Перечень
федеральных, региональных и местных
налогов и сборов установлен ст.13,
14, 15 НК РФ.
К федеральным
налогам и сборам относятся:
- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы на
отдельные виды товаров (услуг) и отдельные
виды минерального сырья;
- налог на
прибыль (доход) организаций;
- налог на
доходы от капитала;
- подоходный
налог с физических лиц;
- взносы в
государственные социальные внебюджетные
фонды;
- государственная
пошлина;
- таможенная
пошлина и таможенные сборы;
- налог на
пользование недрами;
- налог на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы;
- налог на
дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за
право пользования объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический
налог;
- федеральные
лицензионные сборы.
К региональным
налогам и сборам относятся:
- налог на
имущество организаций;
- налог на
недвижимость;
- дорожный
налог;
- транспортный
налог;
- налог с продаж;
- налог на
игорный бизнес;
- региональные
лицензионные сборы.
Причем
при введении в действие налога на
недвижимость прекращается действие на
территории соответствующего субъекта
РФ налога на имущество организаций,
налога на имущество физических лиц
и земельного налога.
К местным
налогам и сборам относятся:
- земельный
налог;
- налог на
имущество физических лиц;
- налог на
рекламу;
- налог на
наследование или дарение;
- местные лицензионные
сборы.
Согласно
ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ,
статьи 13, 14, 15 вводится в действие со
дня признания утратившим силу Закона
РФ "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации".
В настоящее время действует перечень
федеральных региональных и местных налогов
и сборов, установленный ст. 19, 20, 21 Закона
РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации"
Закон
относит к федеральным следующие
налоги и сборы:
- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на
доходы физических лиц;
- единый социальный
налог;
- налог на
операции с ценными бумагами;
- таможенная
пошлина;
- платежи за
пользование природными ресурсами, зачисляемые
в федеральный бюджет, в республиканский
бюджет республики в составе Российской
Федерации, в краевые, областные бюджеты
краев и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных
округов и районные бюджеты районов в
порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации;
- налог на
прибыль организаций;
- государственная
пошлина;
- налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
и дарения;
- сбор за использование
наименований "Россия", "Российская
Федерация" и образованных на их основе
слов и словосочетаний;
- налог на
игорный бизнес;
- плата за
пользование водными объектами;
- сборы за
выдачу лицензий и право на производство
и оборот этилового спирта, спиртосодержащей
и алкогольной продукции;
- налог на
добычу полезных ископаемых.
К
региональным налогам и сборам относятся
следующие налоги:
14
- налог на
имущество предприятий;
- лесной доход;
- сбор на нужды
образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц.
- налог с продаж.
- транспортный
налог.
К
местным относятся следующие
налоги и сборы:
- налог на
имущество физических лиц;
- земельный
налог;
- регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью;
- налог на
строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне;
- курортный
сбор;
- сбор за право
торговли;
- целевые сборы
с граждан и предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно-правовых
форм на содержание милиции, на благоустройство
территорий, на нужды образования и другие
цели.
До введения
в действие ст. 13, 14, 15 НК РФ, налоги, сборы,
пошлины и другие платежи в
бюджет или внебюджетный фонд, не установленные
статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации", не взимаются .
В случаях и в порядке, установленных Налоговым
Кодексом и принимаемыми в соответствии
с ним федеральными законами может предусматриваться
установление специальных налоговых режимов
(систем налогообложения), в соответствии
с которыми в течение определенного периода
времени вводится особый порядок исчисления
и уплаты налогов, в том числе замена совокупности
налогов и сборов, подлежащих уплате одним
налогом.
Статья
3 НК РФ формулирует основные начала
законодательства о налогах и
сборах:
- Каждое лицо
должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы;
- Законодательство
о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения;
- При установлении
налогов учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога;
- Налоги и
сборы не могут иметь дискриминационный
характер и различно применяться исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы
в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места
происхождения капитала;
- Налоги и
сборы должны иметь экономическое основание
и не могут быть произвольными;
- Недопустимы
налоги и сборы, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных прав;
- Не допускается
устанавливать налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое пространство Российской
Федерации и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории Российской Федерации
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств, либо иначе ограничивать или
создавать препятствия не запрещенной
законом экономической деятельности физических
лиц и организаций;
- Федеральные
налоги и сборы устанавливаются, изменяются
или отменяются Налоговым Кодексом РФ.
