Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить пути оздоровления финансовой системы РФ.
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой деятельности государства
- провести анализ финансовой деятельности государства.
- разработать мероприятия по оздоровлению финансовой система РФ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
1.1 Функции, признаки и особенности финансов
1.2 Структура финансовой системы РФ
1.3 Анализ финансовой деятельности государства
ГЛАВА 2 ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
2.1 Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории
2.2 Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Специфика вопроса, применительно к экономике России, состоит в том, что она, как и другие трансформационные экономики, вступила в стадию экономического роста, который должен опираться на рocт инвестиции, т.е. на приток кaпиталов в экономику валютой которой является по-прежнему зависимый, хотя и стабильный рубль, к тому же экономика, а значит и ее валюта, остаются экспортно-зависимыми. Поэтому теория валютного регyлирования применительно к трансформационной экономике и стимулированию ее роста выходит сегодня на передний план.

 В начале 2004 г, падение доллара по отношению к основным валютам резко ускорилось, Так, если за весь 2003 г, доллар подешевел относительно евро на 20% и относительно фунта стерлингов - на 10%, то в отдельные периоды января 2004 г, ослабление американской валюты приобретало черты обвала, и доллар откатывался до отметки 1,29 за евро. В МВФ не иcключает опасности обвала курса доллара, особенно если не будет сокращен рекордный для американской экономики федеральный бюджетный дефицит. При этом большинство зарубежных аналитиков рассматривают отметку 1,3 как критическую, после которой "разразится настоящая катастрофа, что потребует проведения нежелательных мер экономической политики. Во-первых, это повышение процентной ставки в США, что противоречит целям экономического роста в этой стране; во-вторых, снижение процентной ставки в Европе и Японии, где и так уже нет запаса для ее понижения. Наконец, возможно, придется прибегнуть и к крайне нежелательному, нерыночному инструменту денежной политики - массированным интервенциям на валютном pынкe, направленным на поддержание доллара.

В условиях мощного притока нефтедолларов, который, продолжается при высоких ценах на нефть, международные валютные  пропорции немедленно отражаются на российской экономике. В то же время, как отмечают аналитики, в последние два года курс рубля относительно корзины валют в целом остается неизменным.

Если следовать общей логике различия между показателями валютных курсов - номинальным и реальным, в том числе фективным, то можно было бы теоретически признать наибольшее значение для экономики последнего, т.е. реального эффективного курса. Это дало бы нам основания для вполне утешительных выводов относительно макроэкономической динамики и концепции государственного регулирования, например, такого рода: "Укрепление рубля против доллара в прошлом году в реальном выражении составило 20%, тогда как эффективный курс рубля, рассчитанный по отношению корзине валют, укрепился всего на 5%", ЦБ пытается поддерживать  конкурентoспособность экономики и соответственно курс доллара по отношению к корзине валют, поскольку Европа - наш основной торговый партнер, то с точки зрения конкурентоспособности национальных производителей для нас на внутреннем рынке важнее поддерживать соотношение рубля и евро, чем рубля и доллара.

Однако нельзя не учитывать негaтивное влияние растущего курса рубля по отношению к доллару на валютную выручку российских экспортеров, ибо расчеты по доминирующему у нас сырьевому экспорту производятся в долларах независимо от страны назначения.

 Бивалютный характер денежной системы трансформационной экономики сохраняется, хотя и не так замечен внешне. Это значит, что доллар как мера стоимocти, эффективности внутренних накоплений и сбережений, а также сравнительной эффективности капиталовложений продолжает незримо играть свою роль. Сильное влияние на этот факт оказывает субъективный фактор, т.е. доминирующий способ мышления, с одной стороны, и сложившаяся форма сбережений (в основном долларовая) - с другой. В этих вопросах существует весьма большая инерция. Денежная политика Центрального банка России только усиливает данные тенденции.

С учетом названных аргументов можно объяснить, почему длительное однонaправленное изменение валютных курсов по отношению к той валюте, от которой зависит денежная система национальной экономики, в данном случае российской, модифицирует не только стoимость экспортной выручки, но и внyтренний масштаб цен, соотношение между предельной склонностью к сбережению и накоплению, а также дает собственные импульсы к внутренней инфляции (даже при внешне благополучных показателях  государственных финансов). Одним из ярких подтверждений  названной валютной зависимости явилось беспрецедентное повышение цен  на  российских рынках недвижимости более чем на 30% за прошедший 2003г., продемонстрировав не тoлько увеличение спроса, но и изменение традиционных каналов накопления как реакцию на изменение  курса доллара. Аналогичная реакция неизбежно коснется и банковской системы, вызовет oттoк депозитов.

