Сущность и функции денег. Государственный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будут рассмотрены две важные темы: сущность и функции денег и государственный кредит. Обозначены следующие вопросы:
1. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Каждому уровню развития товарных отношений соответствует определенный класс денег. В процессе эволюции возникают и развиваются различные виды денег. Цель работы – изучить экономическую роль денег, основные функции денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, рассмотреть виды денег, что необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………… стр 2
Глава 1. Сущность и функции денег
1.1 Товар и деньги………………………………………………………стр 3
1.2 Виды денег………………………………………………………… стр 4
1.3 Функции денег ……………………………………………………. стр 8
Глава 2. Государственный кредит
2.1 Сущность и функции государственного кредита ………………. стр 10
2.2 Управление государственным кредитом ………………………… стр 14
2.3 Регулирование рынка государственных ценных бумаг ………… стр 15
Выводы …………………………………………………………………….стр 17
Список литературы ………………………………………………………. стр 19

Файлы: 1 файл

Сущность и функции денег. Государственный кредит.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Цена как мера стоимости требует  количественной определенности. Поэтому  с ней тесно связано свойство денег служить масштабом цен, который устанавливается государством.

Цена каждого товара выступала  как какое-то количество золота, при  этом все золото превращалось в воплощение общественного богатства.

       2. Функция денег как средства обращения. В отличие от первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает: продажу товара (Т), т.е. превращение его в деньги (Д), и куплю товара, т.е. превращение денег в товары (Т - Д - Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена одного блага на другое.

          3. Национальные деньги –  их соизмерения с другими деньгами называют валютой. Основной валютой российской системы является российский рубль, введенный в обращение в 1992 году и заменивший собой рубль СССР.

  4. Функция денег как средства накопления. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу, получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, т.е. акт "продажа-купля" прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят. В отличие от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.

5 Средство платежа. Эта функция  возникает, когда товары и услуги  продаются в кредит, то есть  с отсрочкой платежа. Продажа  товаров с условием отсрочки  платежа становится необходимым  элементом хозяйственной жизни  и составной частью производственного процесса. В качестве средства платежа деньги способны обслуживать не только движение товаров, но и движение капитала. Функция средства платежа берет свое начало от функции сохранения стоимости, как это имело место с функцией средства обращения.

          Подводя итог первичному анализу  денежных функций, следует отметить их взаимодействие, а также принять во внимание, что функция средства обращения и платежа должна определять размеры общей денежной массы в стране, а функция накопления напрямую связана с кредитно-денежной политикой государства.

 

Глава 2. Государственный  кредит.

 

2.1 Сущность  и функции государственного кредита.

       Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнения других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

       Как  экономическая категория государственный  кредит находится на стыке  двух видов денежных отношений  – финансов и кредита –  и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.

       Государственный  кредит отличается рот других  видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечения кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

     На уровне  центрального правительства государственные  займы не имеют конкретного  целевого характера. Тогда как  заимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеют четко выраженную целевую направленность. Например, в займы на строительство новой дороги, жилого массива.

       Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов:

1. Через распределительную  функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использования на принципах срочности, как платности и возвратности. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются, зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

       Налоги  являются основным, но не единственным  источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга.  Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

2. Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в том, что, вступая в кредитные  отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

       Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. В случае если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного  спроса.

Операции по купле-продаже  государственных ценных бумаг или  выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.

       Положительное  воздействие на производство  и занятость государство оказывает,  предъявляя спрос на товары  национального производства. В промышленно  развитых странах распространена  система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

       Большую  роль в стимулировании развития  производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территории или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

       3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои особенности:

- очень тесно связана  с деятельностью государства  и состоянием централизованного  фонда денежных средств

- предполагает возвратность и возмездность получения средств

- осуществляется не  только финансовыми структурами,  но кредитными институтами.

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:

  • составом заемщиков и кредиторов;
  • конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств;
  • местом получения кредита; формой его оформления;
  • методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
  • сроками погашения государством своих обязательств;
  • степенью риска кредитора и заемщика. 

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров  и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

 

2.2 Управление  государственным кредитом

       Управление  государственным кредитом это совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных Ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга.

Высшим огранном управления государственным кредитом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.

       В  соответствии с Конституционным  законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством Российской Федерации.

Для оптимизации управления внутренними и внешними кредитами  Бюджетный кодекс РФ предусматривает  разработку Правительством двух программ:

1. Программы государственных  внешних заимствований; и 

2. Программы государственных  внутренних заимствований. 

Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием  целей, источников, сроков возврата. Программы  представляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

       В  процессе управления государственным  кредитом, решаются следующие задачи:

1. Минимизировать стоимость  кредита для страны;

2. Не допустить переполнение рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса:

3. Наиболее эффективное  использование заемных средств

4. Обеспечение своевременного  возврата кредита. 

5. Направление полученных  средств на решение тех задач,  которые определены финансовой политикой государства.

Все эти задачи возложены  на Министерство финансов и Центральный  Банк.

        Оперативное управление государственным кредитом -  осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляют Министерство финансов или Казначейство совместно с Центральным банком. Так создано два департамента: Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий.

 

2.3 Регулирование рынка государственных ценных бумаг

       Регулирование  рынка государственных ценных  бумаг также осуществляется Центральным  Банком Российской Федерации.  Меры воздействия, применяемые ЦБ, можно условно разделить на две группы:

1. «пожарные» меры  – понятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции  ЦБ на рынке ценных бумаг  и валютном рынке.  Эти меры  действенны лишь короткий период  – два-три дня.

2. иностранные займы. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности, что кредиты будут получены.

       Выделяют  следующие методы погашения государственного  кредита:

  1. Традиционный - за счет золотовалютных запасов страны.
  2. Консолидация –  превращение краткосрочной задолженности к долгосрочной, то есть перенос предстоящих сроков времени платежей на отдаленное будущее.
  3. Конверсия – это сокращение размеров внешнего долга путем превращения его в долгосрочные инвестиции. В счет долга кредиторам предлагается приобрести недвижимость или участие в капиталовложениях страны заемщика.
  4. Унификация – это объединение нескольких займов в один.
  5. Аннулирование – это полный отказ от своих долговых обязательствах. Так сделала Советская Республика с долгами царской России.

Информация о работе Сущность и функции денег. Государственный кредит