Из практики
всех, кто сталкивался с выпуском
депозитарных расписок, следует,
что если эмитент расписок
не заинтересован в регистрации
своих бумаг и листинге в
связи с планами по привлечению
инвестиционных ресурсов, то он
в большинстве случаев не заинтересован
и в заключении договора с
каким-либо депозитарием. Довольно
сложно представить себе, что
Microsoft, Exxon, British Petroleum или Nokia заключат
договор и примут обязательства
в отношении исполнения прав
владельцев российских депозитарных
расписок, притом, что объем таковых
составит менее 5% от общего
количества выпущенных бумаг.
Указанное
требование, существенно ограничивающее
возможности по выводу интересных
для портфельных инвесторов инструментов
на российский рынок, дополнено
также требованием о том, чтобы
в случае публичного обращения
РДР базовый актив также обращался
на торгах иностранных фондовых
бирж. Мотивы для такого ограничения
вполне понятны. В большинстве
юрисдикций при включении ценных
бумаг в листинг фондовой биржи
эмитент принимает на себя
определенные обязательства по
раскрытию информации и содействию
реализации владельцами прав
по своим бумагам. Биржи также
устанавливают систему критериев
к рынку для той или иной
ценной бумаги, будучи заинтересованными
в приеме на обслуживание ценных
бумаг "инвестиционного качества".
Депозитарные
расписки, с точки зрения инвестора,
позволяют избегать рисков, связанных
с инвестированием в рамках
правовых систем иностранных
государств. Суть депозитарных расписок
в том, чтобы предложить инвестору
способ осуществления правомочий
собственника, связанных с пользованием
и распоряжением ценными бумагами
иностранных эмитентов, при этом
инвестору и иностранному эмитенту
желательно оставаться в рамках
национального правового поля.
Для того
чтобы построить непротиворечивые
отношения между инвестором и
иностранным эмитентом ценных
бумаг, необходим посредник. Таким
посредником может стать эмитент
депозитарных расписок. Принимаемые
им обязательства должны соответствовать
правам, которые он получает в
отношении ценных бумаг иностранного
эмитента на основании договора,
заключенного между ними. Перед
тем как эмитент депозитарных
расписок сможет предложить российскому
инвестору продукт того или
иного иностранного рынка, он
должен изучить законодательство
о ценных бумагах, международные
частноправовые нормы и в случае
необходимости заключить договор
с эмитентом базовых ценных бумаг таким
образом, чтобы исключить возможные коллизии
правовых норм российского и иностранного
законодательств. Иначе говоря, этот договор
должен представлять собой перевод с "иностранного"
на "российский", а за качество перевода
ответственность перед каждой из сторон
в отдельности несет "переводчик",
т. е. эмитент депозитарных расписок.
3.2.
Современные тенденции
развития российского
рынка государственных
ценных бумаг.
Рынок государственных
ценных бумаг можно рассматривать
как одну из важнейших составляющих фондового
рынка. На макроэкономическом уровне всегда
более приоритетным является инструмент
привлечения средств в бюджет посредством
выпуска ценных бумаг по сравнению с увеличением
налогов. Это обусловлено двумя факторами:
во-первых, организация государственного
займа занимает гораздо меньше времени
по сравнению с изменением законодательной
базы в налоговой сфере; во-вторых, меры
по увеличению налогов всегда «ложатся»
на плечи налогоплательщиков, а при системе
заимствований государство берет на себя
ответственность по возврату привлеченных
средств.
В настоящий
момент наибольшую долю в объеме
государственного внутреннего долга,
выраженного в государственных ценных
бумагах, занимают ОФЗ с амортизацией
долга. Их доля составляет около 70% от общего
объема госдолга в ценных бумагах. ОФЗ-АД1
являются сравнительно новым инструментом;
впервые они выпущены Правительством
РФ в мае 2002 г. Главная особенность ОФЗ-АД
состоит в том, что погашение номинальной
стоимости облигаций предусматривается
частями и в разные даты; при этом проценты
начисляются на оставшуюся сумму долга.
Несмотря на то, что купон в полной сумме
выплачивается эмитентом облигаций тому
лицу, которому они принадлежат на дату
выплаты, или купонную дату, каждый предыдущий
владелец также имеет право на получение
дохода пропорционально сроку владения.
