Приватизация: мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с "государственной" на "частную". Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации.

Файлы: 1 файл

КР Государство на РЦБ.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - примерно 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему, новому этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Новая программа ужесточала процесс приватизации, из-за введения дополнительных бюрократических процедур.

В середине 1994 года в России завершился первый этап - этап массовой приватизации.

Начало 1995 года можно считать началом нового этапа в приватизационной компании - этапа так называемой денежной приватизации (этап при котором платежным средством при покупке недвижимого имущества становятся деньги, а не приватизационные чеки).

Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой "денежной" приватизацией". Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов должно стать целевое финансирование технического перевооружения производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в регионах.

3 Процесс приватизация в Испании

В Испании государственный сектор экономики за последние 15-20 лет значительно сократился. Если в середине 70-х годов его доля в общем объеме валового внутреннего продукта страны составляла более 90 %, в середине 80-х - 83 %, то сейчас - чуть больше 30 %. Продажа бывших государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет.

Весь гигантский сектор национальной экономики, включавший в себя более половины всех предприятий Испании, управлялся из одного центра - так называемого Национального Института промышленности. По сути, это было одно грандиозное министерство.

Приватизацию государственной собственности в Испании начала Социалистическая Рабочая Партия. Сменившая социалистов в 1996 году и находящаяся по сей день у власти в Испании правоцентристская Народная Партия, продолжила приватизацию. Продажа государственных предприятий - один из основных пунктов экономической программы председателя правительства Испании Хосе-Мария Аснара. Все ведущие политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том, что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

Это не значит, впрочем, что разногласий по поводу приватизации не существует вовсе. Но они затрагивают в основном социальную сферу - здравоохранение и образование. Здесь также давно присутствует частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая сеть частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему сохраняет за собой государство. То же касается и общественного транспорта. В Испании и национальная железнодорожная компания "РЕНФЕ" пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт - автобусы и метро.

Практически все отрасли топливно-энергетического комплекса и телефонная связь приватизированы. Например, бывший монополист, государственная нефтегазовая международная компания"Бритиш Петролеум".

Контроль над предприятиями стратегических отраслей государство осуществляет, владея в этих компаниях так называемой "золотой акцией", дающей право блокировать любое нежелательное, с точки зрения правительства, решение акционеров. Кроме того, ни испанская, ни зарубежная компания, не может купить сколько-нибудь значимый пакет акций предприятия, относящегося к числу стратегических, без специального разрешения правительства Испании.

Существует специальная, подотчетная парламенту, государственная Комиссия по приватизации, которая контролирует весь процесс продажи государственных предприятий. В среднем крупнейшие предприятия в Испании продаются в течение 5-8 лет [7, с.356-378].

4 Приватизация во Франции

Госсектор Франции формировался под воздействием сменявших друг друга волн национализации (1936, 1945, 1982-го годов) и приватизации (конец 60-х и первая половина 70-х годов, 1986-1988, 1993-1996 годов). Выбор правительствами той или иной стратегии в каждый конкретный исторический момент обусловлен многими экономическими, идеологическими политическими и другими мотивами. В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Национализация противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.

В отличие от национализации 1982 года приватизация 1986 года не стала единовременным актом, связанным исключительно с приходом к власти правоцентристского правительства. Она приобрела характер долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции независимо от их политической ориентации.

У этой приватизации существует внутренняя противоречивость: приватизация вовсе не означает "ухода" государства из экономики, хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности. При проведении приватизации правительства разной политической ориентации всегда старались сохранить в своих руках (или даже увеличить) рычаги контроля и управления экономическими процессами. Это очень важно для соблюдения законов ее проведения, так как соблазн расхищения государственной собственности во время приватизации особенно велик. Все мероприятия по приватизации тщательно и порой долго готовились, просчитывались различные варианты и возможности, а в послеприватизационный период государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки предприятий с тем, чтобы не допустить их перепродажи. Государством принимались меры, ограничивающие сосредоточение капитала приватизируемых компаний в одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

Политика приватизации имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда, как свидетельствуют приведенные факты, она способствовала повышению эффективности и нередко приводила к обострению социальных конфликтов. По-видимому, проблема неэффективности хозяйственного механизма, которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от масштабов государственной собственности, степени административного вмешательства и регулирования.

