Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 21:50, реферат
Действующим законодательством предусмотрено, что только акционер фондовой биржи имеет право на участие в ее торгах, что и определяет спрос на ее акции. Прогноз на оживление биржевой торговли на БФБ предопределяет, что рост цен на ее акции растут, при изменении ситуации цены падают.
В апреле 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9.04.1996 г. № 139 ЗАО "Межбанковская валютная биржа" преобразовано в государственное учреждение "Межбанковская валютная биржа" и передано в ведение Национального банка Республики Беларусь.
В соответствии с положением о ГУ "МВБ" биржа является структурным подразделением Национального банка Республики Беларусь, находится на самостоятельном балансе и имеет условный номер для межбанковских расчетов. Биржа осуществляет свою деятельность на условиях хозрасчета и самофинансирования, и подотчетна Национальному банку.
Исполнительный орган биржи — дирекция, которая организует выполнение решений Нацбанка, а также руководит текущей деятельностью биржи. Дирекцию возглавляет директор, который назначается Национальным банком.
1994 год можно охарактеризовать как год создания фондового рынка в республике. Беларусь — второе после России государством СНГ, которое внедрило механизм торговли государственными краткосрочными облигациями (далее — 1 КО) Министерства финансов на безбумажной основе. Первый аукцион но размещению 1 КО состоялся 16 февраля 1994 I ода. однако должного развития первичный рынок государственных ценных бумаг года не получил.
Стабилизация курса национальной денежной единицы наряду с введением положительных ставок рефинансирования, рост риска невозврата кредитов на межбанковском рынке и повышение Национальным банком резервных требований к коммерческим банкам обусловили значительный интерес к рынку государственных ценных бумаг (далее — ГЦБ) лишь во второй половине 1995 года. Если в 1994 году состоялось всего 4 выпуска ГКО, то в 1995 году — 19. С июня 1995 года выпуски ГКО дополнились выпусками краткосрочных обязательств Национального банка.
Использование этих инструментов позволяет Министерству финансов и Национальному банку Республики Беларусь решать следующие задачи:
- осуществлять заимствование временно свободных денежных средств у коммерческих банков, финансовых компаний, предприятий и организаций для псинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;
- регулировать размеры денежной массы в обращении и другие параметры денежно-кредитной системы;
- поддерживать ликвидность балансов финансово-кредитных учреждений за счет формирования надежных и ликвидных активов из ГЦБ.
С сентября 1994 года на базе торговой площадки ЗАО МВБ началась регистрация сделок на вторичном рынке ГКО с облигациями 3-го выпуска. Достаточно высокая доходность, обеспечиваемая эмитентами при первичном размещении ГКО до июня 1995 года, по сравнению с другими сегментами финансового рынка, негативно сказывалась на развитии вторичною рынка. Гак, с сентября 1994 года по июль 1995 года на МВБ было зарегистрировано лини, 65 сделок на вторичном рынке. Интенсивное развитие вторичного рынка ГКО началось лишь в июле 1995 года, когда стали заключаться в среднем около двух сделок в день. С август но декабрь 1995 года ЭТОТ показатель вырос с 7 до 23 сделок в день. Существенное увеличение количества заключаемых сделок было обусловлено во многом тем, что более половины всех сделок на вторичном рынке — это сделки с обратным выкупом ценной бумаги (сделки "РЕПО").
Со второй половины 1994 года ЗАО МВБ стал единственной биржевой структурой, где происходила регистрация сделок на вторичном рынке с ГКО и КО Национального банка. При этом второй рынок характеризует следующее:
- на вторичном рынке заключали сделки более 25 коммерческих банков и их филиалов, множество иных субъектов хозяйствования. Тем не менее, число активных участников вторичного рынка было немногим более десяти;
- ценные бумаги на вторичном рынке в большей степени выступали в качестве гарантий исполнения денежных обязательств участниками вторичного рынка;
- вторичный рынок, в силу преобладания сделок с обратным выкупом ценных бумаг, фактически являлся дальнейшей формой развития рынка МБК.
В течение 1997 года проводилась последовательная политика но увеличению среднего срока заимствования на рынке государственных облигаций. С этой целью в оборот были введены купонные облигации, срок погашения которых превышает один год. Однако и при стремлении эмитента и Национальною банка улучшить структуру рынка за счет расширенного выпуска облигаций с увеличенным сроком обращения процесс шел достаточно медленно. Это объясняется, главным образом, нестабильным состоянием финансовой сферы и недостаточной ликвидностью рынка.
Несмотря на возросшие объемы рынка ГЦБ, в результате неразвитой современной инфраструктуры он имеет следующие слабые стороны:
- отсутствие гарантий исполнения сделок;
- неконтролирусмость ценовой динамики на рынке но выпускам в обращении;
- непрозрачность рынка;
- отсутствие адекватной информации и статистики, характеризующей ситуацию на рынке;
- отсутствие достаточного контроля за вторичным рынком со стороны государства и лице Минфина и Нац банка;
- невысокий уровень гарантий исполнения сделок и непрозрачность информации о рынке, что препятствует его полноценному развитию, привлечению возможных иностранных инвестиций и т.д.
