Сущность аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение аудита в первую очередь связано с разделеним интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять.

Оглавление

1. Введение ……………………………………………………………… 3
2. Сущность аудита ……..……………………………………………… 4
4. Значение аудита в системе управления экономическими
субъектами …………………………………………………………… 6
5. Принципы аудита ………….………………………………………… 9
6. Сравнительная характеристика организации аудита в разных
странах ……………………..………………………………………… 10
7. Схема организации аудиторских фирм ………………..…………... 12
8. Виды аудита …………………………………… ………………….. 13
9. Заключение ……………………………………………..…………… 19
10. Примечания ……………………………………………….……….. 20
11. Список используемой литературы ……………………………….. 21

Файлы: 1 файл

сущность аудит .doc

— 173.00 Кб (Скачать)

·     произошел существенный отрыв администрации акционерных обществ от непосредственных собственников в связи с резким расширением их числа;

·     объективно разделились интересы администрации компании как составителей отчетности и их инвесторов, а также других пользователей этой отчетности;

·     началось становление и развитие фондового рынка в качестве современной формы движения капитала.

Все перечисленные  факторы по существу имеют непосредственное отношение к современным процессам в российской экономике.

Со времен окончательного становления современного аудита (30-е годы) существовал и  существует разрыв между ожиданиями клиентов и тем, как понимают свои обязанности аудиторы. Естественно, были случаи недобросовестной работы и даже подкупа. Почти всегда после крупных банкротств возникал вопрос: почему аудитор, проверявший бухгалтерскую отчетность, не предостерег своих клиентов? Но тем не менее все участники фондового рынка сходятся во мнении, что фактор неопределенности слабеет, если инвесторы будут достаточно уверенными в надежности информации о конкретных компаниях, акции которых котируются на бирже. А для этого они должны опираться на функцию засвидетельствования аудиторов. Именно поэтому ускоренное развитие аудиторская деятельность получила после кризиса 1929-1933 гг., когда у инвесторов пропало доверие к существующим финансовым структурам.

Современное положение в России удивительно  напоминает описанную ситуацию. С  одной стороны, происходит быстрое формирование основных институтов фондового рынка, а с другой – уже имеется первый негативный опыт строительства финансовых пирамид, а также банкротств ряда финансовых институтов, использовавших преимущественно средства населения. Негативный опыт банкротств затронул интересы миллионов людей и десятков тысяч предприятий.

Таким образом, к середине 90-х годов  в нашей стране уже произошел  подрыв доверия вкладчиков и акционеров ко всем существующим финансовым структурам, а необходимость процессов снижения информационного риска, функции засвидетельствования аудиторов была осознана очень многими пользователями бухгалтерской отчетности. В сложившихся условиях уже можно твердо сказать, что проблема создания в России аудита как авторитетного института, пользующегося безусловным доверием со стороны как внутренних, так и внешних инвесторов, стала одной из основных на пути стабилизации экономики.     

                                                   

  ПРИНЦИПЫ АУДИТА  

Большинство стран-участниц аудиторской деятельности (в том числе и Россия) имеют проверенные мировой практикой принципы ведения аудита:      

  Независимость аудита от государства, его различных министерств и ведомств, куда входят Министерство финансов, Росстрахнадзор, Государственная налоговая служба и Центральный банк России.

2. Обеспечение системы, при которой сами специалисты оценивают уровень подготовки и моральные качества другого специалиста:

·   с выдачей разрешения на право заниматься аудиторской деятельностью только тем лицам, которые способны подтвердить свою квалификацию;

·   с обеспечением профессиональной защищенности аудиторов.

3. Финансовая независимость аудитора от клиента:

·   достаточный размер уставного капитала и чистых активов;

·   самострахование;

·   безусловное соблюдение аудиторами и независимости собственной позиции, и коммерческих интересов клиента;

·   оплата, поступающая из другого источника, от каждого клиента, должна иметь незначительный удельный вес в общем потоке доходов от уплаты услуг аудиторов;

·   фирма ограничивает оказание других услуг клиенту, чтобы избежать конфликтов интересов.

4. Ротация аудиторов: каждые несколько лет происходит смена аудитора, что дает возможность избежать слишком глубокой зависимости аудиторов от клиента.

5. Наличие достаточно развитой методики аудита для работы с высокотехнологичными системами клиента.

6. Система проверки (третьей стороной, аналогичной аудиторской фирмой) качества процессов аудита.