За пять лет было приватизировано 29 промышленных фирм и банков. Приватизация во Франции охватила, прежде всего, конкурентные, высокорентабельные отрасли. Работникам приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала.

Приватизация во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров - к концу 80-х годов она достигла 6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны старше 18 лет.

 

5 Приватизация в Германии

Возрождение предпринимательства в первый период времени после Второй мировой войны шло в восточных землях в нескольких формах. Это и создание новых фирм, и реприватизация, и организация совместных предприятий при участии западного капитала и бывших народных предприятий. Своего рода переходной мерой является децентрализация управления в рамках бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные предприятия начинают действовать как свободные производители в рыночной среде.

Сразу же после объединения Германии было подано около 6000 заявок о выкупе предприятий их бывшими владельцами. При полном выкупе хозяйства предприятия имели возможность получить кредит у Немецкого кредитного банка под залоговую стоимость земельного участка. Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом.

При анализе деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8 % рабочих мест являются рентабельными, а производительность труда в ГДР составляла менее 30 % от западногерманского уровня. Тем не менее, к концу 1994 года, когда попечительское ведомство завершило свою деятельность, удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам около 20000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает текущая проверка выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше рабочих мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами. После Попечительского совета были созданы другие организации, которые занимаются приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролируют выполнение договоров, заключенных с инвесторами [8, с.136-158].

Заключение

 

Любая реформа предполагает не только долгую подготовительную работу, тщательную разработку законодательной базы, но и предварительную подготовку граждан к резким переменам; необходимо учитывать, насколько общество готово к грядущим переменам. Практика показала, что отчасти процесс приватизации в России оказался отчасти провален, в частности, основной причиной этого была криминализация этого процесса. Необходимо было тщательнейшим образом продумать законодательную базу и ответственность должностных лиц за недобросовестное исполнение своих обязанностей. Нельзя также было допускать до руководства предприятием людей, не имеющих опыта. К тому же резкого прекращения субсидирования со стороны государства предприятия не способны были пережить. В результате непродуманности этих моментов мы получили разорение, банкротство, несостоятельность большинства предприятий, рентабельных до приватизации.

Развитые страны осуществляли переход к рыночной экономике десятилетиями. В России была предпринята попытка осуществить переход в несколько раз быстрее. То же касается и приватизации как одного из средств перехода.

Как бесплатная, так и платная приватизация, безусловно, имеют свои плюсы и минусы. При бесплатной приватизации все, независимо от финансового положения, имели возможность стать совладельцами имущества. При платной приватизации недовольными остаются менее обеспеченные люди.

Коррупция была и остается негативным моментом, сопровождающим функционирование любой сферы экономики нашей  страны, ее искоренение станет важным позитивным событием в развитии нашего государства, экономики и ее отраслей, в том числе и  процесса приватизации.

 

Список литературы

 

1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники.

2. Закон от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".

3. Федеральный Закон от 24 июня 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

4. Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. "О втором этапе приватизации в г. Москве"

5. "Отчет об основных итогах чековой приватизации" Госкомимущества за 1994 г.

6. Отчеты Счетной палаты.

7. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.

8. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. - М., 1991.

9. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.

10. Экономика. Под ред. Булатова А.С. - М., 1994.

11. Журнал Коммерсант. 1995 - 2012.

12. Российский экономический журнал. 1996 - 2012.

13. Российская газета 1994 - 2009.

14. Экономика и жизнь. 1994 - 1999.

15. httр://ru.wikipedia.org

16. httр://ru.pravo

17. httр://ru.Bank

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Приватизация: мировой опыт