Развитие и сущность финансового контроля в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 04:09, реферат

Краткое описание

Финансовый контроль- это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Другими словами это контроль за движением финансовых ресурсов.

Оглавление

Введение
1 Понятие финансового контроля
2. История развития финансового контроля в России
3 Развитие аудиторского контроля
4 Развитие внутрихозяйственного контроля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     В советское время контрольные  органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при  которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

     Принятая  в 1993г. Конституция РФ в должной  степени не отразила вопросы финансового  контроля. В ст.101-103 включены контрольные  полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

     Вместе  с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета  Совет федерации и Государственная  Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

     Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах  РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Развитие аудиторского  контроля 

     Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление финансового  контроля. Аудит - это форма предпринимательской  деятельности аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению независимых  вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

     Основной  целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих  субъектов и соответствия совершаемых  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.

     В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется Центральным банком РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов - соответствующими подразделениями Минфина РФ.

     При Президенте РФ создана Комиссия по аудиторской деятельности. Ее основная задача - организация разработки системы по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защита интересов государства, хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм.

     В Положении о Комиссии сформулированы ее полномочия:

     - выдача генеральных лицензий  на осуществление лицензирования  аудиторской деятельности;

     - организация ведения государственных  реестров аудиторов, аудиторских  фирм и их объединений;

     - организация публикаций в СМИ сведений о выдаче и аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т.д.;

     - комиссия имеет право направлять  аудиторам, аудиторским фирмам  и их объединениям обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

     При осуществлении своей деятельности аудиторы наделены широкими правами  и одновременно имеют определенные обязанности. Аудиторы имеют право:

     - проверять у хозяйствующих субъектов  в полном объеме документацию  о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных средств, ценных  бумаг, материальных ценностей;

     - получать разъяснения по возникшим  вопросам и дополнительные сведения  для аудиторской проверки;

     - по письменному запросу получать  необходимую для осуществления  проверки информацию от третьих  лиц, в том числе при содействии  государственных органов, получивших  проверку;

     - самостоятельно определять формы  и методы проведения аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов, конкретных условий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поручения органов суда, прокуратуры и т.д. При этом допускается привлечение на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

     - отказаться от проведения аудиторской  проверки в случае предоставления  проверяемым хозяйствующим субъектом  необходимой документации, а также  в случае необеспечения государственными  органами, поручившими проведение  проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости;

     Обязанности аудиторов сводятся к следующему:

     - неукоснительно соблюдать законность  в ходе проведения проверки;

     - квалифицированно предоставлять  аудиторские услуги;

     - обеспечивать сохранность документов, получаемых в ходе проверки и не разглашать их содержание без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

     Существуют  два вида аудиторских проверок в  зависимости от субъектов, инициирующих их - обязательное и инициативное. Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Инициативная проверка проводится по решению самого хозяйствующего субъекта.

     По  результатам проверки оформляется аудиторское заключение (ревизионный сертификат), имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам обязательной проверки, инициированный государственным органом, имеет силу заключения экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством.

     Текст аудиторского заключения состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Во вводной части приводится юридический адрес аудиторской  фирмы, фамилии всех аудиторов, принимавших  участие в процессе, номер и дата выдачи лицензии и т.п. В аналитической части излагаются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявленных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, государства и третьих лиц. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Развитие внутрихозяйственного  контроля 

     Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной  деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации. Объектом этого контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения.

     Важнейшими  функциями внутрихозяйственного контроля выступают:

     - формирование учетной политики;

     - ведение бухгалтерского учета;

     - составление в установленные  сроки достоверной бухгалтерской  отчетности;

     - контроль за движением имущества  и выполнением обязательств;

     - обеспечение соответствия всех  осуществляемых предприятием (учреждением)  хозяйственных операций законодательству.

     Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерий, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

     Главный бухгалтер совместно с руководителем  предприятия подписывает все  документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договора. Названные документы без подписи главного бухгалтера признаются недействительными и не принимаются к исполнению.

     Главный бухгалтер не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. При получении незаконного  распоряжения он обязан до исполнения письменно заявить об этом первому руководителю. При получении письменного подтверждения об исполнении названных документов главный бухгалтер исполняет его. В этом случае вся полнота ответственности за совершенную операцию ложится на руководителя предприятия.

     Обязанностью  главного бухгалтера является также  осуществление предварительного финансового  контроля за правильностью и законностью  расходования средств. 

 

 

                                                  Заключение 

     Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля. Предпринят уже ряд шагов, направленных на ее реформирование. Заметную роль в совершенствовании финансового контроля призвано сыграть принятию бюджетного кодекса.

     В целях наиболее полного выполнения Указа Президента Российской Федерации  от 03.03.98г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» был создан Департамент государственного финансового контроля и аудита. Создание такого органа вызвано необходимостью организации аудиторской деятельности и соединением в единый блок всех подразделений МФ России, выполняющих контрольные функции.

     В настоящее время в Минфине  активизирована работа по подготовке проектов федеральных законов о  государственном контроле в Российской Федерации.

     Финансовые  операции должны быть одновременно экономически целесообразными и юридически правомерными. Поэтому органы, осуществляющие финансовый контроль, уделяют внимание именно этим двум сторонам деятельности субъектов финансовых отношений. Между двумя названными сторонами финансовой деятельности объективно существуют противоречия. Действительно, часто наиболее рентабельные операции являются противоправными. Только в рамках финансового контроля достигается разрешение указанного противоречия. Типичной рекомендацией контролирующих органов в случае обнаружения ими неправомерно полученной выгоды является ее полное обращение в доходы государственного бюджета.

     Поэтому важнейшей задачей финансового  контроля выступает проверка строгого соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам.

     Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового  контроля.

     Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

Информация о работе Развитие и сущность финансового контроля в России