Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:56, курсовая работа
Целями данной работы являются рассмотрение понятия финансовый контроль, определение его значения, выявление проблем реализации в РФ и путей совершенствования.
Для достижения цели курсовой работы необходимо выполнение следующих задач:
-исследовать литературные источники, раскрывающие сущность, задачи и теоретические основы государственного финансового контроля;
-изучить методы финансового контроля;
-проанализировать задачи и полномочия органов государственного финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 10
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 12
3.1 СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 12
3.2 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
3.3 ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Регулирующие и надзорные функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.
В области контроля функции Банка носят ограниченный, по преимуществу надзорно-технологический характер. Это такие функции как:
разработка и проведение единой государственной денежно-
кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;
осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), за соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов;
организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля, а также денежного обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Банк России не проводит ревизий и проверок деятельности коммерческих банков и иных кредитных организаций. С другой стороны, в действующем отечественном банковском законодательстве ограничены возможности получения от банков информации, требующейся органам финансового контроля для решения их задач. Это создает определенные затруднения при осуществлении государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере. Недостаток контроля приводит к нарушению прав граждан и юридических лиц, пользующихся услугами денежно-кредитных учреждений[6].
Эффективность финансового контроля — сложная экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности управленческой деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.
В широком смысле такими целями для государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального бюджета и экономия средств в его расходной части.
В таблице 1 приведены основные показатели социально-экономического развития РФ в период 2008-2009 годов. Наблюдается отрицательная динамика ВВП, индекса промышленного производства, инвестиций в основной капитал, а также рост инфляции.
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Показатели | 2008 год
| 2009 год
| |||||||
сентябрь
| январь-сентябрь
| сентябрь
| январь-сентябрь
| Справочно:
| |||||
август
| |||||||||
Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года
| |||||||||
ВВП [7]
| 106,6
| 107,3
| 91,4
| 90,0
| 99,5
| ||||
Индекс промышленного производства
| 106,3
| 105,4
| 90,5
| 86,5
| 87,4
| ||||
Инвестиции в основной капитал
| 114,3
| 116,5
| 81,43
| 81,13
| 80,63
| ||||
Инфляция, прирост в % (за период)
| |||||||||
Потребительские цены
| 100,8
| 110,6
| 100,0
| 108,1
| 100,0
| ||||
Цены производителей промышленных товаров
| 95,0
| 117,6
| 101,2
| 114,9
| 101,4
|
Дефицит федерального бюджета России в январе-октябре 2009 г. составил 1 трлн. 506,03 млрд. рублей. За январь-ноябрь 2009 г. федеральный бюджет исполнен по доходам - в сумме 6 трлн. 446,50 млрд. руб. Расходы бюджета составили за 11 месяцев 8 трлн. 201,89 млрд. рублей.
Можно выделить наиболее критичные факторы риска российской экономики и ее финансовой системы: нехватка ресурсов в банковской системе, высокая инфляция, рост долгового бремени госкомпаний и банков, перегрев экономики и развитие кредитного «бума», риски глобализации, перегрев рынка недвижимости, снижение цен на нефть, рост импорта и сокращение активного сальдо торгового баланса.
Все эти показатели свидетельствуют о недостаточном развитии государственного финансового контроля в РФ.
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.
Действующая в России система финансового контроля далека от совершенства. Об этом свидетельствуют многочисленные факты казнокрадства, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, масштабы «теневой» экономики (по разным оценкам, до 40%), низкая собираемость налогов, высокая доля убыточных и низкорентабельных предприятий и т.д.
В этой связи следует отметить наиболее важные направления развития в области государственного финансового контроля:
■ разработка результативной оценки эффективности деятельности контролирующих органов и ее увязка с системой оплаты труда их работников;
■ совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы;
■ переход к аудиту результативности и эффективности бюджетных и внебюджетных расходов, разработка и законодательное закрепление методики и критериев результативности и эффективности расходов;
■ создание и внедрение системы контроля результативности государственных доходов;
■ четкое определение и правовое закрепление оснований, по которым трактуется нецелевое использование государственных средств;
■ обеспечение результативности ревизий и проверок (финансовых и налоговых),
■ исключение дублирования в деятельности различных органов государственного контроля;
■ использование современных контрольных технологий в системе налогового контроля, основанных на программах взаимодействия камеральных и выездных проверок, переходе от плановых проверок к автоматизированному отбору налогоплательщиков для выездных проверок;
■ повышение значимости и эффективности предварительного казначейского контроля целевого и эффективного использования государственных средств; завершение исполнения бюджетов через органы Федерального казначейства.
Поскольку финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.
Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
9. С.В. Барулин. Финансы. Учебник. - М.: КНОРУС, 2010.
10. И.Н. Мысляева. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. – М: ИНФРА-М,2009.
11. С.Ф. Федулова. Финансы. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008.
12. Финансы /Учебник/ Под ред. Г.. Поляка. – М.: Юнити-Дана, 2007.
13. Финансы /Учебник/ Под. ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского, Б.М. Собанти. – М.:Юрайт, 2007.
14. Ю.М. Воронин. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. Учебник. М.: Финансовый контроль, 2005.
15. С.А. Агапцов. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. Учебник. – М: ИД «Финансовый контроль», 2004.
16. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.
17. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в российской Федерации: Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2002.
18. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ Колл. авторов; Под общ. ред. А.Г.Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
3
[1] Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. С.598-599.
[2] Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007. С. 67-68.
[3] Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007. С. 68-69.
[4] По данным Счетной палаты Российской Федерации
[5] Лимская декларация руководящих принципов контроля
[6] Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. С.612.
[7] Оценка Минэкономразвития РФ