Стандарты государственных финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 15:25, реферат

Краткое описание

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования.

Файлы: 1 файл

СГФ.docx

— 22.50 Кб (Скачать)

Стандарты государственных  финансов

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение. Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования.

Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Важную роль в  составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и  местном уровне. С помощью бюджетных  отношений в распоряжение государственных  структур мобилизуется значительная часть  национального дохода. Отдельное  звено в составе государственных  финансов образуют внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие  экономический, социальный или природоохранный  характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный  и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики  преобладающая часть доходной части  бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом  зрения бюджета.

Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

  • общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
  • структуру доходов государственного бюджета;
  • структуру расходов государственного бюджета;
  • источники финансирования бюджетного дефицита;
  • размеры государственного внутреннего долга;
  • размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики;
  • влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни;
  • эффективность проведения государством фискальной политики.

Одной из важнейших  категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет  установить тот круг институциональных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.

Характер  системы статистических показателей  государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу  различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это  такие категории, как:

  • поступления или платежи;
  • поступления (платежи) невозвратные или возвратные;
  • поступления (платежи) возмездные или невозмездные;
  • текущие или капитальные поступления (платежи);
  • приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
  • приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

Определение этих категорий важно для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу, например распределительных  операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой. 

К основным показателям  государственного бюджета относятся:

Доходы  как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.

Налоги  - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.

Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.

Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Стандарты СГФ

Стандарты СГФ гармонизированы  со статистическими стандартами  Системы национальных счетов (СНС, 1993), в которой формируются данные макроэкономической статистики. СГФ  является специализированной системой макроэкономической статистики и предназначена  для описания той части национальной экономики, которая связана с  деятельностью сектора государственного управления и государственного сектора. Кроме того, СГФ гармонизована  со статистикой платежного баланса, денежно-кредитной и финансовой статистикой, что обеспечивает возможность  использования данных СГФ в сочетании  с данными других статистических систем.

В рамках СГФ определяются экономические и статистические понятия, правила учета и классификации, рекомендуемые для систематизации сбора данных об операциях сектора  государственного управления и государственного сектора.

Информационную основу данных СГФ в значительной мере составляют данные бухгалтерского учета. Однако, несмотря на использование стандартных  терминов бухгалтерского учета для  описания системы СГФ, она является системой статистической отчетности. Существует ряд важных аспектов, по которым система СГФ отличается от системы финансовой отчетности, например, в части отражения переоценки активов, корректировок прошлых  лет, консолидации информации. Кроме  того, в стандартах СГФ большое  внимание уделяется классификации  операций.

Одним из основных понятий, используемых в СГФ, является понятие  институциональной единицы.

Институциональной единицей является хозяйствующая единица, способная владеть активами и  принимать обязательства от своего собственного имени.

В соответствии с  Руководством по СГФ, все отражаемые и классифицируемые в системе  СГФ данные представляют собой либо потоки, либо запасы.

Потоки отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической  стоимости, что оказывает влияние  на экономическое положение институциональной  единицы.

Запасы — это  имеющиеся у институциональной  единицы на определенный момент времени  активы и обязательства, а также  соответствующая чистая стоимость  активов этой единицы, которая равна  разности между общей суммой активов  и общей суммой обязательств.

Все изменения в  запасах могут быть полностью  объяснены потоками, т. е. для каждого  вида запасов справедливо следующее  соотношение:

S1 = S0 + F,

где:

S0 и S1 — стоимость  конкретного вида запаса на  начало и конец отчетного периода  соответственно;

F — чистая стоимость  всех потоков, которые оказали  влияние на данный конкретный  запас в течение указанного  отчетного периода.

Все потоки классифицируются либо как операции, либо как другие экономические потоки.

Операции представляют собой взаимодействие между двумя  институциональными единицами на основе взаимного соглашения (например, продажа  или приобретение товаров и услуг, оплата труда, получение субсидий из бюджета вышестоящего уровня) или  действие, совершаемое внутри отдельной  институциональной единицы.

Другие экономические  потоки представляют собой изменение  в объеме или стоимости актива либо обязательства, которое не является результатом операции. Примерами  других экономических потоков являются разрушение актива в результате землетрясения, истечение срока действия патента, изменение классификации актива или обязательства.

Одним из методологических приемов СГФ является использование  концепции представления показателей  на «чистой» основе, суть которой заключается  в том, что при формировании показателей  происходит как бы «взаимозачет»  определенных операций или балансовых статей.

Одним из важнейших  показателей, формируемых в системе  СГФ, является показатель чистой стоимости  активов, который представляет собой  разницу между совокупными активами и обязательствами и характеризует  конечный результат деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления.

В системе СГФ  все происходящие экономические  события рассматриваются с точки  зрения того, какое воздействие они  оказывают на чистую стоимость активов  сектора государственного управления региона или муниципалитета.

Концепция чистой стоимости  активов меняет само определение  доходов и расходов. К доходам  или расходам относятся только те операции, которые оказывают непосредственное воздействие на чистую стоимость  активов.

Доходы  в СГФ определяются как операции, которые приводят к увеличению чистой стоимости активов. Если продажа нефинансового актива осуществляется по балансовой стоимости, то величина чистой стоимости активов не меняется, следовательно, указанная продажа не является доходом. Результатом такой операции является лишь изменение структуры баланса активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой актив (финансовый актив). В то же время, если продажа осуществляется по рыночной стоимости, превышающей балансовую стоимость нефинансового актива, то разница между рыночной и балансовой стоимостью признается доходом.

Расходы в СГФ определяются как операции, приводящие к уменьшению чистой стоимости активов. Таким образом, приобретение нефинансового актива не является расходом, поскольку оно не влияет на чистую стоимость активов. Результатом такой операции является изменение структуры баланса активов и пассивов вследствие обмена одного актива (приобретенного нефинансового актива) на другой актив или обязательство (выплаченные денежные средства либо обязательство в виде кредиторской задолженности). Расходы классифицируются как по экономической классификации, так и по Классификации функций органов государственного управления (КФОГУ).

Информация о работе Стандарты государственных финансов