Это достигается тем, что при приобретении
облигаций их покупатель должен выплатить
прежнему владельцу, помимо собственно
цены («чистой» цены) облигаций, также
и величину накопленного купонного дохода.
Наряду
с ОФЗ-АД, немалый интерес у
инвесторов вызывают и облигации с
фиксированной доходностью (ОФЗ-ПД3 и ОФЗ-ФК2).
Их суммарная доля в общем объеме государственного
внутреннего долга РФ, выраженного в государственных
ценных бумагах, достигает 30%.
Обоснованные
выводы об основных тенденциях
биржевого оборота российского рынка
государственных ценных бумаг можно сделать,
проанализировав основные обобщающие
индикаторы, рассчитываемые аналитиками
ММВБ - ведущей торговой площадкой данного
сегмента
ОФЗ-АД1 - облигации
федерального займа с амортизацией долга
ОФЗ-ФК2 - облигации федерального займа
с фиксированным купонным доходом
ОФЗ-ПД3 - облигации
федерального займа с постоянным доходом
фондового рынка России.
Такими индикаторами являются индекс
государственных облигаций России (RGBI),
рассчитываемый как ценовой индекс без
учета накопленного купонного дохода
и купонных платежей, и индекс государственных
облигаций России (RGBI-tr), рассчитываемый
как ценовой индекс с учетом реинвестирования
накопленного купонного дохода и купонных
платежей.
Так же можно сделать
вывод об устойчивой повышательной
тенденции и устойчивом интересе
инвесторов к российским государственным
ценным бумагам.
Основным
держателем государственных ценных
бумаг в России остается банковский
сектор. Высокая надежность государственных
ценных бумаг по-прежнему является
привлекательным фактором при
формирования инвестиционного портфеля
банков. Однако необходимо отметить уменьшение
доли банковского сектора - на 1 января
2004 г. этот показатель составлял 81,1%. Вторым
по величине, но не по значимости, является
не банковский сектор. Его доля на начало
текущего года составляла 34%.
Доля вложений
нерезидентов в российские государственные
ценные бумаги сохраняется на
низком уровне - всего 0,2% (на 1 января
2004 г. -1,2%). Снижение интереса этой
категории инвесторов к российским
государственным ценным бумагам
объясняется снижением доходности
по данным видам вложений. Если в начале
2004г. средняя доходность по государственным
облигациям составляла около 12%, то к 2006
г. она снизилась до 6%.Снижение доходности
от вложений в российские госбумаги заставляет
нерезидентов уходить с российского рынка
государственных ценных бумаг и инвестировать
в другие, более доходные инструменты,
в том числе и других стран.
Наряду
с ценными бумагами, эмитированными
Правительством РФ, на фондовом
рынке обращаются субфедеральные
и муниципальные облигации. Появление
облигаций субъектов РФ было связано со
стремлением преодолеть негативные последствия
для российской экономики, которые имели
место вследствие неплатежей государственных
предприятий и региональных администраций.
В настоящее время к облигационным займам
субъекты РФ прибегают в основном для
покрытия бюджетного дефицита или для
выполнения конкретных целевых программ.
По данным
агентства «АК&М», которое ежегодно
(начиная с 2002 г.) публикует рейтинг относительной
кредитоспособности субъектов РФ, первое
место по данным за2005г. занимает г. Москва,
которая по формальным показателям среди
других субъектов Федерации имеет наиболее
высокую способность расплачиваться по
своим обязательствам.
Среди успехов,
которые достигла г. Москва
за последнее время, можно отметить
отказ от практики привлечения
краткосрочных заимствований и
замещение их в структуре госдолга
более управляемыми и дешевыми
облигационными займами. Поэтому
неудивительно, что последние
пять лет г. Москва занимает
лидирующую позицию в рейтинге.
В целом
российский внутренний рынок
субфедеральных и муниципальных
заимствований имеет устойчивую
повышательную тенденцию. Если
в начале 2003 г. объем рынка составлял
всего 39,9 млрд. рублей, то к концу
2004 г. он достиг уровня 128,2 млрд.,
рублей, а еще через полтора
года увеличился в 1,4 раза и
составил на 1 июля 2006 г. 180,4 млрд. рублей.
Заключение.