7. Внедрение стандартов аудиторской деятельности с адаптацией для этих целей международного опыта к экономической реальности.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ  АУДИТА В РАЗНЫХ СТРАНАХ (табл. 1)   

табл.1

  Страна Показатели
    Основная  цель аудита Органы, регулирующие аудиторскую  деятельность Системы подготовки аудиторских  кадров
1 2 3 4 5
1 Англия Контроль  за правильностью ведения бух. учета, составления отчетности и выражения  мнения о финансовой отчетности предприятия Комитет дипломирован-ных бухгалтеров и  аудиторов Комитет дипломирован-ных бухгалтеров и  аудиторов
2 Фран-ция Внешний финансовый контроль достоверности финансовой отчетности негосударственного сектора экономики 1.  Орден бухгалтеров-экспертов

2.  Национальная палата ревизоров

1.  Орден бухгалтеров-экспертов

2.   Национальная палата ревизоров

3 США Проверка  финансовых отчетов независимыми аудиторами и экспертно-консультативная деятельность 1.  Федерация обществ аудиторов

2.  Институт внутренних ревизоров

3.  Институт бухгалтеров

1.  Институт дипломированных аудиторов

2.  Институт внутренних аудиторов

1 2 3 4 5
4 Швеция Проверка  финансовых отчетов предприятий, компаний, банков, организаций и правильности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета 1. Комиссия  по  аудиторской деятельности

2.  Шведское общество аудиторов (SRS)

1. Комиссия по        аудиторской  деятельности

2.  Институт повышения квалификации аудиторов (UPEB)

3.  Шведское общество  аудиторов (SRS)

5 Китай Полный  государственный контроль доходов  и расходов всех министерств, ведомств и их предприятий, органов власти Государственная аудиторская администрация Подготовка  аудиторов через систему государственных  вузов и др. учебных заведений
6 Россия Независимая экспертиза бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта путем проверки соблюдения установленного порядка  ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ, полноты и верности отражения показателей деятельности предприятий в бухгалтерской отчетности Комиссия  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ, ЦАЛАК МФ и ЦБ РФ, Аудиторская  палата России и другие общественные аудиторские организации Учебно-методические центры ЦАЛАК МФ и ЦБ РФ
               
 

 

СХЕМА ОРГАНИЗЩАЦИИ АУДИТОРСКИХ  ФИРМ         

 С  выходом в 1993 г.  Указа Президента были определены подходы к регулированию аудиторской деятельности в нашей стране: были утверждены Временные правила и в 1994 г. создана Комиссия. Общая схема организации и регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации приобрела следующий вид (рис. 1).      

рис. 1

                   
  Аудиторская фирма   Аудитор   Российская  Федерация  
                   
    Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Приложение к Указу Президента РФ от 22.12.93 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации»    
                   
  условия на право осуществления аудиторской  деятельности:   надзорные органы:  
    аттес-тация   лицензия       Комиссия  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ    
                   
  Аудиторским фирмам   Аудиторам как частным предпринимателям без регистрации в качестве юридического лица     Консультативный совет при Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте РФ    
                   
                   
                   
                                                           

ВИДЫ  АУДИТА  

Внутренний  и внешний аудит.    

     Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Необходимость во внутреннем аудите обусловлена:

·   усложнением организационной структуры предприятий;

·   разнообразием видов деятельности и возможностью их кооперирования;

·   удаленностью подразделений, филиалов от головного предприятия;

·   стремлением администрации экономического субъекта получить достаточно объективную и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управление;

·   повышением степени доверия к предприятию со стороны деловых партнеров.        

 Внутренний  аудит необходим главным образом  для предотвращения потери ресурсов  и осуществления необходимых  изменений внутри предприятия.

Определенные  функции внутренних аудиторов выполняют  ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1)      контроль за состоянием активов и недопущение убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2)      подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3)      анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;

4) оценку  качества информации, выдаваемой  управленческой информационной  системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный  контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Внутренний  и внешний аудит дополняют  друг друга и в то же время существенно  различаются. Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита представлена в таблице 2 4.

табл. 2

Факторы Внутренний  аудит Внешний аудит
1 2 3
Поста-новка задач Определяется  руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом Определяется  договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)
Объект Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учета и отчетности предприятия
Цель Определяется руководством предприятия Определяется  законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
Средства Выбираются  самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита) Определяются  общепринятыми аудиторскими стандартами
Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятельность
Органи-зация работы Выполнение  конкретных заданий руководства Определяется  аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
Взаимо-отношения Подчиненность руководству предприятия, зависимость  от него Равноправное  партнерство, независимость
Субъекты Сотрудники, подчиненные руководству предприятия  и находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
Квалифи-кация Определяется  по усмотрению руководства предприятия Регламентируется  государством
1 2 3
Оплата Начисление  заработной платы по штатному расписанию Оплата  предоставленных услуг по договору
Ответст-венность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами
Методы Методы  могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например оценка достоверности информации). Имеются различия в степени точности и детальности.
Отчет-ность Перед руководством Итоговая  часть аудиторского заключения может  быть опубликована, аналитическая часть передается клиенту
       

Информация о работе Сущность аудита