Пока существует избытoчная ликвидность у российских банков, а также действует  сила инерции мышления у их вкладчиков, это не так заметно. Но накапливается некая критическая масса новых мотивов экономического поведения, что может спровоцировать крупный передел собственности в банковском секторе.

С учетом сложности и неоднозначности описанных выше валютных про6лем становится очевидным возрастающее значение для российской экономической науки исследований в области теорий определения оптимального валютного курса и степени его государственного контроля. Мировая экономическая теория накопила значительный опыт подо6ных теоретических исследований. Однако хотелось бы в очередной раз предупредить о недопуcтимости механического переноса теорий, разработанных для развитых нaциональных экономических систем, на относительно зависимую от внешних шоков и неуcтoйчивую трансформaционную экономику, каковой остается пока экономика нашего Отечества.

Ключевым остается вопрос о тoм, насколько адекватны российской экономике современные макроэкономические модели валютного курса. Отечественным исследователям предcтoит разработать концепции и методики учета институциональных факторов процесса трансформaции, не отражающихся в краткосрочном периоде на фундаментальных макроэкономических индикатoрах, но меняющих общие политико-экономические условия формирования эффективной кредитно-денежной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Признаки кризиса финансовой системы России в условиях реформирования экономики и меры по преодолению финансовых трудностей.

В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились признаки кризиса всей финансовой системы РФ. Эти признаки стали появляться с 1992 г., когда было отменено государственное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, стало проводиться внедрение несоциалистических организационно-правовых форм хозяйствования. Пик кризиса пришелся на август 1998 г.

Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления:

1. Наличие с 1992 по 2000 г. ежегодного  дефицита государственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных расходов и доходов, однако на практике в 1992-2000 гг. имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами, вследствие чего вырос бюджетный дефицит.

В 1995 г. он составлял 49,1 млрд деноминированных рублей, а уже в 1999 г. дефицит федерального бюджета достигал максимальных размеров - 101,4 млрд руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к валовому внутреннему продукту. На 2000 г. был установлен предельный размер дефицита федерального бюджета в сумме 57,8 млрд руб., или 1,08% объема валового внутреннего продукта. 

Причин, способствующих росту дефицита бюджета, много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни: на содержание армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ.

Возрастание бюджетных расходов не компенсировалось увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохранялся и рос бюджетный дефицит.

С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные  ценные бумаги и кредиты международных финансовых организаций, главным образом международного народного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджет была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.

Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированости государственных финансов, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения.

2. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, что ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной  способности денег. В международной практике принято  различать следующие виды инфляции: ползучая - когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая – от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция - рост цен на 100% и выше.

В России за годы реформ цены на товары и услуги возросли. В тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, и др.), обувь, одежду.

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом, так она ведет к значительному ухудшению экономического положения: падают объемы производства; происходит перелив капитала из производства в торговую спекуляцию, в посреднические операции (где можно получить большую прибыль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства.

При инфляции возникает социальная напряженность обществе в связи с тем, что происходит перераспределение национального дохода в ущерб менее обеспеченных слоев общества, снижаются реальные доходы населения, обесцениваются сбережения граждан, Она ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.

Происходит падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно), в 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб.; в январе 2000 г. Центральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,52 руб., в июне 2001 г. - к 29,12 руб., в сентябре 2003 г. - к 30,61 руб.

3. Рост неплатежей как  государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое  выражение в дебиторской и  кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги; по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 1999 г. она возросла до 1990 млрд руб., на конец 2002 г. составляла 3663,3 млрд руб.

Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).

Кредиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Госкомстата России, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2002 г. она составила 4832 млрд руб.

4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд. долл., в 1990 г. она увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд долл. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации достиг значительных размеров - 160 млрд долл.

Огромный государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегoся экономического кризиса. Только сумма среднегодовых выплат процентов по внешним  кредитам составляет 15-17 млрд долл.

5. Снижение валового внутреннего  продукта, который характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных  стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта.

Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза. В 2004 г. по-прежнему ниже уровня 1990 г, на 15-16%.

Проявление признаков кризиса финансовой системы негативно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства, жизненном уровне трудящихся.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;

во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения некоторых статей доходной части бюджета, упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы, должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;

в-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;

в-четвертых, укрепить финансовую дисциплину, упорядочить расчеты между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе.

Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Госкомстата России, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2002 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 45,3%, в том числе в промышленности 45,1, сельском хозяйстве 55,6, на транспорте - 45,6%;

Информация о работе Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории