровне и связаны  прежде всего с формированием и использованием централизованных (общественных) фондов, обеспечивающих функционирование всего народнохозяйственного комплекса для создания и удовлетворения потребностей в общественных благах [4, с. 66].

     Функции финансов предприятий реализуются на уровне макроэкономики, они непосредственно основаны на формировании и использовании капитала и денежных фондов предприятий в условиях их экономического обособления и удовлетворения частных благ на возмездной основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность и роль финансов