Принципы построения налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации,

Оглавление

Общие принципы построения налоговой системы РФ. 3
Виды налогов и сборов 10
Список использованной литературы……………………………………….21

Файлы: 1 файл

КР Принципы построения налоговой системы РФ.docx

— 36.44 Кб (Скачать)

Перечень  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов установлен ст.13, 14, 15 НК РФ.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
    3. налог на прибыль (доход) организаций;
    4. налог на доходы от капитала;
    5. подоходный налог с физических лиц;
    6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
    7. государственная пошлина;
    8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
    9. налог на пользование недрами;
    10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
    11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    12 

    1. сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами;
    2. лесной налог;
    3. водный налог;
    4. экологический налог;
    5. федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

    1. налог на имущество организаций;
    2. налог на недвижимость;
    3. дорожный налог;
    4. транспортный налог;
    5. налог с продаж;
    6. налог на игорный бизнес;
    7. региональные лицензионные сборы.

Причем  при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога.

К местным  налогам и сборам относятся:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц;
    3. налог на рекламу;
    4. налог на наследование или дарение;
    5. местные лицензионные сборы.

Согласно  ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, статьи 13, 14, 15 вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации".

    13

      В настоящее время действует перечень федеральных региональных и местных налогов и сборов, установленный ст. 19, 20, 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Закон относит к федеральным следующие  налоги и сборы:

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • единый социальный налог;
    • налог на операции с ценными бумагами;
    • таможенная пошлина;
    • платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
    • налог на прибыль организаций;
    • государственная пошлина;
    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
    • сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
    • налог на игорный бизнес;
    • плата за пользование водными объектами;
    • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
    • налог на добычу полезных ископаемых.

     К региональным налогам и сборам относятся  следующие налоги:

           14

    • налог на имущество предприятий;
    • лесной доход;
    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
    • налог с продаж.
    • транспортный налог.

     К местным относятся следующие  налоги и сборы:

    • налог на имущество физических лиц;
    • земельный налог;
    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
    • курортный сбор;
    • сбор за право торговли;
    • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

До введения в действие ст. 13, 14, 15 НК РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи в  бюджет или внебюджетный фонд, не установленные  статьями 19, 20 и 21 Закона РФ "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются . 
 
 

    15

           16

       В случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми в течение определенного периода времени вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате одним налогом.

     Статья 3 НК РФ формулирует основные начала законодательства о налогах и  сборах:

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
    • Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;
    • При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
    • Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
 
 
 

    17

    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
    • Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ.

          Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом РФ;

    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым Кодексом;
    • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
    • Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
 

    18

     Из  Конституции РФ вытекает более сложная  и многофункциональная структура  принципиальных основ налогообложения  и сборов в Российской Федерации, которая выстраивается в следующем  порядке:

    1. принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п."и" ст.72 Конституции РФ);
    2. принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации (ст.8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, а в п."н" ст.72 к совместному ведению Федерации и ее субъектов Конституция России относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления). Двойной уровень в построении федерального налогового законодательства с учетом потребностей развития налогового федерализма и кодификации налоговых властных и имущественных норм между государством и налогоплательщиками вытекает из смысла ст.75 Конституции, согласно которой должны быть установлены федеральным законом правовые основы об общих принципах налогообложения и сборов в Российской Федерации и кодифицированы нормы, регулирующие возникновение и функционирование системы налогов Российской Федерации и налоговых отношений в целом;
    3. принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства (ч.1, 2, 4 ст.5 Конституции утверждают равенство и самостоятельность законодательства субъектов РФ);
 
 

          19

    1. принцип конституционности актов налогового законодательства (ст.4 и 125 Конституции регламентируют, что акты (в том числе и налоговые) или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу);
    2. принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики (ст.15 Конституции подтверждает действие на территории России общепринятых в мировой практике принципов и норм международного регулирования торгового оборота и движения капитала);
    3. принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня (ст.114 Конституции возлагает на Правительство РФ обеспечение и исполнение налоговых обязательств в рамках Федерации и ее субъектов в интересах как единого экономического пространства, так и в интересах отдельных регионов);
    4. принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами (ст.132 Конституции устанавливает права органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, решать иные вопросы);
    5. принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом (вытекает из смысла ст.19 Конституции);
    6. принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков (ст.57 Конституции устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы) и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства;
 

    20

    1. принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов (ч.2 ст.8 Конституции защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности);
    2. принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени (хотя он прямо не закреплен в Конституции РФ, но из смысла ее ст.34 и 35 вытекает право на свободное использование своих способностей в предпринимательской деятельности и неотчуждаемость имущества, что возможно лишь при разумном налоговом бремени; ст.57 Конституции определяет, что законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы ее имеют, а ст.6 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" закрепляет однократность налогообложения);
    3. принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях (ст.29. Конституции гарантирует право граждан получать информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
    4. принцип социальной ориентированности налоговой политики (ст.7 Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);
    5. принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде (ст.123 Конституции подчеркивает гласность судопроизводства, осуществление его на основе состязательности и равноправия сторон).

Информация о работе Принципы построения налоговой системы РФ