Система финансов Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Краткое описание

Канада является федеративным государством. Включает в свой состав 13 субъектов федерации, в том числе 10 провинций и 2 территории.
К местным органам власти относятся 5000 муниципальных образований: графства; муниципалитеты (города, сельские поселения).
Канада является одной из самых децентрализованных федераций в мире.

Файлы: 1 файл

канада.docx

— 21.91 Кб (Скачать)

      Система финансов Канады 

Общая характеристика системы  финансов Канады 

      Канада  является федеративным государством. Включает в свой состав 13 субъектов  федерации, в том числе 10 провинций  и 2 территории.

      К местным органам власти относятся 5000 муниципальных образований: графства; муниципалитеты (города, сельские поселения).

      Канада  является одной из самых децентрализованных федераций в мире.

      При распределении стран по типу законодательства и уровню автономии региональных и местных уровней власти Канаду определяют как государство, которое  имеет:

  • баланс между государством и обществом,
  • высокий уровень автономии региональных образований.

      При этом между провинциями существует некоторое «неравенство» в отношениях с федерацией. Более всего это  относится к провинции Квебек.

      Для Канады характерно повышение роли регионов в системе финансов:

  • увеличивается доля субъектов федерации (с учетом местного звена) в ВВП по сравнению с долей федерации, при этом общая доля расходов государства в ВВП снижается:
  • увеличивается доля субфедерального и местного уровня в консолидированном бюджете.

      Централизованные  финансы Канады включают:

  1. федеральный бюджет, который формируется и исполняется федеральным правительством;
  2. бюджеты субъектов федерации – провинций и территорий;
  3. местные бюджеты;
  4. внебюджетные фонды;
  5. государственный и муниципальный кредит.

      Децентрализованные  финансы представлены финансами  предприятий и организаций.

      Финансовый  год в Канаде начинается 1 апреля, заканчивается 31 марта.

      Федеральному  правительству принадлежат следующие  полномочия:

  • регулирование вопросов обороны, военной стратегии;
  • регулирование вопросов правопорядка;
  • управление государственной собственностью и государственным долгом;
  • формирование денежно-кредитной и банковской систем;
  • торговые и коммерческие отношения.

      В федеральном бюджете основные поступления  составляют налоги. Они превышают 90 % всех поступлений в бюджет.

      Существует  многоступенчатая система налогообложения, которая основывается на своде соглашений между центром и провинциями (территориями) по поводу раздела полномочий при  сборе налогов. Это относится прежде всего к личному подоходному налогу, налогу на доходы корпораций.

      Федеральный бюджет принимается в форме двух законодательных актов – по доходам  и по расходам государства.

      Бюджеты субфедерального и местного уровня предназначены для финансирования прежде всего образования, здравоохранения, правопорядка и содержание объектов инфраструктуры.

      Внебюджетные  фонды: социального назначения, экономические, научно-исследовательские. Основное место  принадлежит государственной системе  фондов социального назначения: Государственный  Фонд пенсий по возрасту, Фонд страхования  занятости.  

  Федеральный бюджет  как ведущее звено  бюджетной системы 

      Все доходы госбюджета поступают в Консолидированный  фонд доходов. Все  выплаты осуществляются на основании актов парламента.

      Начиная с 2004 финансового года, за счет профицита бюджета формируется резервный фонд. Он предназначен для покрытия непредвиденных расходов, на финансирование бюджетных программ при получении более низких, чем планировалось доходов.

      Федеральный бюджет формируется в основном за счет личного подоходного налога.

      Плательщиками налога являются физические лица и  некорпорированный бизнес. Применяют прогрессивное налогообложение.

      Парламент устанавливает необлагаемый минимум  доходов.

      Федеральное правительство применяет индивидуальные льготы по подоходному налогу.

      Кроме подоходного налога граждане участвуют  в формировании бюджета федерации  путем уплаты налога на прирост капитальных  активов.

      Прирост капитальных активов – это  доход, полученный от операций с имуществом (объекты недвижимости, ценные бумаги).

      Еще одним налоговым источником доходов  федерального бюджета являются налоги на доходы юридических лиц, которые  включают налог на прибыль корпораций;  налог на капитал крупных корпораций.

Взносы  в фонды социального страхования  также имеют важное значение для бюджета.

      Почти четверть доходов федерального бюджета  составляют косвенные налоги, среди  которых наибольшее значение имеет  налог с продаж.

      Ставка  составляет 7 %. Не облагается налогом  с продаж продовольственные товары, фармацевтические товары, проезд в  общественном транспорте.

      Еще одним источником формирования доходов  федерального бюджета из числа косвенных  налогов являются акцизы. Подакцизными товарами являются бензин, алкогольные  напитки, табачные изделия.

