Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель настоящей работы - проанализировать формы организации безналичных расчётов, их развитие в современном мире и в России.
Для реализации намеченной цели в работе предстоит решить следующие задачи:
1. Обосновать теоретические основы организации безналичных расчётов;
2. Проанализировать современные формы безналичных расчётов;
3. Рассмотреть развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы организации безналичных расчетов
6
1.1. Понятие, порядок, принципы безналичных расчетов 6
1.2. Формы безналичных расчетов 14
1.2.1. Расчеты платежными поручениями 14
1.2.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями 17
1.2.3. Чековая форма расчетов 19
1.2.4. Расчет аккредитивами 22
1.2.5. Вексельная форма расчетов 25
Глава 2. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях

27
2.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов

27
2.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)

29
2.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе
31
2.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей
34
Заключение 39
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

формы безнал расч.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

     Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в трех экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

     Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других организаций и предприятий на основе товарных, расчетных и денежных документов14. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

     Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями  исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

     Сегодня положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» предусматривает  использование в расчетах платежных  требований-поручений положительной  формы акцепта, которая всегда имеет  предварительный характер.

     Заявленный плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.

     Для акцептования платежного требования-поручения  плательщику дается три рабочих  дня (не считая дня поступления его  в банк плательщика).

     При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик заверяет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк.

     При частичном отказе от оплаты в платежном  требовании-поручении в графе “Сумма к платежу” плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.

     Расчеты платежными требованиями-поручениями, которые являются новой для нашей  банковской практики формой безналичных  расчетов  (введена в 1990 г.), можно оценить как перспективные, так как они отвечают финансовым и хозяйственным интересам поставщиков и покупателей и укрепляют договорные отношения в хозяйстве: ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа, (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг; поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хозяйственного оборота в отгруженные товары получить в банке факторинговый кредит. 

     1.2.3. Чековая форма расчетов

     Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки15.

     Денежные  чеки применяются для выплаты  держателю чека наличных денег в  банке (например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.).

     Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов16. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, которое и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

     В настоящее время, согласно указаниям  ЦБР, предусматривается использование  в расчетах только покрытых расчетных  чеков. Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете “Расчетные чеки”, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.

     Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его  коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.

     Одновременно  с заявлением клиент представляет в  банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его  расчетного счета на счет “Расчетные чеки” и только после депонирования этих средств имеет право на получение этих чеков.

     Если  клиент использовал все расчетные  чеки, чековая карточка должна быть возвращена в банк и подлежит уничтожению. Карточка может быть оставлена предприятию  в том случае, если предприятие заявило новую потребность в чеках и лимит одного чека при этом не изменился.

     Документооборот при расчетах чеками сводится к следующему. Чекодатель в случае приобретения товаров, услуг выписывает расчетный чек, проставляя в нем следующие данные:

     - сумму платежа (цифрами и прописью);

     - наименование получателя платежа;

     - место выписки чека;

     - дату совершения платежа (при  этом месяц указывается прописью).

     Выписанный  чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).

     Убыток, наступивший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается  на обороте чека и проставляет  оттиск штампа. Далее поставщик как  чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк - 10 календарных дней (не считая выписки).

     Чекодержатель сдает чеки в банк, прилагая их к  реестру в четырех экземплярах, который должен содержать полную информацию о чеках: номера чеков, счетов чекодателя и чекодержателя, а также обслуживающих их банков, сумму чеков. Реестр заверяется подписями двух первых лиц чекодержателя и печатью.

     Зачисление  средств на счет чекодержателя производится обслуживающим его банком только после поступления средств от чекодателя и обслуживающего его банка. Расчеты между банками чекодателя и чекодержателя идут через РКЦ и ЦБР. Правила совершения таких расчетов следующие. Главные территориальные управления ЦБР возлагают проведение операций по расчетам чеками внутри города на какой-либо один РКЦ. В этом РКЦ каждому коммерческому банку открывается отдельный счет на балансовом счете. На этот счет коммерческие банки должны перечислять все суммы, которые задепонированы их клиентами.

     РКЦ и коммерческие банки, использующие расчеты чеками, заключают специальное соглашение о порядке и правилах расчетов чеками. Выдача бланков чеков коммерческим банкам производится РКЦ по заявлению, подписанному лицом, уполномоченным распоряжаться корреспондентским счетом данного банка. Кассир РКЦ на заявлении и талоне к нему отмечает номера выдаваемых чеков и передает эту информацию операционисту, ведущему отдельный счет данного коммерческого банка по чекам. К платежу через РКЦ принимаются только те чеки, номера которых зарегистрированы в РКЦ. Бланки чеков в коммерческих банках и РКЦ учитываются на внебалансовом счете “Бланки строгой отчетности”17.

     При установлении фактов нарушения установленного порядка учета, хранения и использования  бланков чеков коммерческие банки лишаются лицензии на осуществление банковских операций.Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 и 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленного по этой книжке лимита.

     Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке  средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании  представленных предприятием в банк заявления и платежного поручения  о списании соответствующей суммы с его расчетного счета либо за счет банковского кредита, что отражается следующими бухгалтерскими операциями по счетам. Однако в отличие от прежнего порядка средства по таким чекам зачисляются получателю на основании кредитового авизо только после списания средств со счета чекодателя.

     Это происходит следующим образом. Клиент, с которым рассчитались чеком  из лимитированной чековой книжки, представляет его в свой коммерческий банк. Тот в свою очередь посылает чек почтой в банк плательщика. Там на основании этого документа составляется кредитовое авизо и отправляется обратно в банк клиента-получателя чека. Только тогда средства зачисляются на расчетный счет предприятию поставщику.

      

     1.2.4. Расчет аккредитивами

     Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов18.

     Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

     Аккредитивы могут быть двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

     Покрытым  считается аккредитив, при котором  плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет “Аккредитивы”.

     В банковской практике не предусмотрено  выставление аккредитива частично за счет средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т. е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источник платежа.

     Непокрытый - это аккредитив, по которому платежи  поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для  него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика-получателя средств со своего корреспондентского счета.

     В каждом аккредитиве нужно указать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

     Безотзывной аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

     Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается  в договоре между плательщиком и  поставщиком, где, в частности, оговариваются  конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата и др. Основанием для открытия аккредитива плательщиком является телеграмма поставщика, что товар готов к отгрузке.

     Представленное  заявление регистрируется банком плательщика в специальном журнале и приходуется по внебалансовому счету “Аккредитивы к оплате”. Заявление на открытие аккредитива предоставляется в количестве экземпляров, которое необходимо банку плательщика для выполнения условий аккредитива (обычно в пяти экземплярах).

     Для получения средств по аккредитиву  поставщик после отгрузки товаров  представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании  которых исполняющий банк проверяет  выполнение поставщиком условий  аккредитива, правильность оформления документов и только после этого производит выплаты по аккредитиву.

Информация о работе Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях