Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:36, лекция
Наряду с методами обязательной мобилизации денежных средств в доход государства все более широкое применение в рыночных условиях хозяйствования находит способ добровольной мобилизации денежных средств, когда государство и иные субъекты занимают партнерские позиции в финансовых отношениях. Одним из способов добровольной мобилизации денежных средств в доход государства является метод государственного кредита.
Наряду с методами обязательной мобилизации денежных средств в доход государства все более широкое применение в рыночных условиях хозяйствования находит способ добровольной мобилизации денежных средств, когда государство и иные субъекты занимают партнерские позиции в финансовых отношениях. Одним из способов добровольной мобилизации денежных средств в доход государства является метод государственного кредита.
В наиболее общем плане государственный
кредит можно определить как систему
отношений займа, в которых одной
из сторон всегда выступает государство.
Сущностью государственного кредита являются
финансовые отношения государства в лице
его органов власти и управления, с одной
стороны, и физических и юридических лиц
— с другой, при которых государство выступает
в качестве заемщика, кредитора или гаранта.
В большинстве случаев преобладает деятельность
государства как заемщика денежных средств.
Объемы операций в качестве кредитора,
то есть когда государство предоставляет
ссуды юридическим или физическим лицам
гораздо ниже. В тех случаях, когда государство
берет на себя ответственность за погашение
займов или выполнение других обязательств,
взятых физическими или юридическими
лицами, оно является гарантом.
В отличие от двух первых видов кредитных
отношений (заемщик, кредитор), сразу же
влияющих на величину централизованных
денежных фондов, последний не обязательно
приводит к их изменению. Если должник
своевременно и в полном объеме рассчитался
по своим обязательствам, то гарант не
несет каких-либо дополнительных затрат.
На практике достаточно надежные заемщики
не нуждаются в государственных гарантиях.
Они в состоянии привлечь средства на
кредитном рынке самостоятельно. Государственные
гарантии обычно распространяются на
недостаточно надежных заемщиков и соответственно
влекут за собой рост расходов из централизованных
денежных фондов.
Экономическим содержанием государственного
кредита выступает аккумуляция государством
средств на основании принципа возвратности
для финансирования государственных расходов.
Государственный кредит позволяет государству
как заемщику использовать дополнительные
денежные средства для покрытия бюджетного
дефицита без осуществления с этой целью
денежной эмиссии.
Характерные черты государственного кредита:
во-первых, в качестве одного из субъектов
кредитных правоотношений обязательно
выступает государство, вне зависимости
от сферы размещения своих долговых обязательств
(внешней или внутренней);
во-вторых, данный способ привлечения
денежных средств осуществляется на принципах
возвратности, срочности, платности, обеспеченности
и целевого характера использования.
Принцип возвратности, срочности и платности
подразумевает обязанность заемщика вернуть
в точно установленный срок сумму основного
долга и выплатить проценты в установленной
сумме за пользование кредитом.
Принцип обеспеченности подразумевает
наличие у заемщика права защиты своих
интересов, недопущения убытков ввиду
неплатежеспособности заемщика. При образовании
государственного долга выражается, помимо
предусмотренных соглашением штрафных
санкций, в том, что в качестве объекта
залога может выступать государственное
имущество. При осуществлении займов из
внешних источников, и в частности при
получении кредитов от МВФ в качестве
залога выступают необходимые части государственного
валютного фонда.
Принцип целевого характера использования
находит свое выражение в определенном
объекте кредитования — покрытие дефицита
государственного бюджета. Нецелевое
использование Украиной в качестве заемщика
привлеченных денежных средств от МВФ
по программе «стенд-бай» и ненадлежащее
выполнение условий кредитования привели
к прекращению кредитования Украины по
данной программе в марте 1998 года без права
возобновления, в связи с чем Украине пришлось
выполнять новые условия МВФ для получения
денежных средств по программе расширенного
финансирования в сентябре 1998 года.
Что же касается международного государственного
кредита, иногда именуемого внешним государственным
кредитом, то хотелось бы выделить такую
характерную черту данной формы заимствования
как обязательное наличие в кредитных
отношениях, возникающих по данному поводу
иностранного субъекта (государства, юридического
лица, международной финансовой организации
и т.д.).
В соответствии с вышеизложенным представляется
целесообразным определить государственный
кредит как совокупность общественных
отношений, возникающих по поводу предоставления
и привлечения денежных средств соответственно
из и в государственный бюджет. А в зависимости
от сферы размещения государством своих
финансовых требований и обязательств,
возникающих из кредитных отношений, подразделить
государственный кредит на внутригосударственный
и внешний.
В качестве обязательного субъекта данных
отношений будет выступать государство.
Эти отношения будут носить властно-имущественный
характер, возникать по поводу мобилизации,
распределения и использования государственного
бюджета, а их возникновение и прекращение
будет сопровождаться нормативным актом.
То есть, природа данных отношений, безусловно,
финансово-правовая.
Сегодня законодатель определяет понятие
кредита как средства и материальные ценности,
которые предоставляются резидентам и
нерезидентам в пользование юридическим
либо физическим лицам на определенный
срок и под процент. Им закрепляются такие
виды кредита как финансовый, товарный
и кредит под ценные бумаги, который закрепляет
отношения займа.
