Сущность и необходимость финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Современная экономика не может существовать без финансов и финансовых отношений, складывающихся в государственной (публичной) сфере. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством.

Оглавление

1. Финансы в рыночной экономике, их функции…………………………3
2. Финансовый механизм и его элементы…………………………………8
3. Проблема стабилизации финансов в Российской Федерации и возможные пути ее решения…………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 77.50 Кб (Скачать)

 

Финансовые  рычаги - это приемы воздействия на деятельность организации. Они включают набор показателей, таких как доход, прибыль, налоги, цена, заработная плата, амортизационные отчисления, процентные ставки и т.п.

 

Финансовые  методы - это способы воздействия на деятельность организации. В практике работы используются финансовое прогнозирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовый контроль, кредитование, страхование и др.

 

Правовое  обеспечение финансовой деятельности организации заключается в законодательной охране прав собственности, формирования налогового законодательства, создании законодательной базы учетной политики, взаимоотношений с банковскими и инвестиционными структурами, рынка ценных бумаг, порядка составления и представления финансовой отчетности и др.

Нормативное обеспечение финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифы, методические указания и разъяснения.

Информационное  обеспечение заключается в представлении финансовой информации, необходимой для управления финансовой деятельностью организации. Финансовая информация с одной стороны должна создавать возможность оценки работы и изыскания путей воздействия на деятельность организации, с другой - свободного доступа к данным о состоянии финансового рынка.

 

Распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального  дохода (НД) с помощью финансов осуществляется в два этапа.

Первый этап - первичное распределение национального дохода, при котором создаются так называемые основные (первичные) доходы. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) заработная плата рабочих,  служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых  в сфере материального производства;

2) доходы предприятий  сферы материального производства.

В условиях рыночной экономики  в состав первичных доходов входят косвенные налоги, устанавливаемые  государством. Эти налоги сразу направляются государству и в доходы экономических  субъектов не включаются. Сумма групп  первичных доходов равна величине национального дохода.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения  обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо вторичное распределение (перераспределение) национального дохода, связанное:

  • с межотраслевым, внутриотраслевым, внутрихозяйственным, межтерриториальным перераспределением первичных (основных) доходов в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий;
  • наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (государственное управление, образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение), но без функционирования которой производство не может быть эффективным;
  • необходимостью обеспечения социального развития;
  • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

 

Государство с помощью  финансового механизма изымает  часть созданных в сфере материального  производства доходов и направляет их в другие сферы. В результате перераспределения  национального дохода образуются вторичные  или производные доходы. К ним  относятся всевозможные налоги, платежи  и сборы (за исключением косвенных  налогов), взносы в страховые, благотворительные  фонды, в различные религиозные  и общественные организации и  объединения, а также доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Последние включаются в состав вторичных (производных) доходов, поскольку национальный доход, как макроэкономический показатель, характеризует вновь созданную  стоимость созданную в отраслях материального производства (без  учета вклада непроизводственной сферы  в создание новой стоимости). При  вторичном распределении (перераспределении) национальный доход распределяется на фонд накопления и фонд потребления, а затем перераспределяется между  производственной и непроизводственной сферами, а также территориями (субъектами Федерации и муниципальными образованиями). Подавляющая часть перераспределительных  отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через федеральный  и территориальные бюджеты. Процесс  перераспределения национального  дохода предопределяется характером финансовой политики государства, раскладом политических сил в стране. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций  использования национального дохода.

Финансы имеют отношение  к распределению и перераспределению  национального дохода как на стадии формирования первичных (основных) доходов, так и на стадии формирования вторичных (производных) доходов. Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода в пропорции  его конечного использования.

Последней стадией перераспределения  доходов является их реализация. Доходы ведь нужны не ради них самих, а  ради тех благ, которые на них  приобретаются. Реализуемые доходы называются конечными, они истрачены  на приобретение товаров и услуг. Часть доходов может быть выделена на сбережения в различной форме.

 

Основное финансовое равенство:

Сумма первичных доходов должна равняться сумме конечных доходов  с учетом сбережений. Это одно из основных финансовых равенств.

Распределение и перераспределение  национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах  структурной перестройки народного  хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение), а также поддержки наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей  и т.д.

 

 

 

 

  1. Проблема стабилизации финансов в Российской Федерации и возможные пути ее решения

Нестабильная ситуация в  российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем  соответствующего направления средств  должны обеспечить структурную перестройку  экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности  производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система  России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное  устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем  в области бюджетных отношений:

  • Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
  • Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
  • Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления  указанных проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

  • устранить неясности в Бюджетном кодексе;
  • предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
  • создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса;
  • просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам.
  • увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

 

Другими проблемами бюджетной системы России являются:

  • высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  • действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
  • тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
  • принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  • доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
  • недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

  • Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
  • Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
  • Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
  • Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
  • Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
  • Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран.

 

На сегодняшний  день существуют проблемы в сфере  территориальных финансов:

  • недофинансирование.
  • проблема финансирования дорожного хозяйства, особенно строительство новых дорог.

 

Правительство РФ выделяет на эти цели регионам 29 млрд. рублей, еще на 10 млрд. рублей берет на себя финансирование федеральных дорог, т. е. объем субвенций остается примерно на прошлогоднем уровне в 39 млрд. рублей. Однако Минтранс признает, что нужны, как минимум, 47 млрд. рублей [32].

 

Предполагается, что в  качестве компенсации за выпадающие доходы региональных дорожных фондов от отмененных налогов с оборота, которые составили по ряду субъектов  РФ 15 млрд. рублей, оно передало в  регионы в 2007 году 1,5 % налога на прибыль, акциз на нефтепродукты, создало  новый транспортный налог. Это позволит, по его мнению, с учетом субвенций, а также 50 % земельного налога, недоимки по налогам с оборота, профинансировать дорожные работы на 216,3 млрд. рублей и  обеспечить сохранение объема дорожных работ на прошлогоднем уровне.

Предполагаемый объем  налоговых доходов, направленных на дорожное строительство, имеющих постоянный характер, составит 168,9 млрд. рублей. Поступления  недоимки по налогу на пользователей  автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств  составит 35,3 млрд. рублей. Субвенции  из федерального бюджета равны 29 млрд. рублей.

 

Способы решения  проблем территориального финансирования:

  • Тщательная проработка и анализ проблемы;
  • Введение дополнительного финансирования по различным статьям расходов по регионам, которое позволит смягчить проблему недофинансирования.

В частности, дополнительное финансирование непроцентных расходов в 2006-2008 гг. на 67 млрд. рублей позволило  субъектам Федерации лучше подготовиться  к зиме, выплатить в полном объеме увеченную на 30 % заработную плату  бюджетникам, сократить потери сельскохозяйственных предприятий, пострадавших от засухи, расплатиться по долгам федерального правительства перед предприятиями  ВПК, выделить дополнительные средства на дорожное строительство, погасить часть  задолженности по ведомственному жилью, дополнительно профинансировать строительство  метрополитена и ряд других социальных статей бюджета.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Балабанов, А. И. Финансы: Учебник. / А.И. Балабанов.  - СПб: Питер, 2000.
  2. Преображенский Б.Г. О развитии бюджетного законодательства Российской Федерации / Б.Г. Преображенский // Журнал российского права. – 2002.
  3. Романовский, М. В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие / М.В. Романовский. -  М.: Юрайт-Издат, 2002

 


Информация о работе Сущность и необходимость финансов