Несмотря на существующие тенденции, с декабря 1994 года на МВБ происходит' создание электронной торговой системы ГКО. разрабатываются документы, регламенгирующие деятельность на бирже участников вторичного рынка.
Развитие процесса создания и, главное, реализации идеи биржевою рынка ГЦБ в 1994—1995 гг. тормозилось, в основном, в результате, несоответствия статуса биржи требованиям законодательства Республики Беларусь по организации биржевой торговли на фондовом рынке. ЗАО МВБ неоднократно, в том числе и в судебном порядке, пыталось приобрести право организации и проведения торгов ЦБ, однако наталкивалось на твердую позицию Инспекции но ценным бумагам.
Начавшийся весной 1996 года процесс национализации ЗАО МВБ также существенно затормозил развитие перспективных направлений. Лишь к весне 1997 года, после уточнения статуса и реорганизации структуры биржи, стало возможным вернуться к вопросу создания биржевого рынка ценных бумаг. К этому моменту разработанные ранее нормативные документы и системы несколько устарели по форме и содержанию. Специалистам биржи пришлось фактически с нуля формулировать базовые идеи биржевого фондового рынка, осуществлять под них постановку задачи, разрабатывать соответствующие нормативные документы. Параллельно велась работа по совершенствованию порядка и процедуры регистрации внебиржевых сделок с ГЦБ, организации информационно-котировочной системы для внебиржевого рынка, запуску проекта но расчету первого в республике фондового индекса "Interstock", ведению информационной и аналитической работы.
В течение III и IV кварталов 1997 года Государственным учреждением Межбанковская валютная биржа" завершены подготовительные работы, связанные с организацией торгов ценными бумагами:
- принято инициированное биржей и Национальным банком постановление Совета Министров Республики Беларусь "О рынке государственных кршкисричных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка" от 1.10 1997г. № 1305/23, предоставляющее право МВБ осуществлять деятельность по организации вторичного рынка ГКО и ЦБ Национального банка;
- разработано и утверждено постановлением Правления Нацбанка Временное положение об обращении ГЦБ и ЦБ Нацбанка через ГУ МВБ, определяющее более общие принципы функционирования биржевого фондового рынка;
- разработан и утвержден постановлением Совета директоров Нацбанка Порядок проведения операций купли-продажи ГЦБ и ЦБ Нацбанка в ГУ МВБ. Данный документ регулирует вопросы функционирования биржевого вторичного рынка ГЦБ и ЦБ Нацбанка. В нем детально регламентируются принципы биржевых торгов, вопросы допуска инвесторов к биржевым торгам, механизм проведения торгов и расчетов по ним, меры ответственности участников торгов при работе на ГУ МВБ;
- осуществлена постановка задачи по созданию электронной системы торгов и расчетов и начаты работы по созданию соответствующего программно-технического комплекса.
Основными
условиями и параметрами
- допуск к торгам только первичных инвесторов, а также Нацбапка Республики Беларусь;
- обязательное резервирование денежных средств и ЦБ для участия в торгах, что позволит ГУ МВБ гарантировать не только процесс заключения сделок, но и использование в полном объеме обязательств по ним по схеме "Т+0";
- соблюдение при проведении торгов и расчетов по ним принципа "поставки против платежа";
- возможность заключения всех видов сделок купли-продажи — сделок "до погашения", сделок типа "РЕПО", внесистемных сделок;
- предоставление Нацбанку возможности через заключение внесистемных сделок оперативно, в течение всего рабочего дня регулировать ликвидность банковской системы.
В целом, стратегической задачей ГУ МВБ остается создание максимально надежных, справедливых и дешевых механизмов для заключения сделок всеми участниками. Именно эти качества организованного рынка определяют эффективность сделок для профучастников и их клиентов. Важно отметить, что основными критериями оценки деятельности ГУ МВБ является эффективность ее усилий но созданию надежной инфраструктуры финансового рынка, а не получение прибыли.
На
сегодняшний день биржа ведет
работы по созданию второго торговою
зала, ч то позволит более гибко
подходить к вопросу совмещения
валютного и фондового
В качестве потенциальных возможностей развития системы торгов в будущем могу рассматриваться:
- организация удаленного доступа к торгам в режиме реального времени;
- расширение номенклатуры ГЦБ, котируемых на Межбанковской валютной бирже";
- увеличение времени торгов, организация нескольких торговых сессий в течение дня;
- создание общереспубликанской расчетно-клиринговой системы но операциям с ЦБ и придание тем самым республиканскому фондовому рынку формы организации, характерной для развитых рынков;
- допуск к торгам более широкого числа потенциальных инвесторов;
- организация торгов более широким спектром финансовых инструментов.
С
учетом созданной организационно-
-
организованный рынок ГЦБ;
По состоянию на 1 января 1998 года число акционеров составило 488, из них физических лиц — 81, юридических — 407.
Информация о работе Современный биржевой рынок Республики Беларусь