Потребительский кредит и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:30, курсовая работа

Краткое описание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования 4
1.1. Понятия потребительского кредита 4
1.2. Потребительский кредит и его роль в экономике 9
Глава 2. Анализ состояния рынка потребительского кредитования 14
2.1. Анализ рынка потребительского кредитования 14
2.2. Анализ потребительского кредитования на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт» 20
Глава 3. Проблемы и перспективы потребительского кредитования 27
3.1. Перспективы развития потребительского кредитования в России 27
3.2. Проблемы потребительского кредитования в России 28
Заключение 31

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

2.2. Анализ потребительского кредитования на примере ЗАО «Банк Русский Стандарт»

 

ЗАО «Банк Русский  Стандарт» основан в 1999 году. Банк Русский Стандарт - закрытое акционерное  общество, является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, входит в единую банковскую систему России и осуществляет свою деятельность на коммерческой основе. Основным акционером Банка является холдинговая компания ЗАО «Компания Русский Стандарт» (97,17% акций), принадлежащая в свою очередь на 99,97% оффшору с Бермудских островов «Руст Трейдинг Лимитед». Высшим органом управления является Собрание акционеров Банка. Всей оперативной деятельностью Банка руководит Председатель Правления Банка, назначенный Советом Директоров. Председателем Совета Директоров является Тарико Рустам Васильевич. Председатель Правления Банка - Левин Дмитрий Олегович.

Банк Русский  Стандарт — динамично развивающийся  независимый финансовый институт высокой  степени надежности, предлагающий услуги мирового уровня, ориентированные на максимально широкие клиентские слои. Реализация четко направленной бизнес – стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили Банку Русский Стандарт в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером.

Сегодня Банк Русский  Стандарт занимает первое место среди  частных банков страны по объемам  кредитования населения и имеет  уникальный опыт по формированию кредитной  истории клиентов с использованием системы вероятностной оценки кредитоспособности заемщиков. Клиентами Банка по программам кредитования населения стали уже более 23 миллионов человек, объем предоставленных кредитов превысил 25 млрд. долларов США. Банком Русский Стандарт выпущено более 21 млн. кредитных пластиковых карт. В 2005 году приступил к эксклюзивному выпуску и обслуживанию на территории России кредитных карт American Express. Количество торговых партнеров Банка превышает 50 тыс. организаций.

Показатели  финансово-экономической деятельности ЗАО «Банк Русский Стандарт»

Наименование показателей

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

Уставной капитал, тыс.руб.

1 272 883

1 272 883

1 272 883

Собственные средства (капитал), тыс.руб.

12 674 320

24 226 614

32 143 476

Чистая прибыль, тыс.руб.

4 630 670

10 829 166

6 482 105

Привлеченные средства, тыс. руб.

79 277 408

138 802 556

125 562 622

Среднегодовая численность  работников, чел.

25841

28315

31689

Рентабельность активов, %

4,43

5,89

3,56

Рентабельность капитала, %

36,54

44,7

20


 

В соответствии с представленными данными, собственные  средства ЗАО «Банк Русский Стандарт» на 01.01.2010 составляли 32 143 476 тыс.руб., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года их показатель увеличился на 24,6% (на 01.01.2009 – 24 226 614 тыс.руб.). Основными источниками роста капитала стала прибыль, полученная от основного вида деятельности – потребительского кредитования и кредитования с помощью кредитных карт.

Факторы, оказавшие  влияние на изменение размера  прибыли банка:

    1. замедление общих темпов развития потребительского кредитования, сокращение некоторых кредитных программ;
    2. увеличение стоимости заемных средств, рост процентных ставок по кредитам;
    3. активное продвижение депозитов, в первую очередь за счет увеличения процентных ставок;
    4. повышение требований к заемщикам.

В 2000 году Банк Русский Стандарт вывел на банковский рынок России принципиально новую услугу – потребительский кредит, заложив, таким образом, основу для развития нового сегмента банковской деятельности.

Реализация  четко направленной бизнес - стратегии, высокое качество банковских продуктов и используемых технологий позволили Банку в короткие сроки создать новый для России рынок потребительского кредитования и стать его лидером.

Доля Банка  Русский Стандарт на рынке потребительского кредитования по размеру консолидированного портфеля составляла в 2010 году - 30,5%.

Основные конкуренты банка в этом секторе – Home Credit – 14.8%, далее УРСА Банк (Сибакадембанк) – на него приходится 10% рынка.

Рис. 1. Структура  рынка потребительского кредитования

Объем портфеля потребительских кредитов банка «Русский Стандарт» за последний год существенно сократился. Данные приведены в таблице 4.

Изменение величины портфеля потребительских кредитов ЗАО «Банк Русский Стандарт» в 2008-2010гг.