      Основные  направления расходов бюджета государства  отвечают международной практике:

      1. социальные расходы;

      2. государственное управление;

      3. выплаты по государственному  долгу;

      4. финансовая помощь бюджетам нижестоящего  уровня;

      5. национальная оборона;

      6. обеспечение правопордяка.

      Оборона – очень низкие расходы – чуть больше 1 % ВВП.

      Приоритет имеют социальные расходы.

Формирование  доходов и осуществление  расходов

    субфедеральных  и местных бюджетов 

      Для бюджетов провинций и территорий Канады характерным является формирование доходов бюджетов по структуре, подобной федеральному бюджету. Иначе говоря, соотношение налогов, определяющих размер доходной части, у федерации  и субъектов федерации похожи.

      Однако  существенным отличием является формирование части доходов за счет трансфертных платежей федерального правительства.

      Существуют  налоги, взимаемые совместно с  федерацией, а есть собственные налоги провинций и территорий.

      Среди совместных центральное место занимает налог на доходы физических лиц.

      Во  всех провинциях (кроме Квебека) ставки налогов устанавливаются как  процент от федерального налога.

      По  налогу на доходы корпораций провинции (и муниципалитеты) имеют право  добавлять к базовой федеральной  налоговой ставке свои ставки. В  основном этот налог собирают тоже федеральные налоговые органы, а  затем перечисляет соответствующую  часть провинциям.

      Акцизы взимаются либо по твердой ставке, либо как процентная ставка к цене.

      Налог с продаж также относится к  налогам совместного ведения. Он взимается во всех провинциях за исключением  Альберты, из трех территорий этот налог  взимает только одна (Северо-Западная территория).

      Самостоятельная часть налоговых источников доходов  бюджета представлена налогами на природные  ресурсы.

      В большинстве провинций существуют самостоятельные целевые поступления  на нужды здравоохранения.

      Для провинциальных бюджетов основными  статьями расходов являются: образование; здравоохранение, долевое финансирование муниципальных служб.

      Часть расходов идет на финансирование отраслей материальной сферы.

      Важной  статьей расходов для бюджетов провинций  является оказание финансовой помощи бюджетам муниципалитетов.

      На  местном уровне почти 50 % бюджетов формируется  за счет местных налогов, а также  за счет выдачи различных лицензий и разрешений.

      Оставшаяся  часть доходов бюджета складывается из финансовой помощи, поступающей  от провинций.

      В некоторых случаях помощь поступает  из федерального бюджета.

      Налог на имущество является основным местным  налогом.

      Объект  обложения – недвижимость.

      Плательщиками налога являются физические и юридические  лица, собственники недвижимости.

      Ставка  налога определяется как процент  от стоимости объекта обложения. Величину ставки устанавливают муниципалитеты. Периодически происходит переоценка имущества.

      Провинции могут представлять муниципалитетам право собирать дополнительные налоги: на продажу спиртного, за услуги гостиниц и ресторанов.

      Бюджеты местных территориальных образований  являются главным источником финансирования капитальных вложений в создание объектов инфраструктуры. Также статьями расходов местных бюджетов являются: подготовка кадров, общее образование, медицинская помощь; водоснабжение  и водоотведение; утилизация твердых  отходов, землепользование, управление, дорожные работы, общественный транспорт, пожарная служба и полиция. 

      Бюджетный федерализм в Канаде 

      Бюджетный федерализм в Канаде отличается направленностью  на выравнивание доходов провинций  на основе финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня. В стране применяется  вертикальное финансовое выравнивание.

      Каждый  финансовый год правительство Канады передает провинциям и территориям  значительные средства. Исходным при  распределении средств является существующее неравенство в экономическом  развитии субъектов федерации и, как следствие, неравенство в  оказываемых государственных и  общественных услугах.

      Наиболее  существенные направления помощи: здравоохранение; образование; социальная помощь; общественные услуги.

      Начиная с 1999 г., в Канаде формируется пятилетний план по оказанию федеральной помощи. Перспективное планирование позволяет  производить необходимые федеральные  перечисления более обоснованно.

      Хотя  для Канады характерно перераспределение  полномочий в сфере финансов от центра к регионам, но существующие межбюджетные отношения делают систему финансов устойчивой, а развитие государства  соответствующим и даже опережающим  уровень других стран «семерки».

      Наиболее  существенный вклад в социальные расходы делает федеральное правительство, хотя полномочия по разработке и осуществлению  программ принадлежат в основном провинциям.  
 
 
 
 
 
 
 

                                          Список литературы 

1.Вешкин Ю.Г., Авагян Г.Л. Банковские системы зарубежных стран. Курс лекций. М.: Экономистъ, 2008 г.

2.Горемыкина  Л.Е. Принципы государственного контроля за исполнением бюджета // Финансы, № 12, 2009, с. 47-49

3.Немова Л.А. Канада: фискальный федерализм и социальная политика // США-Канада: экономика, политика, культура. 2007. № 1. С. 38-53 

Информация о работе Система финансов Канады