Сущность, формы и характеристика видов государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. "В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций" Наиболее характерные черты кредитной сферы - перенасыщение оборота платежных средств, утрата кредитом своего назначения. Произошли изменения в структуре кредитных вложений за последние годы. Доля кредитов, предоставляемых на восполнение недостатков бюджетных ресурсов, увеличилась. Все эти факты говорят о том, что необходимо уделять большое внимание проблеме кредита, так как экономическое состояние страны в значительной мере зависит от состояния кредитно-денежной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере. Необходимо проводить реформу всей кредитной системы (и не только), направленную на создание кредитных учреждений на акционерной основе. В нашей стране развились новые формы кредитов, таких как потребительский, коммерческий, различные формы аренды, в частности лизинг. Это ускорило развитие экономики нашей страны, сделало ее более эффективной.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Государственный кредит……………………………………………..4
Сущность государственного кредита и его особенности……….4
Формы государственного кредита………………………………..6
Характеристика видов государственного кредита………………9
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………...13

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

возможность государства  своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения  государственных займов могут выступать:

-доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

-дополнительные поступления от налогов;

-экономия средств от сокращения расходов;

-эмиссия денег;

-привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга).

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен  на создание благоприятных условий  для привлечения средств как  для государства, так и для  ее кредитов. Разнообразие форм позволяет  учитывать интересы юридических  и физических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Характеристика видов государственного кредита.

 

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом заемщиков и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и заемщика.

В зависимости  от характеристики заемщика государственный  кредит бывает:

-централизованный;

-децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет  Министров и его центральный  финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг).

По месту  получения кредита, государственный  кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы

По срокам они  делятся на:

-краткосрочные (до 1 года);

-долгосрочные (свыше года).

В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы  и сроки государственного кредита.

В зависимости  от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:

-государственные облигационные займы;

-безоблигационные займы.

Выпуск разного  рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.

Облигация - это  ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

Выпускаются облигации  внутренних государственных и местных  займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с  ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.

Казначейские  обязательства (векселя) государства - вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц.

Ценные бумаги государства делятся на две группы:

бумаги, которые  могут обращаться на вторичном рынке;

бумаги, не поступающие  на вторичный рынок.

На вторичный  рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут  осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными  бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.

При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет доход от нее, который зависит  от вида ценной бумаги, ее номинальной  величины, срока, условий выпуска, степени  риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения ожидаемых темпов инфляции. Если темпы инфляции повышаются, то кредиторы несут убытки, а заемщик получает прибыль.

Для кредитора  при приобретении ценных бумаг правительства  имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. [3]. Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента, из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать займы. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск – это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого – фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Государственный кредит как финансово-правовая категория  представляет совокупность норм финансового  права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также относительно предоставления государственных гарантий.

В юридическом  аспекте государственный кредит выступает самостоятельным элементом  финансовой компетенции государства, осуществляемым за счет привлеченных и собственных денежных средств на свой риск и состоящим в их размещении на законодательно определенных условиях.

В системе кредитных  отношений государственный кредит выступает в следующих формах:

1. государственные  займы; 

2. обращение  части вкладов населения в  государственные займы; 

3. заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда; 

4. казначейские  ссуды; 

5. гарантированные  займы.

  Среди должников России числятся Монголия, Вьетнам, Ангола, Эфиопия, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан – всего около 100 стран. Многие долги Россией уже были списаны, как, например, Вьетнаму (10 млрд долларов), Ираку (8 млрд долларов) и другим. Безусловным лидером по размеру долга перед Россией является Куба. Российские власти оценивают долг Кубы со времен СССР в 25–26 млрд долларов, однако шансы на его возврат практически равны нулю.

Чтобы ускорить погашение долга, используется практика переуступки задолженности банкам и фирмам других стран. Однако переуступить долги стран с низким уровнем платежеспособности можно только на условиях большой скидки, которая обычно достигает 90%. В российской практике этот метод не получил широкого распространения. Переуступка российских требований за бесценок не отвечает и долгосрочным интересам России, поскольку в этом случае она утрачивает с трудом завоеванные позиции в развивающихся странах. Более предпочтителен метод конверсии долга в инвестиции в экономику страны-должника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008. № 9.0, 59 печ. л.

2. Сабанти Б.М., Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.

3. А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, "Финансы, денежное обращение и кредиты", 2006 г.

4. «Деньги. Кредит. Банки», под редакцией О.И. Лаврушина, М., 1998;

5. Финансы: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

          6. http://vz.ru/economy

 


Информация о работе Сущность, формы и характеристика видов государственного кредита