Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, реферат
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет и доходы федерального бюджета
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2 Доходы федерального бюджета
Глава 2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета РФ
2.3 Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
УРЮПИНСКИЙ ФИЛИАЛ
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Реферат
по дисциплине: «Организация исполнения бюджетов»
на тему: «Состав бюджетных доходов»
Выполнила:
Студентка 5 курса
очного отделения
группы ФиКУ-071
Филимонова В. В.
Проверила:
Ст.преподаватель
Урюпинск 2011г.
Содержание
Введение
Глава 1. Государственный бюджет и доходы федерального бюджета
1.1 Государственный бюджет и его функции
1.2 Доходы федерального бюджета
Глава 2. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета РФ
2.3 Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Список использованной литературы
Введение
Федеральный бюджет Российской Федерации - центральное звено государственных финансов России.
Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики в соответствии со стратегическими направлениями ее развития, стабилизации экономики, регулирования социальных процессов в обществе, сглаживания различий в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны, выполнения международных и внутригосударственных обязательств, обеспечения обороноспособности страны и содержания вооруженных сил, государственной безопасности и управления.
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Глава 1. Государственный бюджет и доходы федерального бюджета
1.1 Государственный бюджет и его функции
Центральное место в системе государственных финансов занимают государственный бюджет.
В узком смысле слова бюджет представляет собой финансовый план государства, который составляется на один год и финансовый план на среднесрочную перспективу и имеет силу закона. Иногда под бюджетом понимают роспись доходов и расходов государства или централизованный фонд денежных средств. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Доходы бюджетов РФ обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах государства и предоставления государственных кредитов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды.
В экономической системе любого государства бюджет выполняет несколько важных функций:
1) распределительную (перераспределительную),
2) регулирующую,
3) стимулирующую,
4) контрольную.
Посредством распределительной (перераспределительной) функции бюджета происходит перераспределение денежных средств в рамках единого национального хозяйства между различными отраслями хозяйства, между производственной и непроизводственной сферами экономики, между отдельными территориями, а также между отдельными группами населения. В результате такого перераспределения складываются определенные пропорции между различными отраслями экономики, осуществляется поддержка регионов и муниципалитетов, имеющих недостаточную налоговую базу для формирования своих собственных бюджетов, наименее защищенные группы населения и граждане с низким уровнем доходов получают денежные средства, необходимые для обеспечения им нормального уровня жизни. Используя бюджет для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов, государство тем самым решает проблемы рационального размещения производительных сил по территории страны, обеспечивая равномерное развитие отдельных регионов.
Бюджет выступает также важным инструментом регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства, средством привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики. Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных отраслей экономики. Это осуществляется посредством определения перечня налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов деятельности.
Регулирование и стимулирование экономики осуществляется также посредством бюджетного финансирования. Через бюджет оказывается поддержка таким отраслям, как сельское хозяйство, атомная промышленность, авиастроение, угольная промышленность, осуществляется финансирование фундаментальных научных исследований, космических программ. Поддержка отдельных отраслей осуществляется через предоставление льготных кредитов, финансирование высокоэффективных проектов. В результате получают дополнительные импульсы к развитию те отрасли, которые не всегда являются столь привлекательными для частного бизнеса, но без развития которых трудно представить себе нормальное и сбалансированное развитие любого национального хозяйства.
Контрольная функция бюджета реализуется при формировании доходов, а также в процессе бюджетного финансирования. Контрольная функция бюджета позволяет оценить, насколько полно и своевременно поступают доходы в бюджет от разных субъектов хозяйствования, а значит понять насколько правильно и своевременно осуществляется учет в отдельных хозяйственных звеньях, насколько рационально они ведут свое хозяйство, насколько велики их затраты и какова их прибыль.
Контрольная функция бюджета проявляется также на стадии исполнения бюджета, при выделении бюджетных средств на финансирование тех или иных видов деятельности. При этом можно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько соблюдается принцип целевого использования денежных средств, каковы реальные результаты бюджетного финансирования - способствуют ли они положительным изменениям или, наоборот, приводят к развитию негативных тенденций. Это позволяет вовремя скорректировать бюджетную политику и перераспределить финансовые ресурсы.
1.2 Доходы федерального бюджета
Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета, примерно 80-90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги.
На протяжении длительного времени доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.
К целевым бюджетным фондам относились следующие 7 фондов:
-Федеральный дорожный фонд РФ;
-Федеральный экологический фонд РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
-Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
-Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии. В настоящее время в составе доходов бюджетов доходы целевых бюджетных фондов не предусмотрены вообще.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.
Глава 2.Состав и структура доходов федерального бюджета РФ
2.1 Налоговые доходы федерального бюджета РФ
Первая и основная часть доходов федерального бюджета - это налоговые доходы, которые в настоящее время составляют более половины всех доходов федерального бюджета.
Перечень федеральных налогов и сборов определен в ст.13 НК РФ:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляют акцизы.
НДС и акцизы выделяются в группах налоги на товары, работы, услуги, реализуемые в РФ и налоги на товары, работы, услуги, ввозимые в РФ.
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета
В соответствии с новой бюджетной классификацией неналоговые доходы не выделяются в качестве самостоятельной группы.
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества автономных федеральных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
- сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), - по нормативу 100 процентов;
- прочие лицензионные сборы - по нормативу 100 процентов;
- таможенные пошлины и таможенные сборы - по нормативу 100 процентов;
- плата за использованием лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
- плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
- плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
- консульские сборы - по нормативу 100 процентов;
- патентные пошлины - по нормативу 100 процентов;
- плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов
- прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- доходы от внешнеэкономической деятельности. Поскольку штрафы, санкции и т.и. составляют не столь существенную часть неналоговых доходов, можно утверждать, что основную долю неналоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от использования и реализации государственной и муниципальной собственности.