Регулирования денежного оборота и денежного обращения центральным банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 14:24, реферат

Краткое описание

Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.

Файлы: 1 файл

КРЕдит банки контрольнаячерновик.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 

                                                                                                                                                                   1.Регулирования денежного оборота и денежного обращения центральным банком 
 

        Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций Центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.  

 Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается Центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроэкономическом уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.

   К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты:  

-квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;  

-введение,  лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов;  

-ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.;  

-лимит размеров комиссионного вознаграждения, тарифы за оказание различных видов услуг, процентных ставок;  

-определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций и т.д. (так называемое контингентирование).  

       К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления:   

 а)налоговые                                                                                                                                              б)нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций)                                                                                                                         в)корректирующие (отличающиеся гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации).                                                                                                                            Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих — Центрального банка.  

       К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим — учетная политика (учетное окно) и операции на открытом рынке.

Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

     Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных операций Центральным банком и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия более гибка и оперативна.

      Для плановой административно-командной экономики в целом характерно преобладание административных методов управления, когда основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка непосредственно диктуются как обязательные для исполнения всеми существующими банковскими учреждениями. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного типа, где развитие процессов саморегуляции на микроуровне предполагает проведение самостоятельной денежно-кредитной политики каждым кредитным учреждением второго уровня, эффективность и результаты которой определяют как его статус, так и дальнейшую роль в банковской системе, и стимулируют конкуренцию.

       В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций Центральный банк ориентируется в основном на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.

        В банковском законодательстве нашей страны юридически закрепляется переход от чисто административных к использованию экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Изменены принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками: Центральный банк не имеет права вмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Это создает предпосылки для формирования совершенно иных форм взаимодействия регулирующего органа в лице государственного Центрального банка и низовых кредитных учреждений.

      В новых условиях основными инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны являться:

-установление минимальных резервных требований;

-определение размеров рефинансирования коммерческих банков (установление учетной ставки и ставки ломбардного — под залог ценных бумаг — кредита);  

1.1.Денежный оборот : государственное регулирование 
 

    Государство как политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, призванными обеспечивать охрану существующего порядка, несет ответственность за состояние и развитие экономики. Отсюда государство имеет право влиять на экономическую жизнь общества путем проведения соответствующей политики. Особенное место в экономической политике занимают мероприятия, которые влияют на рыночную конъюнктуру, на соотношение совокупного спроса и совокупного предложения на рынках. Как известно, совокупный платежеспособный спрос формируется и реализуется в денежной форме в процессе создания, распределения и использования национального дохода. Следовательно, путем государственного регулирования денежного оборота, отдельных денежных потоков, массы денег, уровня процента, скорости обращения денег и других явлений имеется возможность влиять не только на изменение спроса, но и на изменение предложения на товарных рынках. Например, дополнительная эмиссия денег снижает уровень процента, что стимулирует рост инвестиций и расширение производства. Этому содействует и снижение налогового бремени (гнета).

В зависимости  от способа и характера влияния  на поведение экономических субъектов  можно выделить три группы методов государственного регулирования денежного оборота:

•    административные (прямые);

•    экономические (косвенные);

•    смешанные.

     Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством для субъектов экономических отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером таких норм в сфере денежно-кредитного регулирования могут служить: предельные величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, ежеквартальные определения для юридических лиц предельной суммы (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня, таргетирование денежной массы и др.

     Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на некотором принуждении субъектов денежно-кредитных отношений. Выбор показателей, используемых для прямого администрирования зависит от тенденций развития денежной сферы, задач, стоящих перед регулирующими органами, действенности прочих инструментов денежно-кредитного регулирования и т.д.Административные методы зачастую обеспечивают достижение отличных результатов. Например, использование центральными банками различных стран целевых ориентиров (таргет) денежной массы способствует повышению эффективности и надежности денежного оборота. Вместе с тем следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение административных методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики. Для рыночных взаимоотношений более приемлемы экономические (косвенные) методы государственного регулирования денежного оборота, которые базируются не на принуждении, а на выгоде. Например, использование безналичных расчетов значительно дешевле, чем использование расчетов наличными деньгами, и это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.Смешанные методы регулирования предусматривают сочетание административных и экономических подходов. Они очень часто применяются в процессах интервального упорядочения взаимных отношений. Например, регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.

В настоящие  время во всех индустриально развитых странах предпочитают экономические методы регулирования денежно-кредитной сферы. Такая тенденция определяется многими причинами.

      Во-первых, в основу государственного экономического регулирования денежным оборотом заложена денежно-кредитная политика центрального банка, призванная способствовать повышению деловой активности хозяйствующих субъектов и населения.

      Во-вторых, многократно возросла интернационализация связей кредитно-финансовых систем различных стран. В этих условиях прямое административное вмешательство нарушает сложившиеся связи.

       В-третьих, на базе современных достижений информатики появились принципиально новые технологии операций на финансовом рынке, которые не могут регулироваться административными методами (пластиковые карточки, СВИФТ и др.).

       В-четвертых, значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками. Это значительно ограничивает сферу применения административных методов регулирования.

        В-пятых, политики стали осознавать недостатки административных мер и отрицательные последствия их применения.

Основными экономическими (косвенными) инструментами  денежно-кредитной политики центрального банка обычно являются:

•    установление минимальных резервных  требований;

•    регулирование официальной учетной  ставки;

•    операции на открытом рынке.

     Приоритетность инструментов денежно-кредитной политики всецело зависит от тех целей, которые решает центральный банк на том или ином этапе развития экономики страны. Так, в современных условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отходит на второй план. В странах же, идущих по пути развития рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится главное место, а операции на открытом рынке только начинают осваиваться.

Рассмотрим  характерные особенности названных  экономических методов регулирования  денежного оборота.

     Установление минимальных резервных требований призвано поддерживать объем денежной массы в заданных параметрах регулирования ликвидности банков и уровня инфляции. С этой целью практикуют изменение норм обязательных резервов коммерческих банков (КБ), находящихся на счетах в ЦБ (центральном банке) в качестве обеспечения обязательств по депозитам.

Информация о работе Регулирования денежного оборота и денежного обращения центральным банком