Кредитом под ценные бумаги, которые засвидетельствуют
отношения займа, признаются средства,
которые привлекаются юридическим лицом
должником (дебитором) от иных юридических
и физических лиц как компенсация стоимости
выпущенных (эмитированных) таким дебитором
облигаций или депозитных сертификатов.
Некоторую специфику имеет определение
правовой природы финансового кредита.
Финансовым кредитом признаются средства,
которые предоставляются банком-резидентом
или нерезидентом, квалифицированным
(определенным) как банковское учреждение
в соответствии с законодательством страны
пребывания нерезидента, либо резидентами
и нерезидентами, которые имеют статус
небанковских финансовых учреждений,
на основании действующего законодательства
в долг юридическому либо физическому
лицу на определенный срок для целевого
использования и под процент.
Как финансовая категория государственный
кредит выполняет три функции финансов:
распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного
кредита осуществляется формирование
централизованных денежных фондов государства
или их использование на принципах срочности,
платности и возвратности. Выступая в
качестве заемщика, государство обеспечивает
дополнительные средства для финансирования
своих расходов. В промышленно развитых
странах государственные займы являются
основным источником покрытия бюджетного
дефицита.
Регулирующая функция государственного
кредита заключается в том, что вступая
в кредитные отношения, государство воздействует
на состояние денежного обращения, уровень
процентных ставок на рынке денег и капиталов,
на производство и занятость.
Контрольная функция государственного
кредита органически вплетается в контрольную
функцию финансов. Однако она имеет свои
специфические особенности, порожденные
особенностями этой категории; 1) очень
тесно связана с деятельностью государства
и состоянием централизованного фонда
денежных средств; 2) охватывает движение
стоимости в обе стороны, поскольку предполагает
возвратность и возмездность получения
средств; 3) осуществляется не только финансовыми
структурами, но и кредитными институтами.
Деятельность государства в области государственного
кредита неизменно порождает проблему
государственного долга, в связи с чем
представляется необходимым исследовать
данную категорию.
В научной литературе высказывалась точка
зрения, что «большой государственный
долг — это рак, который раздирает политическую
жизнь народа и его благосостояние», а
также, что это «новое оружие страшнее
пороха, оружие, которым государства должны
пользоваться под страхом политического
уничтожения». Однако расцвет экономики
Англии, которая считается родиной государственного
кредита, не взирая на увеличение государственного
долга, стал примером, которому начали
следовать все страны мира. Поэтому сам
факт существования государственного
долга не может дать представления о реальном
финансово-экономическом состоянии государства.
Зачастую нехватку средств в бюджете государства
покрывают за счет выпуска новых денежных
знаков, государственных ценных бумаг
или получения дополнительных займов.
Государственный долг — это совокупность
однородных финансовых отношений, возникающих
в процессе привлечения государством
временно свободных денежных средств
населения и внешних ресурсов на основе
обеспеченности, возвратности, платности
и срочности.
В Украине правовое регулирование отношений,
возникающих в связи с возникновением
и обслуживанием внутреннего долга, осуществляется
в соответствии с требованиями Закона
Украины «О государственном внутреннем
долге» от 16 сентября 1992 года.
В соответствии с п.2 ст. 18 Бюджетного кодекса
Украины величина основной суммы государственного
долга не должна превышать 60 процентов
фактического годового объема валового
внутреннего продукта Украины. В случае
превышения данной предельной величины,
Кабинет Министров Украины обязан принять
меры по приведению данной величины в
соответствие с этим показателем.
В целом же законодательно установлено,
что предельный объем внутреннего и внешнего
государственного долга, долга Автономной
Республики Крым или местного самоуправления,
предельный объем предоставления гарантий
устанавливается на каждый бюджетный
период соответственно законом о Государственном
бюджете или решением о местном бюджете.
Кроме того, законодатель определил, что
в 2002 году государственные и внешние заимствования
осуществляются в границах общего объема
установленных предельных размеров государственного
внутреннего долга Украины и государственного
внешнего долга Украины. В случае поступления
средств из внутренних или внешних источников
государственного заимствования в неполном
объеме допускается уменьшение (увеличение)
предельного размера государственного
внутреннего долга за счет соответствующего
увеличения (уменьшения) предельного размера
государственного внешнего долга Украины.
Мировая практика кредитования выработала
основные подходы к невозможности заемщика
в полном объеме и своевременно погасить
сумму основного долга и процентов за
пользование кредитом (его некредитоспособности).
Во избежание банкротства должника, первичные
меры воздействия в данном случае — это
реструктуризация долга, т.е. продление
сроков возврата и изменение кредитных
ставок (процентных ставок за пользование
кредитом). Последующие меры (и исключительные)
— это полное либо частичное списание
долга.
Нужно заметить, что в настоящее время
меняющиеся приоритеты в валютно-финансовой
отрасли нашли свое выражение в виде льготного
частичного списания задолженности. Льготное
частичное списание задолженности происходит
обычно после того как кредиторы поймут,
что ограниченные перспективы той или
иной страны на ее экономический рост
и расширение экспорта будут сужать ее
возможности по восстановлению своей
платежеспособности даже при проведении
эффективной реформы внутренней политики,
инъекции новых денег или изменениях в
структуре или перераспределения по времени
самой задолженности.
Информация о работе Понятие и функции государственного кредита