Страхование: сущность, значение, организация, функции, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является подробное изучение темы: «Страхование: сущность, значение, организация, функции, формы» .
Для реализации этой цели необходимо разрешить задачи:
1. Оценить необходимость, роль, сущность и функции страхования. Виды страхования и его формы.
2. Изучить организацию страхового дела в Российской Федерации.
3. Рассмотреть перспективы развития страхового дела в Российской федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Необходимость, роль, сущность, и функции страхования. Виды страхования и его формы…………………………………………………………5
Глава 2. Организация страхового дела в Российской Федерации……………16
Глава 3. Перспективы развития страхового дела в Российской Федерации………………………………………………………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36

Файлы: 1 файл

финансы- тема страхование.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение применяемых страховых обязательств по договорам страхования.

Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить Департаменту страхового надзора следующие документы:

·       Программу развития страховых операций  на три года, включающую виды и объем намеченных операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты

·       Правила или условия страхования по видам операций

·       Справки банков или иных учреждений, подтверждающих наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов

·       Статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов

Министерство финансов обязано выдавать лицензии в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. Перечень выданных лицензий заносится в устав страховщика.

В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Министерство финансов может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и в валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий министерство руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечении лицензируемой организации. За выдачу лицензий со страховщика взимается специальный сбор.

Для осуществления возложенных задач Министерство финансов России имеет право:

        Проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний

        Получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям

        Осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами

        Контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.

В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово – хозяйственной деятельности Министерство финансов России имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характер вложений временно свободных средств. Могут давать также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.

Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками и нарушения, Министерство финансов России имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать эти лицензии или принимать решения о полном прекращении деятельности страховой организации.

По организационно-правовой форме среди страховых компаний преобладают акцио­нерные общества закрытого и открытого типов. Значительная часть страховщиков функционирует в виде обществ с ограни­ченной ответственностью.
Законодательством РФ разрешается участие иностранных страховых компаний в качестве соучредителей совместных стра­ховых организаций на территории России. При этом их доля в уставном капитале учреждаемой страховой организации не должна превышать 49%. Таких совместных страховых компаний на территории России насчитывается более 70. Наиболее круп­ные из них — «Ост-Вест Альянс», «RUS-AIG».
Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 204-ФЗ от 20 ноября 1999 г. предусматривает возможность деятельности на территории России страховых организаций, являющихся дочерними общест­вами по отношению к иностранным инвесторам (основным ор­ганизациям), а также страховщиков, доля иностранных инвесто­ров в уставных капиталах которых превышает 49%, если иное не установлено Законом. Не допускается проведение такими страхо­выми организациями (страховщиками) страхования жизни, обя­зательного страхования, обязательного государственного страхо­вания, имущественного страхования, связанного с поставками или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. Это ограничение на осуществление указанных видов страхования не распространяется на дочерние общества иностранных страховых компаний, если лицензии на них были получены ими до введения в действие указанного За­кона № 204-ФЗ.
Этим Законом установлена также предельная доля (квота) уча­стия иностранного капитала в совокупном уставном капитале страховых организаций, действующих на территории РФ, — 15%.[3] Предусмотрен Законом и определенный механизм ее обеспечения.
На российском страховом рынке действуют универсальные и специализированные страховые компании, а также перестрахо­вочные организации. Преобладают в настоящее время универ­сальные страховые организации, занимающиеся различными видами личного и имущественного страхования, а также пере­страхованием рисков.
Все крупнейшие страховые компании (РОСНО, Ингосстрах, Росгосстрах, Альфастрахование, Ресогарантия, и др.) являются универсальными. Из узко­специализированных компаний можно назвать страховые меди­цинские организации, которых насчитывается около 60.

3) Общество взаимного страхования- представлен юридическими и физическими лицами, которые объединили свои усилия для страхования защиты своих имущественных интересов в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом о взаимном страховании.

4) Страховые агенты — физические или юридические лица, дей­ствующие от имени страховщика и по его поручению в соответ­ствии с предоставленными полномочиям. Страховой агент вы­полняет следующие основные функции:

-поиск страхователей для заключения договоров страхова­ния от имени страховщика;

-разъяснение страхователям условий страхования, оказание им помощи в выборе оптимального варианта заключения договора страхования, позволяющего обеспечить макси­мальную страховую защиту при имеющихся финансовых возможностях страхователя для уплаты страховой премии страховщику;

-согласование со страховщиком вопросов принятия на страхование рисков со значительными объемами страхо­вой ответственности и регулирования тарифов;

-получение от страхователей страховой премии (в установ­ленных пределах) и передача (перевод) ее страховщику;

-консультирование страхователей после заключения дого­воров страхования и содействие выполнению условий ка­ждого договора.

Страховой агент может действовать и от имени нескольких страховщиков.

