Состав, этапы формирования и представление бухгалтерской отчетности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является освещение вопросов, касающихся понятия бухгалтерской отчетности в целом и форм отчетности с точки зрения информации, необходимой для пользователей.

Оглавление

Введение
1. Понятие бухгалтерской отчетности
2. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней
3. Состав бухгалтерской отчетности
4. Этапы формирования бухгалтерской отчетности
5. Представление и публикация бухгалтерской отчетности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Ponyatie_buhgalterskoy_otchetnosti.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

- последовательность применения учетной политики состоит в том, что организация из года в год применяет одни и те же способы ведения учета по схожим хозяйственным операциям. Если организация меняет способ ведения учета, то последствия таких изменений измеряются в денежном выражении и отражаются в пояснительной записке;

- принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (доходы и расходы отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место; если расходы связаны с получением доходов в нескольких отчетных периодах, то они распределяются между этими отчетным периодами).

Информация, содержащаяся в отчетности, должна быть полезной для пользователей. Полезность информации обеспечивается ее соответствием следующим качественным характеристикам:

- уместность (способность повлиять на принятие управленческих решений);

- существенность (показатель считается существенным, если его раскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации). Рекомендуемый приказом Минфина России от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» уровень существенности — 5 %;

- нейтральность (исключение одностороннего удовлетворения интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими). Информация не является  нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий;

- сопоставимость (информация должна быть сопоставима в разные отчетные периоды). Сопоставимость обеспечивается преемственностью учетной политики при отражении схожих хозяйственных операций. При изменении учетной политики последствия изменений измеряются в денежном выражении и раскрываются в пояснительной записке;

- достоверность и полнота. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.


3. Состав бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерскую отчетность организаций классифицируют по трем основным признакам: периодичности составления, объему сведений, содержащихся в отчетности, степени обобщения отчетных данных.

В зависимости от охватываемого периода деятельности организации различают промежуточную и годовую отчетность. Промежуточной считается отчетность, составленная на внутригодовую дату (месячная, квартальная). Месячная и квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчет по итогам за год является годовым отчетом.

По объему содержащихся сведений в отчетности выделяют внутреннюю и внешнюю отчетность. При этом внутренняя отчетность включает информацию о работе какого-либо подразделения организации. Составление внутренней отчетности вызывается необходимостью осуществления контроля за работой своих структурных подразделений. Внешняя отчетность характеризует деятельность организации в целом и является источником информации для внешних пользователей, заинтересованных в сведениях о характере деятельности, доходности, имущественном положении.

По степени обобщения отчетных данных различают: первичные отчеты, составленные непосредственно организациями, и сводные (консолидированные), составленные вышестоящими или материнскими организациями (компаниями, фирмами) на основе первичных отчетов.

Формы бухгалтерской отчетности разрабатываются организациями и утверждаются в учетной политике с учетом рекомендованных к применению образцов форм, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.03 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Приложение 1).

При разработке организацией самостоятельно форм бухгалтерской отчетности на основе рекомендуемых образцов форм должны соблюдаться общие требования к бухгалтерской отчетности (полнота, существенность, нейтральность и др.). В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Организации при разработке форм отчетности могут вводить в рекомендуемые формы дополнительные показатели с учетом их существенности. Те показатели, по которым у организации нет данных, должны быть исключены. Формы отчетности не должны содержать незаполненных строк.

Формы отчетности составляются за отчетный период или на отчетную дату.

Отчетный период — это период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года. Если организация создана после 1 октября, то первым отчетным годом является период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года.

Отчетная дата — дата, по состоянию на которую организация должна составлять отчетность. Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Состав бухгалтерской отчетности зависит от ее вида. Промежуточная отчетность всех организаций включает бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Состав годовой бухгалтерской отчетности зависит от субъекта, составляющего такую отчетность.

Все организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства, в составе годовой бухгалтерской отчетности представляют:

- бухгалтерский баланс (форма № 1),

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2),

- отчет об изменениях капитала (форма № 3),

- отчет о движении денежных средств (форма № 4),

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5),

- пояснительную записку,

-аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) только при отсутствии соответствующих данных.

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж, обязательств и т.п., может приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

Если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей при исчислении промежуточных, итоговых данных или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (убыток, себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), расходы, уменьшение капитала и др.).

