Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Финансы - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение социальных и друг их потребностей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…………….....3


Глава I. Понятие и особенности финансов

1.1. Необходимость и сущность финансов…………………………….……………5

1.2. Особенности финансов……………………………………...………….…………9


Глава II. Функции финансов

2.1. Распределительная функция……………………………………………….….…12

2.2. Контрольная функция…………….…………………..…………..…….……....14

2.3. Другие функции…..……….…………………………………………………….15

Глава III. Государственные финансы и методы их управления

Государственные финансы…………………………….………………………..17
Методы управления финансами………...…………….…………..……………20


Заключение……………………………..…………………………………….………23 Список литературы…….…..……..…………………………………………..…….24

Файлы: 1 файл

Сущность и функции финансов.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      Первая, вторая и третья функции могут осуществляться только государственными образованиями, поэтому объем публичных финансов, необходимых для их осуществления, точно задан объемами деятельности по всем составляющим эти функции направлениям деятельности.

      Объем четвертой и пятой функций  может быть различным и определяться не только фактически сложившейся в обществе структурой видов деятельности, но и их отнесением законодательством к осуществляемым государственными образованиями в рамках публично-правовых отношений или гражданами и организациями в рамках частноправовых отношений. Таким образом, объем осуществляемых государственными образованиями четвертой и пятой функциями и объем соответствующих им государственных (муниципальных) финансов подлежат оптимизации.

      Общей целью такой оптимизации является повышение эффективности осуществления указанных функций. Однако при этом необходимо учитывать, что эффективность какой-либо деятельности государственных образований либо других субъектов хозяйствования определяется эффективностью осуществления всех её элементов, в том числе финансового обеспечения этой деятельности. В частности, система самофинансирования, характерная для возмездной деятельности частных образований – организаций и граждан, в отличие от безвозмездной деятельности государственных и муниципальных учреждений, предусматривает необходимость, в том числе контроля за их количеством и качеством, и их оплаты. Таким образом, в системе «организация деятельности – организация финансов» существует не только прямая, но и обратная связь, характеризуемая воздействием различной эффективности публичных и частных финансов на разграничение различных форм организации общественных отношений – публичной власти и саморегулирования, что ведёт к усложнению процесса оптимизации.

      Параметрами, определяющими выбор варианта осуществления функций публичных образований и, соответственно , публичных финансов, являются объём частных и публичных финансов или разграничение всех функций на относящиеся в частным и публичным (финансируемым за счет средств частных образований или государственных (муниципальных) средств, и их структура, то есть разграничение публичных функций на финансируемее за счет налогов или сборов.

      К факторам, определяющим значение указанных  параметров, предлагается относить: юридическое  значение соответствующих действий (поскольку действия, имеющие юридическое значение, то есть порождающие права и обязанности лица по отношению к третьим лицам без участия этих лиц в совершении указанных действий, могут осуществляться только органами власти в соответствии с их публично-правовыми полномочиями). Возможность организации контроля за объемом использования отдельными лицами результатов какой-либо деятельности (поскольку без определения объема использования результатов данной деятельности отдельными лицами невозможна индивидуальная оплата этой деятельности). Масштабы и структура использования результатов этой деятельности (поскольку при использовании результатов какой-либо деятельности всеми или почти всеми гражданами в сравнительно равном объеме нецелесообразно осуществлять учет объемов использования её результатов отдельными лицами).

      Представляется, что критериями оптимизации объёма и структуры публичных финансов как средства осуществления функций  публичных образований являются: возможность использования результатов  деятельности в соответствии с её назначением (в частности, невозможность выполнения действий, имеющих юридическое значение, частными образованиями). Независимость органов публичной власти при осуществлении конкретных действий, имеющих юридическое значение, от экономических интересов органов публичной власти в целом или их отдельных должностных лиц. Эффективность организации соответствующей деятельности, определяемая по отношению результатов деятельности к затратам на их получение, включающим затраты непосредственно на организацию деятельности, на её финансирование и на определение объёмов использования её результатов отдельными лицами (с учетом того, что эффективность экономической деятельности организаций – монополистов, в том числе органов государственной власти и органов местного самоуправления, при прочих равных условиях ниже, и того, что осуществление платной деятельности государственными и муниципальными учреждениями противоречит цели их создания – оказанию общественных услуг за счет бюджета). Жесткость контроля за ценными бумагами (тарифами) на товары (работы, услуги), реализуемые организациями – монополистами (в частности, установление размеров цен и тарифов на товары, работы, услуги, реализуемые исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, соответствующими представительными органами). Степень обеспечения социальной справедливости (то есть соответствия размеров платы отдельного лица за использование результатов какой-либо деятельности объемам этого использования). Максимальная свобода общественных отношений (то есть их минимальное государственное или муниципальное регулирование, обусловленное только необходимостью защиты одной из сторон общественных отношений, которая априори слабее другой стороны).

