Рынок ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:09, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с главой 2 Закона о РЦБ, являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Оглавление

1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
2. Федеральная служба по финансовым рынкам, ее задачи и функции.
3. Государственные ценные бумаги, их характеристика, цели выпуска.
4. Котировка и определение курса ценных бумаг.
5. Функции и роль ценных бумаг в развитии рыночной экономики.
6. Инвестиционные компании и фонды.

Файлы: 1 файл

рцб.docx

— 85.36 Кб (Скачать)

Контрольная работа № 3

    1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
    2. Федеральная служба по финансовым рынкам, ее задачи и функции.
    3. Государственные ценные бумаги, их характеристика, цели выпуска.
    4. Котировка и определение курса ценных бумаг.
    5. Функции и роль ценных бумаг в развитии рыночной экономики.
    6. Инвестиционные компании и фонды.

 

Ответ:

1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с главой 2 Закона о РЦБ, являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Брокер - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью. Брокерской деятельностью  признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения  или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного  или комиссионера в договоре.

Дилер - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, занимающийся дилерской  деятельностью. Дилерской деятельностью  признается совершение сделок купли-продажи  ценных бумаг от своего имени и  за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки  и (или) продажи этих ценных бумаг  по объявленным ценам. Кроме цены, дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи  ценных бумаг: минимальное или максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых  ценных бумаг, а также срок, в течение  которого действуют объявленные  цены.

Порядок ведения брокерской и дилерской  деятельности регламентируется ст. 3 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления  брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N_ 9); Правилами  осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов (утв. Постановлением ФКЦБ от 22 сентября 2000 г. № 18); Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 марта 2001 г. № 6).

Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными  бумагами. Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление  юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного  срока доверительного управления переданными  ему ео владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:

ценными бумагами;

денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;

денежными средствами и ценными  бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права  и обязанности управляющего определяются ст. 5 Закона о РЦБ, Положением о доверительном  управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги (утв. Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. N° 37), а также договором.

Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг). Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам  ценных бумаг и расчетам по ним. Порядок  осуществления клиринговой деятельности регламентируется ст. 6 Закона о РЦБ, а также Положением о клиринговой  деятельности на рынке ценных бумаг  Российской Федерации (утв. Постановлением ФКЦБ от 23 ноября 1998 г. № 51).

Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Договор между  депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете  депо). Порядок осуществления депозитарной деятельности, права и обязанности  депозитария, условия депозитарного  договора определяются ст. 7 Закона о  РЦБ, а также Положением о депозитарной деятельности (утв. Постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. N° 36.)

Держатель реестра (регистратор) - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра  владельцев ценных бумаг. Под такой  деятельностью понимается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения  реестра владельцев ценных бумаг. Держателями  реестра могут быть только юридические  лица. Реестр представляет собой список зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. Порядок осуществления деятельности держателей реестра регулируется ст. 8 Закона о РЦБ, а также Положением о ведении реестра владельцев ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N° 27, с последующими изменениями).

Организатор торговли на рынке ценных бумаг - профессиональный участник рынка  ценных бумаг, предоставляющий услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными  бумагами между участниками рынка  ценных бумаг. Права и обязанности  данного субъекта регулируются ст. 9 Закона о РЦБ, а также Положением о требованиях, предъявляемых к  организаторам торговли на рынке  ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. N° 49).

Возможность совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг определяется нормативно-правовыми  актами. Например, осуществление деятельности по ведению реестра не допускает  ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Брокерская, дилерская  деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами и депозитарная деятельность могут осуществляться одной организацией.

Клиринговая деятельность может совмещаться  с депозитарной деятельностью и  деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг. Кроме того, установлены специальные правила  осуществления профессиональной деятельности при совмещении различных ее видов.

 

 

2. Структура ФСФР России включает в себя десять управлений: Управление развития регулирования на финансовом рынке, Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями; Управление регулирования деятельности участников финансового рынка; Управление эмиссионных ценных бумаг; Управление организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; Правовое управление; Управление делами и архива; Управление экономики, финансов и бухгалтерского учета; Управление административно-технического обеспечения; Управление информации и мониторинга финансового рынка. Также в структуру ФСФР России входят три самостоятельных отдела: отдел государственной службы и кадров; первый отдел; отдел мобилизационной подготовки.

В организационную структуру Федеральной  службы по финансовым рынкам входит 13 территориальных органов и 29 территориальных  отделов.

Раздел 1. Цели и задачи деятельности

Миссия ФСФР России заключается  в превращении российского финансового  рынка в конкурентоспособный  самостоятельный финансовый центр, являющийся одним из главных механизмов финансирования корпоративного сектора  и одновременно эффективным механизмом инвестирования частных накоплений, включая пенсионные накопления и  резервы.

Цель ФСФР России - совершенствование  правового регулирования с целью  создания благоприятных условий  формирования конкурентоспособного финансового  рынка в Российской Федерации.

При этом усилия ФСФР России должны быть направлены как на совершенствование  правового регулирования финансового  рынка, так и на обеспечение соблюдения законодательства на финансовом рынке  всеми его участниками.