Показатели форм отчетности за отчетный период должны быть сопоставимы с соответствующими показателями предшествующих лет. Причины несопоставимости и методы корректировки раскрываются в пояснительной записке.

Реальность статей бухгалтерской отчетности должна подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации. Если бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или специалистом, то отчетность подписывается руководителем специальной организации либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

 

 

 

 

 

 

 

4. Этапы формирования бухгалтерской отчетности

 

Процесс подготовки бухгалтерской отчетности включает два этапа: подготовительные работы по составлению годовой отчет­ности и непосредственное составление баланса и других отчет­ных форм.

Подготовительные работы включают в себя:

- проверку полноты оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражение их в учетных регистрах. В частности, выясняется: все ли первичные доку­менты поступили в бухгалтерию, правильно ли включены в из­держки производства расходы будущих периодов, начислены ли предусмотренные учетной политикой фонды и резервы предстоящих расходов, списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации основные средства, полностью ли начислены амортизация основных средств и нематериальных активов и т.д.;

- контроль качества и сроков проведения инвентаризации статей баланса и отражения в учете ее результатов;

- проведение переоценки по постановлениям правительства ос­новных средств и других активов и отражение в учете ее ре­зультатов;

- сверку сальдо расчетов с налоговыми органами, банками, вне­бюджетными фондами с оформлением соответствующих актов;

- внесение в случае необходимости исправлений в учетные дан­ные по результатам проверки государственных и ведомствен­ных контролирующих органов, а также аудиторов.

В соответствии с порядком внесения исправлений в бухгал­терский учет в случаях обнаружения искажений и ошибок до окончания отчетного года исправления в учетные данные вносят­ся в месяце, когда были обнаружены искажения и ошибки, неза­висимо от того, в каком отчетном периоде эти искажения и ошибки были допущены.

В случае выявления неправильного отражения хозяйствен­ных операций на счетах бухгалтерского учета за прошлый год после утверждения годового отчета исправления в бухгалтерскую отчетность за прошлый год не вносятся.

-   перенесение в соответствующие журналы-ордера и ведомости данных листов-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

-  проведение реформации баланса путем закрытия по состоянию   на 31 декабря, сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»:      

дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - на сумму  нераспределенной прибыли;

дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 99 «Прибыли и убытки» - на сумму непокрытого убытка;       

- подсчет и взаимная сверка оборотов и сальдо на конец отчетно­го периода по регистрам бухгалтерского учета;

-  перенесение в Главную книгу данных регистров учета, определение конечных остатков по синтетическим счетам в Главной книге.

Составление финансовой отчетности начинается, как пра­вило, с заполнения бухгалтерского баланса (Приложение 2).

Это производится по данным остаткам на счетах, отражен­ных в Главной книге. При этом следует учитывать определенные правила. Например, основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности отражаются в ба­лансе по остаточной стоимости. Некоторые статьи баланса за­полняются сложением (вычитанием) остатков по нескольким сче­там. Так, по статье «Сырье, материалы и другие ценности» от­ражается сальдо по дебету счетов 10,15,16 за минусом сальдо по кредиту 14 счета, которое отражает сумму начисленного резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

По статье «Денежные средства» отражается сальдо по счетам 50, 51, 52, 55,57, а в «Отчете о дви­жении денежных средств» формы № 4 представлена подробная информация об источниках поступления и направлениях исполь­зования этих денежных средств. По статье «Финансовые вложе­ния» показывается сальдо по дебету счета 58 «Финансовые вло­жения» за минусом сальдо по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги». Таким об­разом, по этой статье будет отражаться рыночная стоимость цен­ных бумаг, если она ниже стоимости, принятой к учету.

Сальдо по счетам, связанным с расчетами (счета 60, 62, 70, 71, 75, 76), показываются в балансе развернуто, т.е. дебиторская задолженность - в активе баланса, а кредиторская - в пассиве.

В отчете о прибылях и убытках (Приложение 3) показываются дан­ные о доходах, расходах и финансовых результатах, которые формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты. Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из требований ПБУ 9/99 "Доходы организации", характера деятельности, вида доходов, размера и условий их получения, доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными).

Информация о работе Состав, этапы формирования и представление бухгалтерской отчетности