Российские и зарубежные модели управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение задач.
Задачи курсовой:
Теоретические основы управления финансов.
Анализ российского и зарубежного опыта управления.
Проблемы и перспективы управления финансами в России и за рубежом.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 755.76 Кб (Скачать)

 
. Синхронизация финансовых потоков  во времени определяет финансовую  устойчивость, платежеспособность  предприятия. Высокий уровень такой  синхронизации является необходимым  условием развития предприятия  и реализации стратегических  целей. 

 
. Эффективное формирование финансов  обеспечивает нормальное функционирование операционных процессов. Ведь нарушение ритмичности платежей оказывает негативное влияние на производительность труда и ряд других важнейших параметров деятельности. В то же время эффективно организованные финансовые потоки предприятия обеспечивают рост объема производства и реализации его продукции. 

 
. Эффективное управление финансами  снабжает предприятие необходимыми  источниками финансирования, сокращает  потребность в заемном капитале, способствует формированию дополнительных  инвестиционных ресурсов для  осуществления финансовых инвестиций, являющихся источником прибыли. 

 
. Эффективное управление финансами  обеспечивает снижение риска  банкротства и ликвидации предприятия.  
 
Основными принципами управления финансами являются обеспечение взаимной трансформации денежных средств и быстрореализуемых активов и оптимизация величины денежных средств.  
 
Таким образом, целью управления финансами предприятия на оперативном уровне является обеспечение достаточности активов предприятия для погашения задолженности и препятствие созданию ситуации невозможности погашения краткосрочных обязательств (кредиторской задолженности) только за счет внутренних источников предприятия.  
 
Построение системы управления финансами предприятия должно базироваться на следующих принципах: 
 
- информативной достоверности и прозрачности;  
- плановости и контроля; 

- платежеспособности и ликвидности; 

 
- рациональности и эффективности.  
 
Основой управления является наличие оперативной и достоверной учетной информации, формируемой на базе бухгалтерского и управленческого учета. Состав такой информации весьма разнообразен: движение средств на счетах и в кассе предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность предприятия, планы налоговых платежей, графики выдачи и погашения кредитов, уплаты процентов, планы предстоящих закупок, требующих предварительной оплаты, и многое другое.  
 
Информация поступает из различных источников, ее сбор и систематизация должны быть отлажены с особой тщательностью, поскольку запаздывание и ошибки при предоставлении информации могут привести к серьезным последствиям для всей компании в целом. Каждое предприятие самостоятельно определяет формат предоставления, периодичность сбора информации, схему документооборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ российского и зарубежного опыта управления финансами.

2.1. Анализ управления  финансами в России.

 

Управление финансами в Российской Федерации осуществляется финансовым аппаратом, под которым понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общее управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти:

 

 

Президент РФ.

Важное место в управлении финансами занимает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Президент Российской Федерации - глава государства. В области управления финансами осуществляет следующие функции:

  • вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам;
  • подписывает и обнародует федеральные законы;
  • обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодным бюджетным посланием о бюджетной политике государства на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу;
  • издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;
  • использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ;
  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров.

 

Федеральное собрание.


Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из 178 членов, по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Управление финансами осуществляется Федеральным Собранием в процессе:

  • рассмотрения и принятия законов о налогах, сборах, и обязательных платежах;

 

  • рассмотрения и утверждения Федерального закона «О федеральном бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год» и утверждении отчета о его исполнении;

 

  • установления предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга страны.

 

 

Правительство РФ.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из председателя правительства РФ, заместителей Председателя правительства РФ и федеральных министров. Правительство Российской Федерации в области управления финансами осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

 

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

 

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

 

 

  • издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам и обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации;

 

  • организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами в Российской Федерации.

Финансовая система Российской Федерации

 

2.2. Анализ управления финансами  в Европейских странах. 
В основе Европейского союза лежит Европейское экономическое сообщество – ЕЭС (или  Общий  рынок),  образованное  в соответствии  с  Римским договором,  подписанным  в 1957 году.  Сообщество  включало  три  юридически самостоятельные организации: само ЕЭС,  Европейское объединение угля и стали и Европейское объединение по атомной энергии (ЕВРАТОМ). С 1967 года эти три объединения были подведены под юрисдикцию одной комиссии и все вместе стали именоваться Европейским сообществом (ЕС), а с 7 февраля 1992 года – Европейским союзом (далее – Союз). К началу 2001 года в его состав входили 15 государств, в том числе основатели Европейского сообщества (Бельгия,  Германия,  Италия,  Люксембург, Нидерланды, Франция (основатели ЕС), Великобритания, Ирландия, Дания (1973 год), Греция (1981 год), Испания и Португалия (1986 год), Финляндия, Швеция и Австрия (1995 год).В мае 2004 года в Союз вошли: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. В настоящее время рассматривается вопрос о членстве Румынии и Болгарии, которые могут стать членами Евросоюза уже в 2007 году. Интерес к вступлению в эту организацию проявляет Турция. Одной  из  главных  целей, провозглашенных  Евросоюзом,  является  оказание содействия экономическому развитию своих государств-членов посредством создания пространства без внутренних границ, а также усиление их экономического и социального взаимодействия. В рамках этой организации унифицируются стратегия экономического

развития,  кредитно-денежная  и  социальная  политика  государств-членов,  созданы наднациональные органы управления, решения которых обязательны для каждого члена Союза.

