Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 14:24, реферат
Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Механизм регулирования банковских операций
зависит от форм организации банковской
деятельности в стране, места, роли и функций
Центрального банка, степени его независимости
от правительства и других факторов. Он
включает как методы и инструменты регулирования
наличных и безналичных банковских операций,
так и конкретные формы контроля за динамикой
денежной массы, банковских процентных
ставок и банковской ликвидностью на макро-
и микроуровне.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроэкономическом уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.
К административным методам относятся
прямые ограничения (лимиты) или запреты,
устанавливаемые Центральным банком в
отношении количественных и качественных
параметров деятельности банков. При использовании
административных методов воздействия
наиболее широко применяются следующие
инструменты:
-квотирование
отдельных видов пассивных и активных
операций;
-введение,
лимитов на выдачу различных категорий
ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;
-ограничение
на открытие филиалов и отделений и т.д.;
-лимит
размеров комиссионного вознаграждения,
тарифы за оказание различных видов услуг,
процентных ставок;
-определение
номенклатуры операций, видов обеспечения,
а также перечня банков, допущенных к отдельным
видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:
а)налоговые
К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.
Для плановой административно-командной экономики в целом характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию.
В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.
В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны являться:
-установление минимальных резервных требований;
-определение
размеров рефинансирования коммерческих
банков (установление учетной ставки и
ставки ломбардного — под залог ценных
бумаг — кредита);
1.1.Денежный
оборот : государственное
регулирование
Государство как политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, призванными обеспечивать охрану существующего порядка, несет ответственность за состояние и развитие экономики. Отсюда государство имеет право влиять на экономическую жизнь общества путем проведения соответствующей политики. Особенное место в экономической политике занимают мероприятия, которые влияют на рыночную конъюнктуру, на соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках. Как известно, совокупный платежеспособный спрос формируется и реализуется в денежной форме в процессе создания, распределения и использования национального дохода. Следовательно, путем государственного регулирования денежного оборота, отдельных денежных потоков, массы денег, уровня процента, скорости обращения денег и других явлений имеется возможность влиять не только на изменение спроса, но и на изменение предложения на товарных рынках. Например, дополнительная эмиссия денег снижает уровень процента, что стимулирует рост инвестиций и расширение производства. Этому содействует и снижение налогового бремени (гнета).
В зависимости
от способа и характера влияния
на поведение экономических
• административные (прямые);
• экономические (косвенные);
• смешанные.
Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством для субъектов экономических отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером таких норм в сфере денежно-кредитного регулирования могут служить: предельные величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, ежеквартальные определения для юридических лиц предельной суммы (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня, таргетирование денежной массы и др.
Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на некотором принуждении субъектов денежно-кредитных отношений. Выбор показателей, используемых для прямого администрирования зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, действенности прочих инструментов денежно-кредитного регулирования и т.д.Административные методы зачастую обеспечивают достижение отличных результатов. Например, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров (таргет) денежной массы способствует повышению эффективности и надежности денежного оборота. Вместе с тем следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение административных методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики. Для рыночных взаимоотношений более приемлемы экономические (косвенные) методы государственного регулирования денежного оборота, которые базируются не на принуждении, а на выгоде. Например, использование безналичных расчетов значительно дешевле, чем использование расчетов наличными деньгами, и это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.Смешанные методы регулирования предусматривают сочетание административных и экономических подходов. Они очень часто применяются в процессах интервального упорядочения взаимных отношений. Например, регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
В настоящие время во всех индустриально развитых странах предпочитают экономические методы регулирования денежно-кредитной сферы. Такая тенденция определяется многими причинами.
Во-первых, в основу государственного экономического регулирования денежным оборотом заложена денежно-кредитная политика центрального банка, призванная способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения.
Во-вторых, многократно возросла интернационализация связей кредитно-финансовых систем различных стран. В этих условиях прямое административное вмешательство нарушает сложившиеся связи.
В-третьих, на базе современных достижений информатики появились принципиально новые технологии операций на финансовом рынке, которые не могут регулироваться административными методами (пластиковые карточки, СВИФТ и др.).
В-четвертых, значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками. Это значительно ограничивает сферу применения административных методов регулирования.
В-пятых, политики стали осознавать недостатки административных мер и отрицательные последствия их применения.
Основными экономическими (косвенными) инструментами денежно-кредитной политики центрального банка обычно являются:
• установление минимальных резервных требований;
•
регулирование официальной
• операции на открытом рынке.
Приоритетность инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития экономики страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отходит на второй план. В странах же, идущих по пути развития рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится главное место, а операции на открытом рынке только начинают осваиваться.
Рассмотрим
характерные особенности
Установление минимальных резервных требований призвано поддерживать объем денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и уровня инфляции. С этой целью практикуют изменение норм обязательных резервов коммерческих банков (КБ), находящихся на счетах в ЦБ (центральном банке) в качестве обеспечения обязательств по депозитам.
Информация о работе Регулирования денежного оборота и денежного обращения центральным банком