В современной
экономике роль рынка ценных бумаг трудно
переоценить. Во всем мире именно фондовый
рынок является наиболее эффективным
способом привлечения капитала, а значит,
и решения социальных и экономических
проблем. Развитый рынок ценных бумаг
дает людям уверенность в завтрашнем дне
и позволяет им оптимальным образом распоряжаться
своими сбережениями. Ценные бумаги продолжают
оставаться одним из самых привлекательных
вложений свободных средств, а также источником
привлечения сравнительно недорогого
капитала для частных компаний и предприятий.
За последние
годы достигнут большой прогресс
в развитии и регулировании
российского рынка ценных бумаг.
Рынок стал более привлекателен
для инвесторов, выросли цены
на акции российских предприятий,
было усовершенствовано законодательство,
но все же рано ставить «точку»,
необходимы меры по дальнейшему
развитию российского рынка ценных
бумаг и по усовершенствованию
законодательной базы в отношении
защиты прав инвесторов.
Очевидно,
что в России идет процесс
формирования собственной модели
рынка, которая должна вобрать
в себя все лучшее, что уже
создано в мире. Эта модель
может включать в себя любые
системы торговли, применяющиеся
на различных биржах и рынках,
однако она должна строиться
на основе единого информационного
пространства и информационной
прозрачности. Одной из главных
задач российского фондового
рынка является привлечение инвестиций
в экономику страны и обеспечение
их эффективного использования.
Рынок ценных бумаг позволит
российским предприятиям, составляющим
основу промышленного потенциала
страны, расширить круг источников
финансирования, не ограничиваясь
самофинансированием и банковскими
кредитами (которые, кстати, довольно
дороги). Потенциальные инвесторы
с помощью фондового рынка
получат возможность вкладывать
свои сбережения в более широкий
круг ценных бумаг, получая
тем самым большие возможности
для выбора. Для того, чтобы привлечь
инвестиции, необходимо создавать
приемлемые и надежные, стабильные
условия, привести законодательство
и условия для инвестиций в
соответствие с международными
нормами и стандартами, в стране
необходимо создать благоприятный
«инвестиционный климат» как
для иностранных, так и для
своих, российских инвесторов, включая
обыкновенных граждан.
Необходима
активная и целенаправленная
политика государства в отношении
рынка ценных бумаг, формирование
модели рынка, которая будет
адекватна конкретным условиям
российской экономики, национальным
интересам и традициям. В первую
очередь, государство должно решить
проблему массового вывода ценных бумаг
лучших предприятий России на фондовый
рынок.
Новые электронные
технологии позволят инвесторам
совершать сделки на иностранных
рынках ценных бумаг, на биржах,
которые находятся за тысячи
километров от их дома. Новые
технологии стирают границы между
финансовыми рынками. С их помощью
инвесторы и эмитенты могут
непосредственно связываться друг
с другом, находясь на территории
разных государств. Биржи выходят
за национальные рамки и предлагают
свои услуги не только на
территории той страны, где они
фактически находятся.
Фондовые
рынки развитых стран, с достаточно
высоким уровнем технологии и
защиты прав инвесторов, объединяются
в единую систему, что резко
ускорит мировой оборот капитала.
Будут на этом «празднике жизни»
и аутсайдеры — те, кто не
позаботится о престиже своего
рынка, о его развитии и защите.
Поэтому российский рынок ценных
бумаг и его регулирование
нужно строить в соответствии
с мировыми тенденциями.
Однако
никакие усилия государства не
дадут эффекта, если за его
действиями не будет должного
контроля со стороны общества
в целом и отдельных граждан
- индивидуальных инвесторов на
рынке ценных бумаг. Поэтому
так важно получить знания
о том, как действует современный
рынок ценных бумаг, чтобы уверенно
определять свою судьбу и строить
свое будущее и будущее своей
страны.
Особенно
следует позаботиться о защите
интересов инвесторов-граждан, которые
у нас в России имеют мало опыта инвестиционной
деятельности и, как правило, становятся
жертвами обмана в первую очередь.
Несмотря
на многие проблемы, с которыми
столкнулся в настоящее время
российский фондовый рынок, следует
отметить, что это молодой, динамичный
и перспективный рынок, который
развивается на основе позитивных
процессов, происходящих в нашей
экономике: массового выпуска
ценных бумаг, быстрого создания
новых коммерческих образований
и холдинговых структур, привлекающих
средства на акционерной основе
и т.п.