Отсюда следует вторая стратегическая цель ФСФР России - обеспечение эффективного и своевременного контроля и надзора  на финансовом рынке, с целью защиты законных прав и интересов участников финансового рынка.

Ниже приводятся задачи, решение  которых обеспечивает достижение цели «Совершенствование правового регулирования  с целью создания благоприятных  условий формирования конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации»

Цель 1. Совершенствование правового  регулирования с целью создания благоприятных условий формирования конкурентоспособного финансового  рынка в Российской Федерации.

Тактические задачи:

1.1. Разработка и внедрение правоустанавливающих  норм, способствующих повышению  емкости и прозрачности финансового  рынка.

Развитие фондового рынка, который  являлся бы одним из главных механизмов трансформации накоплений в инвестиции, немыслимо без создания благоприятных  условий на законодательном уровне, для всех участников рынка ценных бумаг. Для реализации данной задачи предстоит разработать и внедрить комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов, снижение административных барьеров выхода на рынок эмитентам (создание компенсационных механизмов, разработка нормативного регулирования порядка предложения финансовых услуг розничным клиентам, внедрение порядка регулирования рекламы финансовых инструментов, установление требований обязательного мониторинга биржами нестандартных срочных сделок, создание широких возможностей для секьюритизации финансовых активов, упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, усиление гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности путем введения новых составов правонарушений и преступлений в сфере финансового рынка), что в совокупном объеме создаст все необходимые условия для решения поставленной задачи.

1.2. Обеспечение развития институтов  и инструментов финансового рынка.

Полноценное осуществление функций  по предоставлению инвестиционных услуг, обеспечивающих доступ эмитентов к  инвестиционным ресурсам, а инвесторов к надежным инструментам инвестирования может только рынок, обладающий развитой современной инфраструктурой. Конкурентоспособные  институты финансовой инфраструктуры обеспечивают приемлемый уровень транзакционных издержек, надежность и своевременность  проведения сделок, стабильность системы  учета прав собственности на купленные  ценные бумаги. Формирование современной  эффективной инфраструктуры финансового  рынка в России не завершено, на данный момент остается открытой проблема осуществления  клиринговых процедур и расчетов между участниками финансового  рынка, что создает высокие риски  по сделкам с финансовыми активами. Также на российском финансовом рынке  ограничены возможности участников по использованию в своей деятельности широкой гаммы современных финансовых инструментов, необходимых для диверсификации и хеджирования рисков и. т. д.

Цель 2. Обеспечение эффективного и  своевременного контроля и надзора  с целью защиты законных прав и  интересов участников финансового  рынка.

Обеспечение эффективного надзора  за деятельностью участников финансового  рынка, в том числе за деятельностью  финансовых посредников и инфраструктурных институтов, раскрытия информации, необходимой для принятия обоснованного  решения при выборе профессионального  посредника для работы на финансовых рынках, является одним из важнейших  условий для повышения защищенности прав инвесторов и, как следствие, минимизации  так называемых «нерыночных» рисков, которые в значительной мере определяются эффективностью проведения мероприятий по защите законных прав и интересов инвесторов на финансовом рынке.

Достижение данной цели приведет к  снижению случаев нарушения законодательства профессиональными участниками  рынка ценных бумаг и повышению  уровня доверия инвесторов к институтам фондового рынка.

Тактические задачи:

2.1. Защита прав и законных  интересов акционеров и инвесторов  через контроль за соблюдением исполнения требований законодательства участниками рынка ценных бумаг.

Деятельность ФСФР России в рамках указанной задачи направлена на обеспечение  надежного и эффективного надзора  за деятельностью соответствующих  субъектов отношений. Функционирование эффективного финансового рынка  подразумевает под собой наличие  как минимум трех целевых групп, осуществляющих взаимодействие между  собой, а именно:

· эмитенты

· участники/профессиональные участники  рынка ценных бумаг

· инвесторы

В связи, с чем основным направлением деятельности ФСФР России по реализации данной задачи является проведение мероприятий, направленных на предотвращение нарушений  законодательства участниками рынка  ценных бумаг и оперативное реагирование на нестандартные, потенциально конфликтные, дестабилизирующие ситуации на фондовом рынке, и недопущение подобных нарушений  в будущем. Реализация данной задачи должна свести к минимуму «нерыночные» риски и, как следствие, повысить доверие инвесторов к финансовому  рынку.

2.2. Обеспечение должных принципов  коллективных форм инвестирования.

Эффективность контроля рынка коллективных инвестиций является одним из необходимых  условий для повышения доверия  населения к данному рынку  и, как следствие, к увеличению объемов  инвестирования в национальную экономику  через инструменты коллективного  инвестирования и повышению доходности сбережений населения.

Обеспечение эффективного надзора  со стороны ФСФР России за деятельностью  субъектов и участников отношений  по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений и средств  пенсионных резервов имеет определяющее значение, в том числе при реализации права застрахованных лиц в выборе инвестиционного портфеля управляющей компании и переводе средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд. При этом необходим эффективный надзор за формированием накопительной части трудовой пенсии в негосударственных пенсионных фондах, а также контроль за размещением добровольно привлеченных негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных резервов.

Информация о работе Рынок ценных бумаг