Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:25, лекция

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………….....3
Глава I. Понятие и особенности финансов
1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………….……………5
1.2. Особенности финансов……………………………………...………….…………9
Глава II. Функции финансов
2.1. Распределительная функция……………………………………………….….…12
2.2. Контрольная функция…………….…………………..…………..…….……....14
2.3. Другие функции…..……….…………………………………………………….15
Глава III. Государственные финансы и методы их управления
3.1. Государственные финансы…………………………….………………………..17
3.2. Методы управления финансами………...…………….…………..……………20
Заключение………………………..…………………………………….………

Файлы: 1 файл

В1 сущность и функции финансов.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

3.2. Методы управления финансами  

Управление - это совокупность приемов и методов  целенаправленного воздействия  на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

Органы  управления финансами

Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

В их задачи входит:

  1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
  2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
  3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

Министерство финансов организует и обеспечивает:

  1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
  4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
  5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
  6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
  7. финансирует сферы деятельности.

Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

В управлении финансами выделяются объекты и  субъекты управления. В качестве объектов управления  выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых  отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы предприятий (организаций, учреждений), страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений), страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Объектом  финансового планирования является финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства, а  итоговым результатом - составление  финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).

Субъекты  управления используют в каждой сфере  и каждом звене финансовых отношений  специфические методы целенаправленного  воздействия на финансы. Вместе с  тем, им присущи и единые приемы и  способы управления. Так, в управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления  сводится  к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации ”узких” мест, решения вновь возникающих задач и т. п.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет    сопоставить фактические результаты  от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования. Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ.

Научный  подход к управлению финансами определяет многоплановый характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты  экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

Управление  финансами в условиях становления и развития рыночной экономики требует усиления научного обоснования управленческих решений по финансам, реализации ныне слабо используемых методов, например, метода маневрирования финансовыми ресурсами как элемента одной из функций управления – регулирования, методов формирования финансового рынка.*

За соблюдением  налогового законодательства при пересечении  товарами границы РФ, правильностью  исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.

Каждое  звено финансовой системы имеет  свой аппарат оперативного управления.

Управление  финансами отраслей народного хозяйства  производится финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.

Управление  финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий.   

Заключение.   

Из всего  выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений  разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования       финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

В курсовой работе мною были рассмотрены функции  финансов, а именно: распределительная  и контрольная – эти функции  осуществляются финансами одновременно. Нельзя  забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства  через финансы в процесс воспроизводства,  стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических              и социальных  отношениях.

Таким образом, в  курсовой   работе я попыталась раскрыть следующие вопросы: необходимость и сущность финансов, дать определение государственным финансам и методам их управления.

Список литературы.

  1. Беляев Ю.А. «Финансы местного самоуправления»,Финансы, 1997, № 11.
  2. Блуцевская Ю.А. «Финансовые потоки между основными секторами экономики». // Вопросы экономики. №6, 2003 год
  3. Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы». / М., 2002 год
  4. Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2000г
  5. Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2000г
  6. Ковалев В.В. «Финансы», М., . 2003 год
  7. Королев Г.Н. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» 2003 г. // Банкир №2, 2003.
  8. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., 2003 год.
  9. Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит». М.,2001 г
  10. Родионова М.В. «Финансы», 1998 год

Информация о работе Сущность и функции финансов