Проблемы фондов социального страхования и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является определение перспектив развития социального страхования в России.
В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретическую базу социального страхования: раскрыть понятие, функции, роль для социально-экономической жизни граждан.
- проанализировать существующую систему социального страхования в РФ;
- выявить основные проблемы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Понятие, функции и роль социального страхования 4
Фонд социального страхования, его организация в современных условиях 8
Проблемы фондов социального страхования и пути их решения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.45 Кб (Скачать)

Cодержание

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Понятие, функции и роль социального страхования 4
  2. Фонд социального страхования, его организация  в современных условиях     8
  3. Проблемы фондов социального страхования и пути их решения  14
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ  24
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  26

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из столпов социальной политики рыночных экономик является обязательное социальное страхование, механизмы которого позволяют справедливо и эффективно аккумулировать и целенаправленно распределять финансовые ресурсы, обеспечивая медицинскую помощь и социальную защиту работающим и членам их семей в случаях наступления соответствующих рисков.

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости .

Эти факты обуславливают актуальность выбранной темы данной курсовой работы. В этой связи, целью работы является определение перспектив развития социального страхования в России.

В соответствии с целью работы, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретическую базу  социального страхования: раскрыть  понятие, функции, роль для социально-экономической  жизни граждан.

- проанализировать существующую  систему социального страхования  в РФ;

- выявить основные проблемы.

 

1. Понятие, функции и роль социального страхования

 

Социальное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер для компенсации или минимизации последствий изменений материального и (или) социального положения работающих граждан, а также в случаях профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санатор- но-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [15].

В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п. В Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [2] оно определяется как часть государственной системы социальной защиты населения, характеризующаяся определенной спецификой.

Страхование в рыночной экономике выполняет определенные функции, выражающие общественное назначение данной категории.

Рисковая функция связана с тем, что наличие риска позволяет страхованию существовать и развиваться. Под страховым риском понимаются опасности и случайности, вследствие возможного наступления которых страховщик берет на себя обязательство выплатить пострадавшей стороне сумму страхового возмещения. Случайности и опасности должны носить именно возможный, а не неизбежный характер. Обстоятельства, которые могут вызвать убытки, не должны быть также следствием умышленных или грубых действий со стороны страхователя [9].

Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Многообразие форм и видов рисков приводит к возникновению различных отраслей и подотраслей страхования.

Предупредительная функция реализуется путем финансирования за счет части средств страхового фонда превентивных мероприятий по исключению или уменьшению степени страхового риска, а следовательно, и ущерба от данного риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от пожара, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

Социальная функция связана с оказанием материальной помощи застрахованным лицам в случае расстройства здоровья, утраты трудоспособности в результате заболеваний или несчастных случаев. За счет обязательного или добровольного медицинского страхования финансируются медицинские расходы на лечение и восстановление здоровья застрахованных лиц. Страхование также может обеспечить компенсацию утраченных доходов в связи с заболеванием, инвалидностью страхователя[6].

В личном страховании дополнительно выделяется сберегательная функция страхования, которая связана с накоплением определенных денежных сумм по договорам личного страхования.

Инвестиционная функция состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов происходит финансирование экономики. Страховые компании накапливают большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор пока не наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и др.

Контрольная функция страхования – это обеспечение соответствия сформированных страховых резервов фактическим обязательствам страховой компании, а также контроль за размещением и использованием средств страховых резервов. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций. Кроме этого контрольная функция реализуется в установлении факта страхового случая и связанных с этим рисковых обстоятельствах и обеспечивается условиями заключенного договора страхования с привлечением экспертов и компетентных органов в вопросах страховой экспертизы.