      В соответствии с этими критериями можно сформулировать следующие принципы определения объема и структуры государственных (муниципальных) функций и, соответственно, объема и структуры публичных финансов:

      1. если какая-либо деятельность  имеет общее для всех (большинства)  граждан значение или объемы использования её результатов отдельными гражданами не поддаются контролю, она должна относиться к государственным (муниципальным) функциям и финансироваться из части публичных финансов, формируемой за счет налогов;

       2. если целью какой-либо деятельности является перераспределение полученных доходов, например в форме социальной поддержки малообеспеченных граждан, она также должна относиться к государственным (муниципальным) функциям, финансируемым из части публичных финансов, формируемой за счет налогов;

      3. если какая-либо деятельность  адресована конкретному гражданину (организации) или их определённому  кругу и имеет юридическое  значение, то есть порождает права  и обязанности этих граждан  (организаций) по отношению к  третьим лицам, она должна осуществляться государственными (муниципальными) образованиями в рамках публично-правовых отношений и финансироваться из части публичных финансов, формируемой за счет сборов, то есть оплачиваться в виде сбора гражданами (организациями) – получателями указанных публичных услуг;

      4. не допускается (без каких-либо  изъятий) осуществление какой-либо  платной деятельности государственных  (муниципальных) образований (органов  государственной власти, органов  местного самоуправления), за исключением  оплачиваемой установленными законом сборами. Недостаток средств в соответствующем бюджете является основанием не для введения платных услуг государственных (муниципальных) учреждений, а для сокращения объемов и видов оказываемых ими бесплатных общественных услуг;

      5. если какая-либо деятельность адресована конкретному гражданину (организации) или их определённому кругу и не имеет юридического значения, то есть не порождает права и обязанности этих граждан (организаций) по отношению к третьим лицам, она должна осуществляться только гражданами и организациями в рамках частноправовых отношений. 

       В системе бюджетных отношений Республики Казахстан особое звено составляют республиканские бюджеты. Аккумулируемые в них финансы предназначены для выполнения республиками, входящими в Российскую Федерацию, своих государственных функций.  Концентрируемые в республиканских бюджетах  средства  распределяются  в отраслевом  и территориальном разрезах  в целях обеспечения прогрессивной структуры общественного  производства,  усиления  социальной  направленности  развития  экономики,  поддержания единого уровня  социальной  защищенности  граждан данной  республики,   обеспечения им  гарантированных конституцией  прав  и свобод.

       Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным    бюджетам. В последнее время они развиваются быстрыми темпами в связи с                 повышением  роли и влияния местных органов власти: растут масштабы местного   хозяйства, расширяются и усложняются функции местных органов власти.  Местные бюджеты все больше  используются  для   регулирования экономических процессов,  влияют  на  размещение  производительных  сил,  способствуют  повышению  конкурентоспособности  продукции,  выпускаемыми  местными   предприятиями,  созданию  территориальной  инфраструктуры,  финансированию  затрат  по воспроизводству  трудовых  ресурсов. Важную  роль  играют  местные бюджеты в реализации  социальных  программ,  финансировании  возрастающего  объема  социальных  расходов,  обусловленных  повышением  требований  к  росту  качества  жизни.

       Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды. Они хотя и управляются федеральными, республиканскими и местными    властями, тем не менее организационно отделены от бюджетов и имеют     определенную самостоятельность. К внебюджетным   фондам относятся: фонд социального страхования, пенсионный фонд,  фонд   занятости населения,  другие   целевые   фонды государственного и регионального значения (инновационный, природоохранительный, регионального развития и т.д.).  Главное назначение  внебюджетных  фондов  любого  уровня – финансирование  отдельных целевых мероприятий за  счет  специальных целевых отчислений  и других  источников. Значение  обособленного  функционирования  внебюджетных  фондов  особенно  возрастает  в  условиях  экономической  и  финансовой  нестабильности  в  стране. Автономный  статус  внебюджетных  фондов  позволяет  гарантировать  своевременное  финансирование  важнейших  социальных  мероприятий.  В отличие от  федерального,  республиканских  и  местных  бюджетов  внебюджетные  фонды  подлежат  значительно  меньшей  регламентации  и  меньшему  контролю  со  стороны  органов  государственной  власти.

         Внебюджетные  фонды  довольно  разнообразны  как  по  функционально-целевому  назначению,  так  и  по  уровням  управления. В  соответствии  с  функциональным  назначением их  можно подразделить  на  фонды,  имеющие либо  экономический,  либо  социальный,  либо  природоохранный характер.  По  уровням управления  внебюджетные  фонды  подразделяются  на  фонды  общественного,  республиканского  и  регионального  значения.

       Специфической частью государственных финансов выступают денежные     отношения, составляющие содержание государственного кредита.       Государственные  кредитные отношения возникают в связи с мобилизацией временно свободных  денежных    средств предприятий, организаций и населения и их   передачей  во   временное  пользование органам государственной власти для обеспечения финансирования государственных   расходов. Привлечение государством  временно свободных денежных средств  юридических и физических лиц осуществляется путем продажи на             финансовом   рынке облигаций,  казначейских обязательств и  других   видов       государственных ценных бумаг. Основными формами государственного кредита являются займы и казначейские ссуды.  Государственный кредит  играет  важную  роль  в укреплении  экономики и ее  финансовом  оздоровлении.

       С его  помощью  ресурсы, аккумулируемые на финансовом рынке,    направляются на финансирование потребностей экономического и социального  развития. Государственные  кредитные ресурсы позволяют цивилизованным способом покрывать  бюджетный дефицит. Способствуя оттоку денег из обращения, государственный кредит смягчает остроту проблеем  в сфере денежного обращения.  

       3.2.  Методы  управления  финансами

       

      Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей финансовой системы.

       Органы  управления финансами

       Общее управление финансами в Российской Федерации возложено на Федеральное Собрание и две его палаты - Государственную Думу и Совет Федерации.

      В их задачи входит:

  1. рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
  2. рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
  3. установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.

      Оперативное управление финансами осуществляет Министерство финансов Российской Федерации  и его органы на местах.

      Министерство  финансов организует и обеспечивает:

  1. разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  3. разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
  4. осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
  5. осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
  6. разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
  7. финансирует сферы деятельности.
 

       Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых приемов  и методов, в том числе используя  разнообразные стимулы и санкции.

Информация о работе Сущность и функции финансов