Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:03, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены две важные темы: сущность и функции денег и государственный кредит. Обозначены следующие вопросы:
1. Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Каждому уровню развития товарных отношений соответствует определенный класс денег. В процессе эволюции возникают и развиваются различные виды денег. Цель работы – изучить экономическую роль денег, основные функции денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, рассмотреть виды денег, что необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.
Введение ………………………………………………………………… стр 2
Глава 1. Сущность и функции денег
1.1 Товар и деньги………………………………………………………стр 3
1.2 Виды денег………………………………………………………… стр 4
1.3 Функции денег ……………………………………………………. стр 8
Глава 2. Государственный кредит
2.1 Сущность и функции государственного кредита ………………. стр 10
2.2 Управление государственным кредитом ………………………… стр 14
2.3 Регулирование рынка государственных ценных бумаг ………… стр 15
Выводы …………………………………………………………………….стр 17
Список литературы ………………………………………………………. стр 19
Цена как мера стоимости требует количественной определенности. Поэтому с ней тесно связано свойство денег служить масштабом цен, который устанавливается государством.
Цена каждого товара выступала как какое-то количество золота, при этом все золото превращалось в воплощение общественного богатства.
2. Функция денег как средства обращения. В отличие от первой функции, где товары идеально оцениваются в деньгах до начала их обращения, деньги при обращении товаров должны присутствовать реально. Товарное обращение включает: продажу товара (Т), т.е. превращение его в деньги (Д), и куплю товара, т.е. превращение денег в товары (Т - Д - Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена одного блага на другое.
3. Национальные деньги – их соизмерения с другими деньгами называют валютой. Основной валютой российской системы является российский рубль, введенный в обращение в 1992 году и заменивший собой рубль СССР.
4. Функция денег как средства накопления. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу, получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, т.е. акт "продажа-купля" прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят. В отличие от предыдущих двух функций деньги как средство накопления и сбережения должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.
5 Средство платежа. Эта функция
возникает, когда товары и
Подводя итог первичному
Глава 2. Государственный кредит.
2.1 Сущность
и функции государственного
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнения других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Как
экономическая категория
Государственный кредит отличается рот других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечения кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне
центрального правительства
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов:
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использования на принципах срочности, как платности и возвратности. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Положительное воздействие
распределительной функции
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
2. Регулирующая функция
государственного кредита
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. В случае если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране.
Положительное
воздействие на производство
и занятость государство
Большую
роль в стимулировании
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои особенности:
- очень тесно связана
с деятельностью государства
и состоянием
- предполагает возвратность и возмездность получения средств
- осуществляется не
только финансовыми
Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:
В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.
2.2 Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом это совокупность действий связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных Ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга.
Высшим огранном управления государственным кредитом в РФ является Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.
В
соответствии с
Для оптимизации управления внутренними и внешними кредитами Бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку Правительством двух программ:
1. Программы государственных внешних заимствований; и
2. Программы государственных внутренних заимствований.
Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
В
процессе управления
1. Минимизировать стоимость кредита для страны;
2. Не допустить переполнение рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса:
3. Наиболее эффективное использование заемных средств
4. Обеспечение своевременного возврата кредита.
5. Направление полученных средств на решение тех задач, которые определены финансовой политикой государства.
Все эти задачи возложены на Министерство финансов и Центральный Банк.
Оперативное управление государственным кредитом - осуществляют органы управления, финансовые и кредитные институты. Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства обычно осуществляют Министерство финансов или Казначейство совместно с Центральным банком. Так создано два департамента: Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий.
2.3 Регулирование рынка государственных ценных бумаг
Регулирование
рынка государственных ценных
бумаг также осуществляется
1. «пожарные» меры
– понятие ставки
2. иностранные займы. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности, что кредиты будут получены.
Выделяют
следующие методы погашения
Информация о работе Сущность и функции денег. Государственный кредит