Система налогообложения операций с ценными бумагами

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Налогообложение операций с ценными бумагами является серьезным инструментом, способным регулировать масштабы инвестиций в российскую экономику, является стимулом к развитию фондового рынка, росту его капитализации и ликвидности. В этом заключается актуальность данной работы. Объектом исследования данной курсовой работы является система налогообложения операций с ценными бумагами в разрезе типов инвесторов и типов ценных бумаг.
Целью данной работы является изучение основ законодательного регулирования налогообложения операций с ценными бумаги в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

file_482650.docx

— 135.88 Кб (Скачать)

Налогооблагаемым доходом  не считаются стоимость дополнительно  полученных организацией акций или  суммы увеличения их номинала, возникающие  при увеличении уставного капитала за счет собственных средств эмитента (пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ). Налог здесь должен платиться при реализации таких акций с разницы между продажной и «первоначально оплаченной» стоимостью. Раньше такой порядок налогообложения был только для акций, которые оплачивались из средств, полученных от переоценки основных фондов по решению Правительства РФ.

Налогообложение негосударственных  пенсионных фондов

Налогообложение НПФ регулируется ст. 295 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи, «к доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов, предусмотренных ст. ст. 249 и 250 настоящего Кодекса, в частности, относятся доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих видов доходов.

В целях налогообложения  доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная  разница между полученным доходом  от размещения пенсионных резервов и  доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка  Российской Федерации и суммы  размещенного резерва, с учетом времени  фактического размещения при условии  размещения указанных средств по пенсионным счетам».

Статья 295 НК РФ делит доходы НПФ на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и доходы от «уставной деятельности» (все прочие доходы).

Первые облагаются только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных  пенсионных резервов. Вторые облагаются в общем порядке.

Расходы НПФ также разделяются  на две группы (п.п. 1 и 2 ст. 296 НК РФ):

1) расходы, связанные с  размещением пенсионных резервов  «с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении». Согласно ст. 27 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», доход от размещения пенсионных резервов может быть уменьшен на сумму соответствующих расходов не более чем на 20 процент в первые три года работы фонда и 15 процентов в последующие годы;

2) прочие расходы фонда.

Статья 295 НК РФ содержит целый  ряд неясных и спорных положений.

1. Неточность определения  дохода от размещения пенсионных  резервов.

К доходам от размещения пенсионных резервов по ст. 295 НК РФ относятся доходы, поименованные в ст. ст. 249 и 250 (в них дано общее определение доходов от реализации и внереализационных доходов) и плюс другие доходы, к которым, «в частности», относятся доходы от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги и другие объекты, «установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах».

То есть по ст. 295 НК РФ в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь «в частности», не считая всех остальных доходов, перечисленных в ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

2. Законодатель требует  от НПФ определить «положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации». При этом расчетный доход по ставке ЦБ РФ должен быть посчитан «с учетом времени фактического размещения», а также «при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам».

Таким образом, НПФ должен рассчитать, какая сумма резервов у него размещена в каждый данный момент времени. Ведь, только имея эти  данные, можно начислить на эту  сумму ставку рефинансирования ЦБ РФ «с учетом времени фактического размещения». При этом ст. 295 НК РФ не устанавливает методики этого расчета, и налогоплательщик должен разработать ее самостоятельно.

Институты, понятия и термины  гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, «применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом» (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Следовательно, понятие размещенных  пенсионных резервов необходимо брать  из иных («неналоговых») отраслей законодательства. Там можно найти три различных определения пенсионных резервов.

В ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» пенсионные резервы определены как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий». В собственности в силу специфики этого права могут находиться только вещи в гражданско-правовом смысле слова. Например, ценные бумаги – это вещи, а право требования к дебитору – это хоть и вид имущества, но не вещь, на которую можно получить право собственности. Поэтому по закону о НПФ пенсионные резервы – это часть активов фонда, на которые у него есть право собственности и которая сформирована за счет пенсионных взносов и доходов от их размещения.

3. Согласно п. 8 ст. 280 и п. 2 ст. 274 НК РФ, налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24 процентов, определяется отдельно. Никаких исключений для НПФ в этом плане не сделано.

Значит, расчет налоговой  базы по доходам от размещения пенсионных согласно ст. 295 НК РФ, которой и без того представляет собой непростую техническую задачу, должен еще и производиться раздельно по нескольким группам доходов.

В Методических рекомендациях  по применению главы 25 НК РФ НПФ предлагается разделить свои доходы на две группы: на доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов разделить еще  на пять частей:

1) доходы от размещения  резервов в ценные бумаги, обращающиеся  на организованной рынке;

2) доходы от размещения  резервов в ценные бумаги, не  обращающиеся на организованной  рынке;

3) доходы в виде процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам;

4) дивиденды;

5) доходы от прочих  инвестиций.