Развитие сотрудничества с Евросоюзом и его государствами-членами занимает одно из центральных мест в международных отношениях Российской Федерации. Иллюстрацией этого, в частности, может служить постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 января 2003 года №3576-III ГД «О заявлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О расширении Европейского союза». В постановлении отмечается, что Европейский союз – один из главных партнеров Российской Федерации на переговорах о ее вступлении во Всемирную торговую организацию. На долю Европейского союза приходится 45% объема российской внешней торговли, а после расширения Евросоюза этот показатель может возрасти до 50

процентов. В ряде документов Европейского союза отмечается, что Россия является пятым по  объему  торговым  партнером  после  США,  Швейцарии,  Китая  и  Японии. Подчеркивается, что Европейский союз на протяжении ряда лет имеет крупный торговый дефицит с Россией обусловленный тем, что наша страна является основным поставщиком энергии  для  европейских  стран  и,  фактически,  обеспечивает  их  энергетическую безопасность. Поставки энергоносителей из России покрывают свыше 20% потребностей

их импорта. Показатели торговых отношений Европейского союза и Российской Федерации за 1996-2002 годы отражены в таблице:

 

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2001г.

2002г.

Экспорт в Россию

19132

25539

21087

14772

19828

27814

34200

Импорт из России

23392

27037

23172

25918

45334

47428

61900

Баланс

-4260

-1498

-2084

-11145

-25506

-19614

-27700


 

Главными органами управления Союза являются: Европейский совет, Европейский парламент,  Совет  Европейского  союза,  Европейская комиссия,  Европейский суд, Европейская счетная палата, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк.

Ниже  коротко  изложены  цели,  задачи  и  функции  ряда  органов  управления Европейского  союза,  имеющих  непосредственное  отношение  к  формированию  и осуществлению программы ТАСИС.

Европейский  совет– высший  политический  орган  Союза. Определяет его стратегические направления деятельности, обеспечивает координацию

общей экономической политики и осуществляет руководство бюджетом (совместно с Европейским  парламентом),  заключает  международные  соглашения.  В  его  состав входят  главы  государств  и  правительств  стран-членов  Евросоюза,  а  также Председатель Европейской комиссии.

Европейский  парламент  – избирается  на 5 лет.  Число депутатов от каждой страны зависит от численности ее населения. Европейский совет и

Парламент совместно принимают решения по наиболее важным вопросам. Кроме того, Парламент дает консультации по правовому обеспечению деятельности Евросоюза.

Совет Европейского союза– Совет министров – несет ответственность за принятие основных политических решений на основе предложений Европейской комиссии,  принимает окончательные решения по всем аспектам законодательства Европейского союза.

Европейская комиссия – исполнительный орган Евросоюза.

Разрабатывает законодательные предложения, следит за применением законодательных актов, принятых Советом Евросоюза, принимает решения по общеэкономическим и отраслевым вопросам, управляет бюджетом и фондами Союза, несет ответственность за бюджетные расходы.

Европейский суд должен обеспечивать  соблюдение закона  при  применении  Договора  о  Европейском  союзе  и  выступать  в  качестве

высшего апелляционного суда Евросоюза.

Европейская счетная палата должна осуществлять независимый аудит использования средств Евросоюза, проводить оценку деятельности

его органов по выполнению ими своих функциональных обязанностей, законности и правильности отражения финансовых операций с применением таких показателей как экономичность  и  эффективность  использования  средств,  а  также  коэффициента полезного действия работы органов Евросоюза. Ставит своей целью «…улучшение управления финансами Европейского союза на всех уровнях с тем, чтобы обеспечить

максимально эффективное использование денежных средств в интересах его граждан». О  результатах  своей  деятельности  Европейская  счетная  палата  информирует Европейский парламент и Европейский совет. Европейская счетная палата начала свою работу в октябре 1977 года. Штаб-квартира находится в Люксембурге. Формируется из представителей государств-членов Евросоюза, по одному от каждой страны.

2.3. Анализ управления финансами в США.

В принятии и исполнении государственных экономических и бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент США обращается к Конгрессу и нации в начале года. Это - документ, обосновывающий бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.

Информация о работе Российские и зарубежные модели управления финансами