Роль страхования постоянно возрастает. В странах, где развита рыночная экономика, страхование представляет собой важный сектор народного хозяйства.  
Именно страхование дает собственникам гарантию возмещения ущерба в случае потери доходов, повреждения имущества. Страхование – важный компонент социальной и экономической сфер, так как обеспечивает: финансовую стабильность предприятий, реализацию общественно-полезной деятельности, обеспечивает достойную жизнь, гарантирует сохранение доходов и накоплений, обеспечивает возможность использовать свободные средства из страхового фонда для участия в инвестиционной деятельности, прибыль страховых учреждений пополняет бюджет государства.  
Социальная роль страхования проявляется в разрешении ряда общественных вопросов, обеспечении пенсионеров достойной пенсией, реализует сберегательные потребности граждан. Деятельность страховых организаций направлена на решение социальных проблем. Государство обеспечивает выплату социальных пособий населению [7]. Однако их сумма не велика. В этом случае большое значение имеет дополнительная страховая защита граждан. При утрате работоспособности или наступления инвалидности застрахованные получают помощь от страховых компаний. В нее входит компенсация расходов на лечение или реабилитацию, а в случае наступления смерти застрахованного человека денежные средства выплачиваются его близким. Страхование обеспечивает возможность сохранить достаток и уровень жизни, т. к. компенсируется испорченное или утраченное имущество граждане.  
В настоящее время остро стоит вопрос повышения пенсионных выплат. Из-за больших государственных расходов их рост становится практически невозможным. Договоры пенсионного страхования помогают не только повысить уровень жизни вышедших на пенсию людей, но и снизить финансовую нагрузку на бюджет. Договоры заключаются за счет средств работодателей и работников. Потребности в накоплении сбережений реализуются через договоры страхования. Уровень безработицы снижается благодаря тому, что страховые компании выступают в роли работодателей. Большое значение страхование имеет в инвестиционной политике. Большинство крупных страховых компаний являются коллективными инвесторами. Во многих странах участие страховщиков в инвестиционной деятельности дает возможность уменьшить нагрузку на государственный бюджет.  
В России также активизировалась страховая деятельность. Особенно роль страхования возросла при переходе к рыночному типу экономики, что и наблюдается в РФ. Происходит расширение сферы услуг страхования, развиваются альтернативы государственному страхованию[16]. В системе рыночных отношений производители товаров несут ответственность за свою деятельность, а возможный риск повышает значение страхования. Объектами страхования все чаще становятся убытки, понесенные в результате криминогенных явлений и последствий природной стихии. Все эти факторы вызывают значительные изменения роли страхования в сторону возрастания. Приоритетным остается добровольное страхование, но в некоторых сферах вводится обязательное страхование. Важную роль страхования определяет способность активизировать возможность и активную деятельность людей, здоровый образ жизни, стремление граждан обеспечить собственное благосостояние. 

 

 

 

2. Фонд социального страхования, его организация в современных условия

 

 Социальное  страхование представлено в Российской  Федерации Фондом социального  страхования и обеспечения. Фонд  социального страхования был  создан на основании указа  президента Российской Федерации  от 12 февраля 1994 года № 101(ред. От 06.12.2012 №1262) «О Фонде социального страхования Российской Федерации»[3].

Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышение контроля за правильным и эффективным использованием средств. Фонд социального страхования является самостоятельным денежно-кредитным учреждением, денежные средства которого не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.  Общие положения:

1. Фонд  социального страхования Российской  Федерации управляет средствами  государственного социального страхования  Российской Федерации. Фонд осуществляет  свою деятельность в соответствии  с Конституцией Российской Федерации, законами РФ, указами Президента  РФ, Постановлениями и распоряжениями  Правительства РФ, а также настоящим  Положением.

2. Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  РФ. Денежные средства и иное  имущество, находящееся в оперативном  управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственным Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчёты об их исполнении после рассмотрения правления Фонда утверждаются председателем Фонда.

3. В Фонд  социального страхования РФ входят  следующие исполнительные органы:

Региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ;

Центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

Филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

  1. Фонд, его региональные отраслевые и центральные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

     Основными задачами Фонда являются:

  1. Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

Осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

  1. Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  2. Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  3. Сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счёт:

  1. Страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  2. Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  3. Страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  4. Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  5. Добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступление иных финансовых средств, не запрещённых законодательством;
  6. Ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлении льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  7. Прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачёту в счёт страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленных порядке сумм за путёвки, приобретённые страхователем за счёт средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Информация о работе Проблемы фондов социального страхования и пути их решения