Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:57, контрольная работа
Целью моей работы является:
определить необходимость финансов;
раскрыть сущность и рассмотреть признаки финансов;
ознакомиться с принципами и ролью финансов в современном обществе.
рассмотреть функции финансов.
Введение 3
1. Необходимость и сущность финансов 5
2. Принципы и роль финансов 10
2.1. Роль государственных финансов 12
3. Функции финансов 13
Заключение 19
Список литературы
Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов, не могут развиваться иначе, чем по определенным принципам. Это – предварительное условие стабильного развития любой сложной системы.
Первый принцип финансов – единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины [3, с. 53].
Финансовые отношения сопровождаются возникновением денежных обязательств одной стороны перед другой. Эти обязательства (кредиторскую задолженность) сторона-должник гасит перед кредитором спустя определенный срок за счет собственных источников. Привлечение средств на возмездной (платной) основе требует соизмерения процентных ставок и окупаемости затрат. Все это означает, что финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого субъекта этих отношений.
Это в равной мере относится и к государству. Сбалансированность бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых и неналоговых платежей, а также заемных средств. Произведенные заимствования не должны превышать возможностей бюджета или внебюджетного фонда по обслуживанию и погашению государственного долга [3, с. 54].
Сбалансированность финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и погашение задолженности. Напротив, разбалансированность выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, оборачивающихся банкротством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).
Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Движение без обозначенных целей бессмысленно. Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям [5, с. 37].
Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня [3, с. 56].
Диверсификация
позволяет снизить
Наконец, еще одним принципом финансовой деятельности является ее организация во времени. Наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы. В ряде случаев текущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений более крупных выгод в дальнейшем [5, с. 49].
В первую очередь, роль государственных финансов в наши дни заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, развития ключевых отраслей хозяйства, поддержания темпов экономического роста, структурной перестройки экономики, ускорения научно-технического прогресса.
Финансы объединены лежащими в основе финансовых операций отношениями между различными участниками общественного производства, или общественными отношениями. По характеру эти отношения - производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве [10, с. 62].
Экономические
отношения исключительно многообразны:
они возникают на всех стадиях воспроизводственного
процесса, на всех уровнях хозяйствования,
во всех сферах общественной деятельности.
Финансы, выражая реально существующие
в обществе отношения, выступают в качестве
экономической категории.
Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе (рис. 2). Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.
Традиционно
рассматривают следующие
Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих конституционных функций. В связи с этим финансы реализуются прежде всего на стадии распределения созданного обществом продукта.
В настоящее время роль финансов проявляется в усилении воздействия финансового механизма на расширение самостоятельности предприятий различных форм собственности. Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом. Распределительная функция финансов включает в себя как собственно распределение, так и перераспределение. Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт, созданный в стране, а также его составляющие, и прежде всего национальный доход. В отечественной экономической литературе структура совокупного общественного продукта (СОП) традиционно обозначается символами
C + (V + m),
где С – стоимость израсходованных на производство продукции средств производства (орудий труда и предметов труда);
(V
+ m) – национальный доход (
На
основе данной функции обеспечиваются
также общегосударственные
Через бюджет идет перераспределение средств.
Собственно распределение (или первичное распределение) означает, что после того как продукт создан в сфере материального производства он и распределяется между его участниками. Часть СОП предназначается для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Эта часть обеспечивает простое воспроизводство. Оставшаяся часть – (V + m) – распределяется между работодателями и наемными работниками материальных отраслей и используется для расширения общественного производства. Завершается первичное распределение [11, с. 36].
Затем
следует вторичное
На
стадии перераспределения
Сущность стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует прежде всего следующие финансовые рычаги: бюджет, тарифы и цены, налоги.
На
основе выработанной в процессе планирования
и утверждения бюджетов на соответствующий
год системы приоритетов
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.
Ведомственный финансовый контроль проводит контрольно – ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и учреждений [7, с. 50].
Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий (бухгалтерия, финансовый отдел). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его структурных подразделений. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.
Независимый финансовый контроль выполняет аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов [4, с. 63].
По срокам проведения финансового контроля (ФК) различают:
Предварительный ФК проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет, проектов бюджетов.
Текущий ФК осуществляет в процессе выполнения финансовых планов в ходе самих хозяйственно – финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, своевременности расчетов с бюджетом.
Последующий ФК организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности проведенных хозяйственных операций. Его задачи – выявление недостатков в исполнении материальных, трудовых, ресурсов; возмещение нанесение ущерба; привлечение к ответственности виновных лиц.
Функции государственных финансов проявляются на макроэкономическом уровне и связаны прежде всего с формированием и использованием централизованных (общественных) фондов, обеспечивающих функционирование всего народнохозяйственного комплекса для создания и удовлетворения потребностей в общественных благах [4, с. 66].
Функции
финансов предприятий реализуются
на уровне макроэкономики, они непосредственно
основаны на формировании и использовании
капитала и денежных фондов предприятий
в условиях их экономического обособления
и удовлетворения частных благ на возмездной
основе.