Налоги и сборы субъектов Российской Федерации,
местные налоги и сборы устанавливаются,
изменяются или отменяются соответственно
законами субъектов Российской Федерации
о налогах и сборах и нормативными правовыми
актами представительных органов местного
самоуправления о налогах и сборах в соответствии
с Налоговым Кодексом РФ;
- Ни на кого
не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги и сборы, а также иные взносы и платежи,
обладающие установленными Налоговым
Кодексом признаками налогов или сборов,
не предусмотренные Налоговым Кодексом
либо установленные в ином порядке, чем
это определено Налоговым Кодексом;
- При установлении
налогов должны быть определены все элементы
налогообложения;
- Акты законодательства
о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно знал,
какие налоги (сборы), когда и в каком порядке
он должен платить;
- Все неустранимые
сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и сборах толкуются
в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов).
Из
Конституции РФ вытекает более сложная
и многофункциональная структура
принципиальных основ налогообложения
и сборов в Российской Федерации,
которая выстраивается в следующем
порядке:
- принцип реализации
совместного ведения Федерации и ее субъектов
в установлении общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации (п."и"
ст.72 Конституции РФ);
- принцип обеспечения
единства налоговой политики и налоговой
системы на всей территории Российской
Федерации (ст.8 Конституции гарантирует
единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг,
финансовых средств, а в п."н" ст.72
к совместному ведению Федерации и ее
субъектов Конституция России относит
установление общих принципов организации
системы органов государственной власти
и местного самоуправления). Двойной уровень
в построении федерального налогового
законодательства с учетом потребностей
развития налогового федерализма и кодификации
налоговых властных и имущественных норм
между государством и налогоплательщиками
вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно
которой должны быть установлены федеральным
законом правовые основы об общих принципах
налогообложения и сборов в Российской
Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие
возникновение и функционирование системы
налогов Российской Федерации и налоговых
отношений в целом;
- принцип равенства
прав субъектов РФ в принятии собственного
налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5
Конституции утверждают равенство и самостоятельность
законодательства субъектов РФ);
- принцип конституционности
актов налогового законодательства (ст.4
и 125 Конституции регламентируют, что акты
(в том числе и налоговые) или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу);
- принцип регулятивности
(гибкости) налоговых платежей, как инструмента
внешнеторговой и инвестиционной политики
(ст.15 Конституции подтверждает действие
на территории России общепринятых в мировой
практике принципов и норм международного
регулирования торгового оборота и движения
капитала);
- принцип обеспечения
сбалансированности бюджетов разного
уровня (ст.114 Конституции возлагает на
Правительство РФ обеспечение и исполнение
налоговых обязательств в рамках Федерации
и ее субъектов в интересах как единого
экономического пространства, так и в
интересах отдельных регионов);
- принцип самостоятельности
местного самоуправления в сборе местных
налогов и распоряжении своими бюджетными
средствами (ст.132 Конституции устанавливает
права органов местного самоуправления
самостоятельно управлять муниципальной
собственностью, формировать, утверждать
и исполнять местный бюджет, устанавливать
местные налоги и сборы, решать иные вопросы);
- принцип равенства
налогоплательщиков перед государством
и законом (вытекает из смысла ст.19 Конституции);
- принцип обязательности
уплаты налогов, учета налогоплательщиков
(ст.57 Конституции устанавливает обязанность
каждого платить законно установленные
налоги и сборы) и неотвратимости ответственности
за нарушение налогового законодательства;
- принцип
защиты имущественных прав налогоплательщиков
от неправомерных действий должностных
лиц и иного ущерба, обязательность возврата
из бюджета неправильно взысканных налогов
(ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом
частную, государственную, муниципальную
и иные формы собственности);
- принцип
предотвращения двойного налогообложения
и неотягощения налогового бремени (хотя
он прямо не закреплен в Конституции РФ,
но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право
на свободное использование своих способностей
в предпринимательской деятельности и
неотчуждаемость имущества, что возможно
лишь при разумном налоговом бремени;
ст.57 Конституции определяет, что законы,
отягчающие налоговое бремя, обратной
силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ "Об основах
налоговой системы Российской Федерации"
закрепляет однократность налогообложения);
- принцип
публичности и гласности информации в
налоговых отношениях (ст.29. Конституции
гарантирует право граждан получать информацию
любым законным способом, за исключением
сведений, составляющих государственную
тайну);
- принцип
социальной ориентированности налоговой
политики (ст.7 Конституции провозглашает
Россию социальным государством, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека);
- принцип
обеспечения законности и правопорядка
в налоговых отношениях, защита интересов
участников налоговых отношений в суде
(ст.123 Конституции подчеркивает гласность
судопроизводства, осуществление его
на основе состязательности и равноправия
сторон).