5) Страховые брокеры — это юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпри­нимателей и осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страховате­ля либо страховщика. Страховые брокеры обязаны направлять в государственный орган страхового надзора извещение о намере­нии осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению прилага­ются: копия устава, сведения о размере уставного фонда и дан­ные о руководителях — для юридических лиц.
Страховой брокер действует на страховом рынке от своего имени, оказывая посреднические услуги страхователям и/или страховщикам на основании заключаемых с ними договоров (соглашений) за определенное вознаграждение. Брокер не является участником договора страхования. Его обязанность — най­ти заинтересованного в страховании риска страхователя, пред­ложить свои услуги по подготовке наиболее выгодного варианта заключения договора страхования с надежным страховщиком. Страховщику брокер обязан предоставлять достоверную и пол­ную информацию о страхователе, предмете страхования, веро­ятности наступления страховых случаев, о возможных убытках и иные интересующие страховщика сведения. После заключения договора страхования брокер может осуществлять консультиро­вание страхователя по вопросам выполнения договора страхова­ния, включая уплату им страховой премии (взносов), получение страховых выплат, если это предусмотрено соглашением между брокером и страхователем.
Таким же образом организуется оказание услуг брокером страховщику в соответствии с заключенным между ними дого­вором. Брокер может заключать договор на оказание посредни­ческих услуг одновременно со страховщиком и страхователем.
Страховое дело в Российской Федерации функционирует в рамках законо­дательства страны и международных правовых актов. Контроль за деятельностью страховых компаний, за» соблюдением ими законов, правил и договоров страхования,как уже было отмечено, осуществляет Феде­ральный орган по надзору за страховой деятельностью. Этот же орган осуществляет лицензирование деятельности страховых организаций, разрабатывает и организует выполнение про­грамм развития рынка страховых услуг в РФ, исполняет другие важные функции.
Такие органы существуют в большинстве стран. В России с 1993 по 1996 гг. в качестве государственного органа страхо­вого надзора действовала Федеральная служба России по над­зору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), которая преобразована в Департамент страхового надзора при Мини­стерстве финансов РФ.
В соответствии с Законом «Об организации страхового дела в РФ» этот орган именуется Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью [ФОНСД].
На функционирование страхового рынка существенное влия­ние оказывают общественные объединения страховщиков — ас­социаций страховых организаций. Они решают общие вопросы страховщиков, имеющие значение для развития страхования в стране, представляют интересы страховщиков в органах государ­ственной власти, осуществляют консультирование страхователей и помогают в разрешении некоторых споров между сторонами договоров страхования.
На российском страховом рынке действуют более 40 ассо­циаций, преобладающая часть которых создана в регионах. Имеются и специализированные ассоциации, в частности, ассо­циация страховых медицинских организаций. На общероссий­ском уровне функционируют две крупнейшие ассоциации — Страховой союз России и Всероссийский союз страховщиков.

Кроме указанных выше субъектов страхового рынка дейст­вуют также консультационные (консалтинговые) фирмы, рей­тинг-бюро и другие организации, формирующие страховую ин­фраструктуру.
Страхование и страховой рынок в целом обеспечивают непре­рывность воспроизводственного процесса, приемлемый (желае­мый) уровень доходов и качества жизни людей при наступлении страховых случаев. Этим обусловливается то, что страхование и страховой рынок являются неотъемлемой частью экономики стра­ны, всей совокупности рыночных экономических отношений.

                                                                                 Таблица 1.
Структура страхового рынка России в 1 полугодии 2009 года (официальные и реальные данные)

Вид страхования

Страхование премии, официальные данные

Страховые премии, реальный рынок

в млн. рублей

в % совокупных взносов

в млн. рублей

в % совокупных взносов

Страхование автокаско

68265

25,1

67210

26,9

Добровольное медицинское страхование

49970

18,4

47335

18,9

ОСАГО

39870

14,7

39870

15,9

Страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков

30280

11,2

25263

10,1

Страхование от несчастных случаев

13404

4,9

12556

5,0

Страхование строительно-монтажных рисков (включая страхование ответственности

8244

3,0

6857

2,7

Страхование имущества физических лиц

8221

3,0

8056

3,2

Страхование жизни

7098

2,6

6293

2,5

Страхование грузов

7000

2,6

4271

1,7

Страхование сельскохозяйственных рисков

6871

3,5

2844

1,1

Обязательное личное страхование

6505

2,4

6506

2,4

Страхование авиационных рисков (имущественное + ответственности)

3620

1,3

3394

1,4

Страхование водного транспорта (имущественное + ответственности)

3127

1,2

2914

1,2

Страхование финансовых рисков

2988

1,1

2768

1,1

Страхование ответственности за неисполнение обязательств по госконтракту

2141

0,8

1846

0,7

Добровольное страхование автогражданской ответственности

1820

0,7

1778

0,7

Страхование ответственности предприятий – источников повышенной опасности

1648

0,6

1437

0,6

Страхование выезжающих за рубеж

1524

0,6

1483

0,6

Страхование профессиональной ответственности (кроме профессиональной ответственности туроператоров)

639

0,2

594

0,2

Страхование ответственности грузоперевозчиков

592

0,2

530

0,2

Страхование космических рисков (имущественное + ответственности)

549

0,2

549

0,2

Страхование профессиональной ответственности туроператоров

163

0,1

163

0,1

Страхование профессиональной ответственности туроператоров

6990

2,6

5677

2,3

Всего

271530

100

250203

100

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что официальные данные и реальный рынок существенно не отличаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития страхового дела в Российской Федерации.

Методы регулирования страхования – один из ключевых вопросов, связанных с развитием страхового сектора в России. В этой связи можно выделить два основных аспекта:

как будет развиваться система регулирования в интересах удовлетворения финансовых потребностей экономики и развития страхового сектора;

как обеспечить стандарты и требования, соответствующие условиям ВТО.

Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Среди перспективных направлений развития российского страхового рынка можно выделить:

а) развитие страхования жизни в силу важной роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала;

б) страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами, которое широко практикуется в других странах и крайне важно с точки зрения нормальных транспортных отношений России с соседними странами.

Учитывая международный опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя:

формирование всестороннего законодательства, которое содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;

установление четкой системы управления страхованием в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут переданы региональным властям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должно быть ясно и последовательно прописано;

система лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;

контроль должен осуществляться единственным самостоятельным регулирующим органом или, в случае необходимости, делегировать необходимые полномочия региональным властям согласно общим принципам и правилам, определенным на федеральном уровне;

установление требований относительно минимального размера капитала и требований к платежеспособности для всех страховщиков;

Информация о работе Страхование: сущность, значение, организация, функции, формы