Разделив свои доходы от размещения пенсионных резервов на пять частей, НПФ при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль обязан сделать следующие расчеты:

1) по каждому из пяти  видов доходов определить размер  отчислений на покрытие расходов  по содержанию фонда. Для этого  сумма дохода умножается на  норматив, установленный правилами  фонда (например, 15%);

2) по доходам от ценных  бумаг, обращающихся и не обращающихся  на организованном рынке, и  доходам от прочих инвестиций  необходимо определить размер  прямых расходов, которые связаны  с получением этих доходов  (строки 170, 180 и 190 листа 11 декларации  по налогу на прибыль);

3) из доходов от ценных  бумаг, обращающихся и не обращающихся  на организованном рынке, а  также из доходов от прочих  инвестиций необходимо вычесть  прямые расходы, связанные с  этими доходами. Следует отметить, что прямые расходы, связанные  с вложениями в ценные бумаги, – это прежде всего стоимость их покупки, а также накладные расходы по приобретению и реализации;

4) определить удельный  вес каждого из пяти видов  доходов в общей сумме дохода  НПФ от размещения пенсионных  резервов. При этом доходы от  вложений в ценные бумаги, обращающиеся  и не обращающиеся на организованном  рынке, и доходы от прочих  инвестиций взять за минусом  прямых расходов;

5) определить доход НПФ  от размещения пенсионных резервов, рассчитанный по ставке рефинансирования  ЦБ РФ. Для этого фонду необходимо  определить сумму своих размещенных  резервов за отчетный период  и начислить на нее соответствующую  ставку дохода из расчета 365 дней в году;

6) разделить доход НПФ  от размещения пенсионных резервов, рассчитанный по ставке рефинансирования  ЦБ РФ, между пятью видами доходов согласно удельным весам каждого из них в общей сумме дохода (за минусом прямых расходов);

7) по каждому из пяти  видов доходов НПФ надо вычесть  из суммы дохода нормативные  отчисления на содержание фонда.  Далее по всем видам доходов,  кроме дивидендов, необходимо вычесть  расчетный доход по ставке  ЦБ РФ. Затем по доходам от  ценных бумаг, обращающихся и  не обращающихся на организованном  рынке, а также по доходам  от прочих инвестиций, необходимо  вычесть соответствующие им суммы  расходов (как прямых типа себестоимости  ценных бумаг, так и общехозяйственных  типа оплаты доверительного управляющего  или спецдепозитария). Полученные  сальдо доходов и расходов (если  они окажутся положительными) будут  облагаться налогом на прибыль.

 

2.2 НДС при операциях с ценными бумагами

 

НДС при расчетах векселями  за товары (работы, услуги)

При расчетах за товары (работы, услуги) векселем покупатель может  передать продавцу собственный вексель  либо вексель третьего лица. С правовой точки зрения в первом случае имеет  место новация долга по оплате товара (работы, услуги) в заемное  обязательство – вексель. Согласно ст. 414 НК РФ, новация представляет собой замену одного обязательства на другое по обоюдному согласию сторон. По сути своей новация – это переоформление одного долга в другой между теми же лицами.

Передача векселя третьего лица в оплату товара (работы, услуги) с правовой точки зрения может  квалифицироваться двояко.

Если договор купли-продажи  товара изначально предполагал денежную оплату, но в итоге был оплачен  векселем третьего лица, то последний  представляет собой отступное. Согласно ст. 409 НК РФ, по соглашению сторон обязательство может быть погашено путем передачи кредитору отступного в виде имущества, что и имеет место при расчетах за товар (работы, услуги) векселем третьего лица. Желательно при этом, чтобы стороны подписали акт или дополнительное соглашение, где было бы указано, что обязательства должника погашаются путем предоставления векселя с такими-то реквизитами.

Если же в договоре купли-продажи  товара изначально в качестве способа  оплаты был указан вексель третьего лица (что нередко бывает на практике), то такой договор, строго говоря, является не куплей-продажей, а меной (бартером). Ведь существенным условием договора купли-продажи является денежная оплата (п. 1 ст. 454 ГК РФ). К договорам мены, как известно, применяются меры контроля за ценами сделок, предусмотренные ст. 40 НК РФ.

Исходя из п. 2 ст. 167 НК РФ, оплатой для целей исчисления НДС признается любое исполнение встречного обязательства покупателя перед продавцом, «за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателем-векселедателем собственного векселя».

Таким образом, если в оплату товара получен собственный вексель  покупателя, то это еще не является оплатой для целей исчисления НДС. Как сказано в п. 4 ст. 167 НК РФ, «в случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу».

В этой ситуации оплатой  будет оплата собственного векселя  покупателя или передача его по индоссаменту третьему лицу. Передача векселя по индоссаменту третьему лицу может быть только у продавца товаров (работ, услуг). Если он определяет выручку для целей  исчисления НДС «по оплате», то моментом оплаты для него считается именно дата индоссамента в адрес третьего лица, а не оплата векселя этим третьим лицом, которая может быть получена значительно позже.

Что касается использования  в расчетах векселя третьего лица, то здесь применяется п. 2 ст. 172 НК РФ, который гласит: «При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты.

При использовании налогоплательщиком-векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного  в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при  приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю».

Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) векселем третьего лица НДС вычитается в сумме, определяемой «исходя из балансовой стоимости» такого векселя. Балансовая стоимость векселя представляет собой затраты на его приобретение (фактически уплаченные и начисленные), которые отражаются на счете 58 «Финансовые вложения».

Информация о работе Система налогообложения операций с ценными бумагами