Показатели

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Изменение

+, - 2011г к 2009г

Объем потребительских  кредитов, млн.руб.

57735

52551

47292

- 10443

Число потребительских  кредитов, тыс.

7496

7052

6783

- 713


 

Сокращение  портфеля представители банка объяснили  сезонными погашениями задолженности  по кредитам и сделками по секьюритизации активов.

На сегодняшний  день в банке Русский Стандарт клиент может оформить заявку на получение  следующих видов потребительского кредита.

Вид кредита

Срок кредита, мес.

Сумма кредита, руб.

Процентная ставка, % годовых

Размер первоначального взноса, %

Стандартный кредит

6,7,8,9,10

5000- 100000

55

10 - 90

Простой кредит

6,7,8,9,10

5000- 100000

49

15 - 90

2% в месяц

6

5000- 100000

40

15 – 90

10%+10*1/10

10

5000- 100000

23,4

10 (фикс.)

3% в месяц

6,7,8,9,10

5000- 100000

65

10 - 90

Русский Стандарт

6

5000- 100000

36

25 - 90

Простой на мобильный  телефон

6,7,8,9,10

5000- 100000

65

10 - 90


 

Данные таблицы  свидетельствуют, что годовая процентная ставка на конец 2010 года колеблется от 23,4% до 75%. При чем на практике прослеживается следующая закономерность: чем выше годовая ставка, тем больше процент одобряемости данного вида кредита.

Потребительское кредитование предполагает сравнительно короткие сроки отвлечения ресурсов, что очень значимо в условиях кризиса. Поэтому на сегодняшний день потребительские кредиты оформляются в основном на срок 6 и 10 месяцев.

Структура портфеля потребительских кредитов по срокам

Сроки

Объем потребительских  кредитов

2008г

2009г

2010г

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

6 мес.

8082,9

14

14714,3

28

32631,5

69

7 мес.

144,3

0,25

189,2

0,36

-

-

8 мес.

1154,7

2

336,3

0,64

1891,7

4

9мес.

433,1

0,75

-

-

-

-

10мес.

47920

83

37311,24

71

12768,8

27

Итого:

57735

100

52551

100

47292

100


 

При чем данные таблицы свидетельствуют, что к 2010 году сроки кредитования сократились. Если в 2008 году потребительских кредитов сроком на 10 месяцев было оформлено на сумму 47920млн. руб., то в 2010 году всего на 12768,8млн.руб. Таким образом объем сократился на 73%, а удельный вес в кредитном портфеле с 83% упал до 27%, т.е. на 67,5%.

Для получения  потребительского кредита, документы  на который оформляются в торговых организациях, клиент должен соответствовать  следующим требованиям:

    1. являться гражданином Российской Федерации;
    2. иметь постоянную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации;
    3. возраст заемщика от23 лет до 65лет.

Необходимо  учитывать, что все решения по кредитным заявкам клиентов принимаются  централизованно в головном офисе  банка в Москве, при этом банк принимает на себя обязательство сообщить клиенту персональное решение о сотрудничестве не позднее чем через 15мин после подачи кредитной заявки (анкеты) из любого города. Для ускорения процесса оформления кредита банком сейчас применяется технология заполнения анкеты со слов клиента – это существенно экономит время, затрачиваемое клиентом на оформление кредита, ему остается только подписать уже заполненную и распечатанную анкету. Кредитные заявки клиентов обрабатываются при помощи скоринговой системы оценки платежеспособности клиента или кредитным инспектором; если сумма запрашиваемого кредита достаточно велика, в данном случае с анкетой клиента будет работать кредитный инспектор и время принятия решения не должно превышать 1 рабочего дня.

В случае положительного решения по заявке, клиент подписывает кредитный договор и график платежей.

 

Глава 3. Проблемы и перспективы потребительского кредитования

3.1. Перспективы развития потребительского кредитования в России

 

Ни для кого не секрет, что потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитик даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.

В чем же причина  же причина данной тенденции? Причин несколько, самой важной, пожалуй, является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму, чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.

Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые, по мнению аналитиков, являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.

Таким образом, можно сказать, что перспективы  развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с  одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.

3.2. Проблемы потребительского кредитования в России

 

Рост рынка  потребительского кредитования в России сопряжен с решением текущих проблем, без решения которых невозможно добиться его поступательного развития.

Бурный процесс  развития рынка потребительского кредитования сопряжен с множеством проблем, как  старых, так и вновь образовавшихся.

Работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», создаются бюро кредитных историй), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора. На Западе статистика по потребительскому кредитованию ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски, что упрощает выдачу кредиту и снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время.

Впрочем, даже наличие  кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и связанных с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.

Значительная  часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для  получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании.

Информация о работе Потребительский кредит и его роль в экономике