Проблемы развития финансового рынка в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Подытожив выше написанное можно сказать что данная тема является актуальной на сегодня. Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности финансовых рынков, их посредников, а также проблемы и перспективы развития финансовых рынков в Российской Федерации. Объектом исследования данной курсовой работы является финансовые рынки в России.

Оглавление

Введение………………………………………………….3
Глава Возникновение и развитие финансовых рынков в РФ……………………………………….5
§1 Понятие и виды финансовых рынков.
§2 Общая характеристика финансового рынка РФ………………………………………………………10
§3Основные посредники финансового рынка в РФ………………………………………………………19
2. Глава Перспективы развития и проблемы регулирования финансового рынка в РФ и на мировом рынке………………………………………………….25
§1 Перспективы развития финансового рынка в РФ.
§2 Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в РФ…………………………29
§3 Проблемы и перспективы России на мировом рынке………………………………………………….33
Заключение……………………………………………..36
Список использованной литературы………………39

Файлы: 1 файл

Курсовик по финансам.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

   Суммарный  оборот биржевого срочного рынка  РФ в 2004г. (869 млн долл.) эквивалентен 25 секундам торгов на мировом   биржевом рынке дериативов (594 трлн долл.). Скромные размеры российского финансового рынка создают серьезные проблемы и для государства, и для банков, и для предприятий.

    Развитию  финансового рынка препятствует  слаборазвитая информационная база. В РФ до сих пор отсутствует система, обеспечивающая инвесторов и кредиторов надежной, постоянно пополняемой информацией о финансовом состоянии их потенциальных и реальных партнеров. Эту проблему в странах с развитой рыночной экономикой решают бюро кредитных историй. И хотя законодательная база подобной структуры в России пока отсутствует, ряд организаций (Тгорго- промышленная палата РФ, Главный межрегиональный центр Госкомстата Рфи компания «Дан энд Брэдстрит» СНГ) приступили к его созданию.

Особенности формирования финансовых рынков в России. Формирование финансовых рынков в Российской Федерации непосредственно связано со становлением финансовых институтов. Этот процесс осуществлялся и осуществляется до сих пор, по существу, при отсутствии завершенной законодательной базы. Деятельность многих финансовых институтов до сих пор регламентируется указами Президента, постановлениями Правительства, инструкциями либо разъяснениями отдельных министерств и ведомств. Безусловно, такая ситуация негативным образом влияет на формирование и развитие отдельных сегментов финансового рынка.

   С организационной  точки зрения финансовый рынок  можно рассматривать как совокупность  финансовых институтов, экономических  субъектов, осуществляющих эмиссию,  куплю и продажу финансовых  инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

  В зависимости  от типа финансового института,  а также вида финансовых инструментов  финансовый рынок России можно  подразделить на :(1) денежный рынок; (2) рынок ценных бумаг; (3) рынок страховых полисов и пенсионных счетов; (4) валютный рынок; (5) рынок золота.

    Главное  назначение финансовых рынков  состоит в обеспечении эффективного  распределения накоплений между  конечными потребителями финансовых ресурсов. Решение этой задачи сложно как в силу объективных, так и субъективных причин, поскольку должны учитываться разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.

  Основными  институтами денежного рынка  являются Центральный банк РФ(ЦБ  РФ) и кредитные организации (коммерческие  банки, включая филиалы и представительства  иностранных банков, специализированные  кредитные организации).

   ЦБ  РФ, как и центральные банки во всех странах, занимает приоритетное место в финансовой системе. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке прежде всего регламентируется Федеральным законом от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная функция Банка России состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

  Решение  этой крайне сложной задачи  требует предоставления Банку  России особых полномочий не  только в области денежно-кредитной  политики, но и в других сферах государственного регулирования экономики страны. Однако таких полномочий Банк России не имеет. Поэтому в данных условиях решение задачи по обеспечению Центробанком России устойчивости национальной валюты крайне затруднительно.

   Денежно-кредитная, финансовая политика, обладая определенной самостоятельностью и независимостью, были, есть и остаются составляющими экономической политики государства. Наряду со снижением инфляции, поддержанием оптимального валютного курса, платежного баланса страны в качестве приоритетных задач денежно-кредитной политики в развитых странах мира является обеспечение стабильного экономического роста.

  К сожалению,  следует признать, что эта задача  была поставлена в число приоритетных  задач в России лишь в 2000г.  До этого времени, по существу, решалась другая задача- создание условий для накопления крупного частного капитала. Соответственно на это была нацелена и денежно-кредитная политика Центрального банка РФ в части регулирования денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосрочных процентных ставок, методов укрупнения банковского капитала.(5)

  Центральный  банк России подотчетен Государственной  Думе РФ. Председатель Банка России  и члены Совета директоров  назначаются на должность и  освобождаются от должности Государственной Думой. Основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России во взаимодействии с Правительством России и ежегодно направляются в Государственную думу для окончательного согласования и принятия.

 Банк России  осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основными инструментами и методами такого регулирования выступают:

  • процентная политика, т.е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал,  так и на выдаваемые ими кредиты;
  • установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России;
  • купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;
  • организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей;
  • осуществление валютного регулирования и валютного контроля
  • установление ориентиров роста показателей денежной массы.

Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление  банковских операций, осуществляет регистрацию  ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением  кредитными организациями банковского  законодательства. В случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом санкции вплоть до назначения временной администрации. Банк России может осуществлять все виды банковских операций.

Часть прибыли  Банка России поступает в доход  федерального бюджета. Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами.

  Российская  двухуровневая банковская система  (Центральный банк РФ и система  коммерческих банков)начала формироваться  с 1991г. с образованием Российской  Федерации как самостоятельного государства.(8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Основные посредники финансового рынка  РФ.

  Процесс аккумулирования  и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием  финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

  Покупателями  и продавцами на финансовых  рынках выступают три группы  экономических субъектов: домашние  хозяйства; фирмы; государства.

   Каждый  из указанных субъектов в конкретный  период времени может находиться в состоянии сбалансированности своего бюджета, либо его дефицита, или профицита. В последних двух случаях у экономических субъектов возникает либо потребность в заимствовании финансовых средств, или возможность в размещении временно свободных средств на выгодных для себя условиях. Финансовые рынки, собственно, и предназначены для того, чтобы наиболее эффективно были учтены и реализованы интересы потенциальных продавцов и покупателей.

 В качестве посредников на финансовых рынках выступают кредитные организации, финансовые институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, факторинговые и лизинговые компании.

Эти институты  привлекают временно свободные средства предприятий, населения и государства  и размещают их путем предоставления кредитов, займов, покупки ценных бумаг, покупки техники для предоставления ее в лизинг или финансирования под уступку денежного требования.

Всех финансовых посредников можно подразделить на четыре группы:        (1) финансовые учреждения депозитного  типа; (2) договорные сберегательные учреждения; (3) инвестиционные фонды; (4) иные финансовые организации.

   Наиболее  распространенными финансовыми  посредниками выступают учреждения  депозитного типа. В развитых  странах их услугами пользуется  значительная часть населения, так выплату доходов по депозитным счетам, как правило, гарантируют страховые компании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными учреждениями средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов. Основными институтами данной группы являются коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы.

Коммерческие  банки. Самые распространенные посредники на финансовом рынке РФ- коммерческие банки.. Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных займов, кредитов. Они привлекают временно свободные средства путем заключения договоров банковского счета, банковского вклада (депозита), продавая собственные долговые ценные бумаги(облигации, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты) или принимая средства в доверительное управление. Размещение полученных средств осуществляется в основном путем предоставления кредитов, ценных бумаг, иностранной валюты. В силу огромной значимости коммерческих банков в функционировании денежно- кредитной системы государства они являются объектом жесткого государственного контроля.

  В соответствии  с Законом РФ «О внесении  изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990г.№396-1» от 1996г., №17ФЗ, банк-это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.(10)

Сберегательные  институты  являются специализированными финансовыми институтами, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Эти институты заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок под обеспечение в виде недвижимости.

  Кредитные  союзы являются институтами взаимного  кредитования. Они принимают вклады  частных лиц и кредитуют членов  союза на приемлемых для тех  условиях. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных счетов и чековых счетов (паев). Свои средства кредитные союзы предоставляют членам союза в виде краткосрочных потребительских ссуд.

  Кредитные  союзы имеют ряд преимуществ  перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Как правило, они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), они не являются субъектом антимонопольного законодательства, что позволяет им участвовать в совместных предприятиях.

  В России  деятельность кредитных союзов не получила достаточного распространения. Их статус на федеральном уровне определен лишь разъяснениями Министерства юстиции РФ. Специальный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)» принимался Государственной Думой, но в действие не введен. В созданную в 1994г. «Лигу кредитных союзов» входят около сорока кредитных союзов и четыре региональные ассоциации кредитных союзов.

  К сберегательным  учреждениям, действующим на договорной  основе, относят страховые компании и пенсионные фонды. Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

Инвестиционные  фонды продают свои ценные бумаги (акции, инвестиционные паи) инвесторам и используют полученные средства для покупки прямых финансовых обязательств. Как правило, они характеризуются высокой надежностью и низким номиналом продаваемых ценных бумаг. Среди инвестиционных фондов выделяются прежде всего паевые (взаимные ) фонды. Они продают свои паи инвесторам и покупают на вырученные средства преимущественно акции и облигации. Существуют различные типы паевых фондов. Для всех них стоимость пая изменяется (как правило, растет), что позволяет инвесторам получать доход  в случае продажи пая паевому фонду.

  К последней  группе финансовых посредников  относятся различные типы финансовых  компаний, таких, как финансовые  компании, специализирующиеся на кредитных и лизинговых операциях в сфере бизнеса и финансовые компании потребительского кредита, предоставляющие займы домашним хозяйствам с правом погашения в рассрочку.

Негосударственные бюджетные фонды.  Начало негосударственным пенсионным фондам (НПФ) было положено Указом президента от 16 сентября 1992г. №1077 « О негосударственных пенсионных фондах». НПФ создавались в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. НПФ должны были аккумулировать средства физических и юридических лиц, обеспечить их наиболее эффективное и надежное размещение для выплаты за счет этих средств пенсий. На конец 2002г. в РФ было зарегистрировано 272 НПФ.(2)

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003г. №14-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд- особая организационно –правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

Информация о работе Проблемы развития финансового рынка в России