Современный биржевой рынок Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 21:50, реферат

Краткое описание

Действующим законодательством предусмотрено, что только акционер фондовой биржи имеет право на участие в ее торгах, что и определяет спрос на ее акции. Прогноз на оживление биржевой торговли на БФБ предопределяет, что рост цен на ее акции растут, при изменении ситуации цены падают.

Файлы: 1 файл

Биржевой рынок РБ.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

    В апреле 1996 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9.04.1996 г. № 139 ЗАО "Межбанковская валютная биржа" преобразовано в государственное учреждение "Межбанковская валютная биржа" и передано в ведение Национального банка Республики Беларусь.

    В соответствии с положением о ГУ "МВБ" биржа является структурным подразделением Национального банка Республики Беларусь, находится на самостоятельном балансе и имеет условный номер для межбанковских расчетов. Биржа осуществляет свою деятельность на условиях хозрасчета и самофинансирования, и подотчетна Национальному банку.

    Исполнительный орган биржи — дирекция, которая организует выполнение решений Нацбанка, а также руководит текущей деятельностью биржи. Дирекцию возглавляет директор, который назначается Национальным банком.

    1994 год можно охарактеризовать как год создания фондового рынка в республике. Беларусь — второе после России государством СНГ, которое внедрило механизм торговли государственными краткосрочными облигациями (далее — 1 КО) Министерства финансов на безбумажной основе. Первый аукцион но размещению 1 КО состоялся 16 февраля 1994 I ода. однако должного развития первичный рынок государственных ценных бумаг года не получил.

    Стабилизация  курса национальной денежной единицы  наряду с введением положительных  ставок рефинансирования, рост риска  невозврата кредитов на межбанковском  рынке и повышение Национальным банком резервных требований к коммерческим банкам обусловили значительный интерес к рынку государственных ценных бумаг (далее — ГЦБ) лишь во второй половине 1995 года. Если в 1994 году состоялось всего 4 выпуска ГКО, то в 1995 году — 19. С июня 1995 года выпуски ГКО дополнились выпусками краткосрочных обязательств Национального банка.

    Использование этих инструментов позволяет Министерству финансов и Национальному банку  Республики Беларусь решать следующие  задачи:

    - осуществлять заимствование временно свободных денежных средств у коммерческих банков, финансовых компаний, предприятий и организаций для псинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета;

    - регулировать размеры денежной массы в обращении и другие параметры денежно-кредитной системы;

    - поддерживать ликвидность балансов финансово-кредитных учреждений за счет формирования надежных и ликвидных активов из ГЦБ.

    С сентября 1994 года на базе торговой площадки ЗАО МВБ началась регистрация сделок на вторичном рынке ГКО с облигациями 3-го выпуска. Достаточно высокая доходность, обеспечиваемая эмитентами при первичном размещении ГКО до июня 1995 года, по сравнению с другими сегментами финансового рынка, негативно сказывалась на развитии вторичною рынка. Гак, с сентября 1994 года по июль 1995 года на МВБ было зарегистрировано лини, 65 сделок на вторичном рынке. Интенсивное развитие вторичного рынка ГКО началось лишь в июле 1995 года, когда стали заключаться в среднем около двух сделок в день. С август но декабрь 1995 года ЭТОТ показатель вырос с 7 до 23 сделок в день. Существенное увеличение количества заключаемых сделок было обусловлено во многом тем, что более половины всех сделок на вторичном рынке — это сделки с обратным выкупом ценной бумаги (сделки "РЕПО").

    Со  второй половины 1994 года ЗАО МВБ стал единственной биржевой структурой, где происходила регистрация сделок на вторичном рынке с ГКО и КО Национального банка. При этом второй рынок характеризует следующее:

    - на вторичном рынке заключали сделки более 25 коммерческих банков и их филиалов, множество иных субъектов хозяйствования. Тем не менее, число активных участников вторичного рынка было немногим более десяти;

    - ценные бумаги на вторичном рынке в большей степени выступали в качестве гарантий исполнения денежных обязательств участниками вторичного рынка;

    - вторичный рынок, в силу преобладания сделок с обратным выкупом ценных бумаг, фактически являлся дальнейшей формой развития рынка МБК.

    В течение 1997 года проводилась последовательная политика но увеличению среднего срока заимствования на рынке государственных облигаций. С этой целью в оборот были введены купонные облигации, срок погашения которых превышает один год. Однако и при стремлении эмитента и Национальною банка улучшить структуру рынка за счет расширенного выпуска облигаций с увеличенным сроком обращения процесс шел достаточно медленно. Это объясняется, главным образом, нестабильным состоянием финансовой сферы и недостаточной ликвидностью рынка.

    Несмотря  на возросшие объемы рынка ГЦБ, в результате неразвитой современной инфраструктуры он имеет следующие слабые стороны:

    - отсутствие гарантий исполнения сделок;

    - неконтролирусмость ценовой динамики на рынке но выпускам в обращении;

    - непрозрачность рынка;

    - отсутствие адекватной информации и статистики, характеризующей ситуацию на рынке;

    - отсутствие достаточного контроля за вторичным рынком со стороны государства и лице Минфина и Нац банка;

    - невысокий уровень гарантий исполнения сделок и непрозрачность информации о рынке, что препятствует его полноценному развитию, привлечению возможных иностранных инвестиций и т.д.

    Несмотря  на существующие тенденции, с декабря  1994 года на МВБ происходит' создание электронной торговой системы ГКО. разрабатываются документы, регламенгирующие деятельность на бирже участников вторичного рынка.

