Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:17, доклад
Рынок земельных ресурсов – средство перераспределения земель между собственниками экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения.
Глава 1. Земельный рынок.
Рынок земельных ресурсов – средство перераспределения земель между собственниками экономическими методами на основе конкурентного спроса и предложения.
Функционирование данного рынка обеспечивает:
Рынок земли как саморегулирующая система включает семь основных элементов:
Спрос – количество земельных участков (площадь), которые покупатели готовы приобрести при разных ценах.
Предложение – количество земли (м2, соток, га и т.п.), которое собственники готовы продать при разных ценах.
Цена – количество денег, уплаченных за единицу земельной площади в осуществленных сделках.
Стоимость – наиболее вероятный денежный эквивалент собственности. Это наивысшая цена, которую принесет продажа участка на конкурентном и открытом рынке, когда покупатель и продавец действуют разумно, со знанием дела и на сделку не влияют посторонние стимулы (рыночная стоимость).
На рынке земли действуют четыре основные группы лиц:
Земельным участкам, как и рынку недвижимости в целом, присущи специфические свойства, в частности:
Основные особенности рынка недвижимости определяются спецификой самого товара – земли.
Поскольку земельная собственность включает различные сочетания юридических прав и интересов, то в одних случаях на рынок может выходить аренда, в других - залоговые обязательства, в третьих – объект полной собственности, свободный от каких либо требований. Многофункциональное значение земли еще более усложняет рынок недвижимости.
Важнейшим инструментом маркетинга является сегментирование рынка. Успех в конкурентной борьбе зависит от того, насколько правильно выбран сегмент рынка.
Существует целый ряд критериев и признаков, по которым следует проводить сегментирование рынка земли.
Объектом сегментирования являются покупатели, сам товар – земля – и участники рынка – коммерческие организации и предприниматели.
Признак сегментирования – это фактор, по которому осуществляется выделение сегментов рынка.
В зависимости от целей сегментирования в качестве признаков могут быть использованы факторы, характеризующие покупательное поведение физических и юридических лиц, параметры земельных участков, экономические показатели коммерческих организаций. В настоящее время риелторские фирмы используют множественную сегментацию, т.е. сегментирование по нескольким признакам одновременно (многофакторная модель сегментирования).
Сегментирование рынка по
категории покупателей
Каждый из этих признаков
используется при анализе рынка
не сам по себе, а в определенной
комбинации с другими признаками.
Такой подход позволяет точнее определить,
чьи и какие потребности
Критерии сегментирования – это фактор, по которому оценивается обоснованность выбора того или иного сегмента рынка. Наиболее распространены следующие критерии:
Сегментирование рынка по товару – земле – позволяет выявить, какие именно параметры того или иного участка могут быть привлекательными для покупателей. При этом применяют такие характеристики земель, как:
В каждом сегменте действуют индивидуальные факторы ценообразования, что ведет к неравномерному росту цен, уровень которых в зависимости от категории качества различается в несколько раз. Наибольшим спросом пользуются участки высокого качества в престижных районах с хорошо развитой инфраструктурой, предложение которых ограничено, а цены на которые непомерно завышены.
В процессе земельного рынка основными видами земельноправовых сделок являются:
По данным государственной статистической отчетности «Сделки с землей», в 2001 г. действовало 5025,6 тыс. краткосрочных и долгосрочных соглашений (69 791,1 га) по аренде земли, заключенных местными органами самоуправления с гражданами и юридическими лицами. Для сравнения в 2000 г. было заключено 4728,7 тыс. арендных соглашений (60 213,8 га). Около 3% арендаторов (168,3 тыс. ед.) в соответствии с договорами аренды уплачивали арендную плату за землю в натуральной форме, а также в виде услуг и взаимозачетов.
Экономика природопользования: учеб./ под ред. К.В.Папенова. – М.:ТЕИС, ТК Велби, 2006. – 928 с.