Роль государственных финансов в социально -экономическом развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Финансы, история развития, их функции. Финансовая
система. 5
1.1. История развития финансов в России 5
1.2. Функции финансов 7
1.3. Финансовая система 11
Глава 2. Содержание государственных финансов 16
2.1. Содержание государственных финансов, их структура 16
2.2. состав государственных финансов 20
Глава 3. Роль финансов в социально-экономическом развитии
общества 34
Заключение 43
Список литературы 44

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansiРоль государственных финансов в социально -экономическом развитии.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Контрольная функция государственных финансов — прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

     Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения  и использования валового внутреннего  продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

     Объектом  контрольной функции государственных  финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий. Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

     Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  осуществляют высшие органы государственной власти и управления — Федеральное Собрание, его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российской Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

     Большими  полномочиями, в том числе и  по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

     Важным  органом финансового контроля в  современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

     Наряду  с новыми контрольными органами в  России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

     В изменяющихся условиях становления  правового государства, формирование системы финансового контроля  не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

     Государственный финансовый контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы  регулирования экономики. Посредством  государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

     Важный  инструмент этой политики - двухуровневая  система государственного финансового контроля. Первый уровень - внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган — Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень — внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

     Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового  контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

     Социальная  функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

     Роль  государства в регулировании  экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп. В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

     Особенности государственных финансов проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики. 

Заключение

     Данная  курсовая работа дает представление  о государственных финансах как  о развивающейся единой и целостной  системе, входящей в совокупную финансовую систему, которая, в свою очередь, является органической составной частью современной экономики страны. При этом основой современной экономики, как и прежде, остается материальное производство, а в финансовой системе принадлежит финансам предприятий (объединений), на базе которых формируются финансы населения и государства.

     Разговор  о государственных финансах прежде всего следует начинать с истории развития как общей, так и отечественной истории. Сам термин finansia возник в XIII – XV вв. в Италии и обозначал любой денежный платеж. Затем термин получил распространение и за и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. В следствии чего получил во-первых, денежные отношения между двумя субъектами; во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

     Так же следует рассмотреть все функции  финансов и государственных финансов. По общему мнения финансы обладают двумя функциями:  распределительная  и  контрольная. У государственных же финансов выделяют значительно больше: распределительная; перераспределительная; воспроизводственная; регулирующая;  стимулирующая;  плановая (или прогнозная); контролирующая; социальная. 

     Так же мы рассмотрели роль государственных  финансов в социально-экономическом развитии общества через 8 их функций.

Список  литературы

     1.Данилин В.Ф., Ильин В.В, Петелина Н.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для студентов / Под ред. проф. В.Ф.Данилина. – М.: Маршрут, 2005.

     3.Банковское дело: Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2003.

     4.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

     5.Обухов Н.П. Кредитный рынок и денежная политика. // Финансы. 2007.

     6.Зви Боди, Роберт Мертон Финансы Finance. — М.: «Вильямс», 2007.

     7.Бенуа Мандельброт, Ричард Л. Хадсон (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах  The Misbehavior of Markets. — М.: «Вильямс», 2005.

     8.Финансы и кредит: Учеб. пособие/Под ред. проф. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005.

     9.Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Дробозиной.–М.,2008

     10.Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.–М.,2000

     11.Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2007

     12.Финансово-кредитный  словарь / Под  ред. В. Ф. Гарбузова.–М.,1994.

     13.www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации

     14.www.dis.ru/fm/ ИГ "ДИС": Издания: Журнал “Финансовый менеджмент”

     15.Государственные  и муниципальные финансы: Учебник. - Изд. 2-е, доп. и перераб. /Пол  общ. ред. И.Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во  РАГС, 2007. - 640 с. (Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.)


Информация о работе Роль государственных финансов в социально -экономическом развитии