    Развитие  процесса создания и, главное, реализации идеи биржевою рынка ГЦБ в 1994—1995 гг. тормозилось, в основном, в результате, несоответствия статуса биржи требованиям законодательства Республики Беларусь по организации биржевой торговли на фондовом рынке. ЗАО МВБ неоднократно, в том числе и в судебном порядке, пыталось приобрести право организации и проведения торгов ЦБ, однако наталкивалось на твердую позицию Инспекции но ценным бумагам.

    Начавшийся  весной 1996 года процесс национализации ЗАО МВБ также существенно затормозил развитие перспективных направлений. Лишь к весне 1997 года, после уточнения статуса и реорганизации структуры биржи, стало возможным вернуться к вопросу создания биржевого рынка ценных бумаг. К этому моменту разработанные ранее нормативные документы и системы несколько устарели по форме и содержанию. Специалистам биржи пришлось фактически с нуля формулировать базовые идеи биржевого фондового рынка, осуществлять под них постановку задачи, разрабатывать соответствующие нормативные документы. Параллельно велась работа по совершенствованию порядка и процедуры регистрации внебиржевых сделок с ГЦБ, организации информационно-котировочной системы для внебиржевого рынка, запуску проекта но расчету первого в республике фондового индекса "Interstock", ведению информационной и аналитической работы.

    В течение III и IV кварталов 1997 года Государственным учреждением Межбанковская валютная биржа" завершены подготовительные работы, связанные с организацией торгов ценными бумагами:

    - принято инициированное биржей и Национальным банком постановление Совета Министров Республики Беларусь "О рынке государственных кршкисричных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг Национального банка" от 1.10 1997г. 1305/23, предоставляющее право МВБ осуществлять деятельность по организации вторичного рынка ГКО и ЦБ Национального банка;

    - разработано и утверждено постановлением Правления Нацбанка Временное положение об обращении ГЦБ и ЦБ Нацбанка через ГУ МВБ, определяющее более общие принципы функционирования биржевого фондового рынка;

    - разработан и утвержден постановлением Совета директоров Нацбанка Порядок проведения операций купли-продажи ГЦБ и ЦБ Нацбанка в ГУ МВБ. Данный документ регулирует вопросы функционирования биржевого вторичного рынка ГЦБ и ЦБ Нацбанка. В нем детально регламентируются принципы биржевых торгов, вопросы допуска инвесторов к биржевым торгам, механизм проведения торгов и расчетов по ним, меры ответственности участников торгов при работе на ГУ МВБ;

    - осуществлена постановка задачи по созданию электронной системы торгов и расчетов и начаты работы по созданию соответствующего программно-технического комплекса.

    Основными условиями и параметрами организации  биржевого рынка ГЦБ на "Международной валютной бирже" являются:

    - допуск к торгам только первичных инвесторов, а также Нацбапка Республики Беларусь;

    - обязательное резервирование денежных средств и ЦБ для участия в торгах, что позволит ГУ МВБ гарантировать не только процесс заключения сделок, но и использование в полном объеме обязательств по ним по схеме "Т+0";

    - соблюдение при проведении торгов и расчетов по ним принципа "поставки против платежа";

    - возможность заключения всех видов сделок купли-продажи — сделок "до погашения", сделок типа "РЕПО", внесистемных сделок;

    - предоставление Нацбанку возможности через заключение внесистемных сделок оперативно, в течение всего рабочего дня регулировать ликвидность банковской системы.

    В целом, стратегической задачей ГУ МВБ  остается создание максимально надежных, справедливых и дешевых механизмов для заключения сделок всеми участниками. Именно эти качества организованного рынка определяют эффективность сделок для профучастников и их клиентов. Важно отметить, что основными критериями оценки деятельности ГУ МВБ является эффективность ее усилий но созданию надежной инфраструктуры финансового рынка, а не получение прибыли.

    На  сегодняшний день биржа ведет  работы по созданию второго торговою зала, ч то позволит более гибко  подходить к вопросу совмещения валютного и фондового направлений  деятельности. Завершен основной комплекс работ по электронной торговой системе.

    В качестве потенциальных возможностей развития системы торгов в будущем  могу рассматриваться:

    - организация удаленного доступа к торгам в режиме реального времени;

    - расширение номенклатуры ГЦБ, котируемых на Межбанковской валютной бирже";

    - увеличение времени торгов, организация нескольких торговых сессий в течение дня;

    - создание общереспубликанской расчетно-клиринговой системы но операциям с ЦБ и придание тем самым республиканскому фондовому рынку формы организации, характерной для развитых рынков;

    - допуск к торгам более широкого числа потенциальных инвесторов;

    - организация торгов более широким спектром финансовых инструментов.

    С учетом созданной организационно-технической  базы предполагается, что в ближайшей среднесрочной перспективе (1998 год) ГУ МВБ будет развивать следующие рынки:

    - организованный рынок ГЦБ; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Биржевой  портфель (Книга биржевика) В.И. Солдаткин, Москва, 1992.
  2. «Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условиях перехода к рынку». В. Маневич, Вопросы экономики, 1991.
  3. Международные товарные биржи. И. Герчикова, Вопросы экономики. 1991.
  4. Рынок ГКО, Минск, 1998 (142-156с).
  5. Биржевая деятельность. Под редакцией профессоров А.Г. Грязновой, Р.В. Корнеевой, В.А. Галанова. Москва, 1995 г.
  6. Биржевая деятельность Запада: Фьючерсные и фондовые биржи, системы работы и алгоритмы анализа, Ф. Шварц, Москва:, 1992 (310с).
  7. MultiLex 2.0 (Большой Экономический Словарь).
 
 
 
 

    По  состоянию на 1 января 1998 года число акционеров составило 488, из них физических лиц — 81, юридических — 407.

Информация о работе Современный биржевой рынок Республики Беларусь