Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:54, контрольная работа
Вся выручка предприятия за минусом затрат на производство называется валовой прибылью. Если проанализировать ее вместе с другими бухгалтерскими показателями за несколько отчетных периодов, то можно представить в каком финансовом положении находится компания. Чистая прибыль является составной частью валовой и отвечает за суммы, оставшиеся после уплаты налогов. Это самые интересные для владельцев бизнеса цифры, потому что говорят о перспективах компании расти дальше, или освобождать рынок от своего на нем присутствия.
Показатели прибыли
Валовая и чистая прибыль.
Вся выручка предприятия за минусом затрат на производство называется валовой прибылью. Если проанализировать ее вместе с другими бухгалтерскими показателями за несколько отчетных периодов, то можно представить в каком финансовом положении находится компания. Чистая прибыль является составной частью валовой и отвечает за суммы, оставшиеся после уплаты налогов. Это самые интересные для владельцев бизнеса цифры, потому что говорят о перспективах компании расти дальше, или освобождать рынок от своего на нем присутствия. Чистая прибыль остается у собственников и используется для увеличения оборотных средств. Именно на чистой прибыли основаны расчеты дивидендов акционерам. Соответственно, чем выше показатель чистой прибыли, тем более благоприятная финансовая ситуация на предприятии и есть возможность пополнить резервный фонд. Отсутствие чистой прибыли свидетельствует об убытках компании и риске банкротства со всеми вытекающими последствиями. Такой компании будет отказано в получении банковских продуктов, необходимых для обеспечения государственных контрактов. Есть древняя пословица: «деньги идут к деньгам». А предприятие, работающее ради работы, где себестоимость товара равняется, а то и выше предполагаемой выручки, не смогут выдержать жесткой конкуренции. Непроизводственные затраты, такие как содержание офиса, оплата электроэнергии, выплаты по долговым обязательствам и другие, влияют на показатель рентабельности бизнеса. Если нет желания делиться с акционерами, владельцы компании искусственно завышают затратную часть предприятия, чтобы мотивировать отказ. Всего специалисты выделяют три вида непроизводственных затрат: административные, финансовые и затраты, связанные со сбытом продукции. Вычитая из валовой прибыли непроизводственные затраты, мы получаем прибыль до налогообложения. Вычитая из нее налог на прибыль, получим значение чистой прибыли.
Расчет валовой прибыли. Предположим у вас консервный завод. Выбираете отчетный период и складываете все суммы, перечисленные заводу от благодарных клиентов – потребителей консервов. Из итоговой суммы вычитаете все затраты, связанные с производством консервов и получаете показатель валовой прибыли.
Валовая прибыль предприятия. Различают две группы факторов, влияющих на показатель валовой прибыли. К первой группе относится производственная деятельность, политика сбыта товаров или услуг, затраты на производство. Новые технологии производства, модернизация оборудования, способны увеличить производительность труда и существенно снизить себестоимость продукции, а значит увеличить прибыль предприятия.Ко второй группе относятся факторы, на которые предприятие не может повлиять, а должно учитывать. Например, изменение цены на энергоносители, устанавливаемое государственными структурами или непредвиденные форс-мажорные обстоятельства: природные катаклизмы. Именно на этот случай предприятие создает резервную «подушку безопасности», чтобы иметь возможность удержать на плаву компанию.Так как валовая прибыль учитывает доход от всех видов деятельности компании, важной ее частью является получение прибыли от реализуемой на рынке продукции. Чем больше нереализованного товара осталось на складах, тем меньше валовая прибыль.Если предприятие вынуждено снизить объемы производства, тем больше внимания будет уделяться производственным издержкам и системе ценообразования, применяемой в компании.
Формула валовой прибыли
Выручка от продажи товаров или услуг (нетто) – себестоимость товаров или услуг = Валовая прибыль (брутто). Однако использовать одни лишь бухгалтерские показатели для определения устойчивости компании на рынке не совсем правильно. Предположим, что финансовый анализ жизнедеятельности компании за последние пять лет показал: увеличение валовой продукции и рост выручки от продаж. На первый взгляд, владельцы могут остаться довольными. Но это только на первый взгляд. Если мы прибавим показателей для анализа, например, сравним рост продаж нашей компании с таким же ростом по всему рынку, то результаты могут нас не обрадовать. Исследуя показатели работы с клиентской базой по таким параметрам, как: степень удержания клиентов, процент неудовлетворенных товаром клиентов и доля новых клиентов, то может оказаться, что в вашей компании пора давно поменять менеджмент, если окажется, что компания существенно снизила свою долю на рынке, а процент покидающих фирму клиентов значительно вырос. Другими словами, обходиться показателями, рассчитываемыми только на основе финансовой отчетности, нельзя. Более того, некоторые компании анализируют валовую прибыль каждой сделки, не понимая, зачем им это надо. Прибыль сделки исследуют в случаях, когда, есть различия в себестоимости продукта, представленного на рынке. Тогда это оправдано для конкретной серии продукции. Или когда установленные компанией условия продажи изменены в конкретной сделке, например, клиенту продан товар с большой скидкой. Обязательно учитываем условия такого снижения цены. Возможно, причиной является желание простимулировать нового клиента, чтобы его удержать. Или речь идет о больших объемах поставки продукции и необязательно с момента получения бонуса. В этом случае лучше анализировать прибыль не по сделке, а по объему продаж этому клиенту. К расширенной аналитике призывают нас экономисты. Для анализа валовой прибыли они рекомендуют использовать технологию аналитических отчетов. Разрабатываются специальные компьютерные программы, учитывающие специфику производства.
Выручка от продажи.
Расчет влияния этого фактора нужно разложить на две части. Так как выручка организации — это произведение количества и цены реализуемой продукции, то сначала рассчитаем влияние на прибыль от продаж цены, по которой продавалась продукция или товары, а затем рассчитаем влияние на прибыль изменения физической массы проданной продукции. При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчетном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 19%.
Тогда индекс цены
Следовательно, выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимых ценах будет равна:
где В´ — выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 — выручка от продажи продукции в отчетном периоде.
Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит:
(тыс. руб.)
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчетном году по сравнению с прошедшим периодом увеличилась за счет роста цены на 17079,1 тыс. руб.:
Сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчетном периоде на 9127,1 тыс. руб., тогда как общий прирост выручки (+7952 тыс. руб.) получился за счет повышения цен на 19%. В данном случае прирост качественного фактора перекрыл негативное влияние количественного фактора.
Прибыль до налогообложения.
Прибыль до налогообложения включает прибыль от продаж и разницу, полученную по операционным доходам и расходам, внереализационным доходам и расходам, чрезвычайным доходам и расходам.
Порядок расчета влияния факторов на прибыль (убыток) до налогообложения
Наименование показателей |
Формула расчета |
Расшифровка формулы |
1. Объем выручки от продажи |
|
В1 — выручка от продажи
отчетного периода в |
2. Средний уровень валовой прибыли |
|
— уровень валовой прибыли
отчетного периода; |
3. Прочие операционные доходы |
ОД^1-ОД^0 |
ОД1 — операционные доходы отчетного
периода в сопоставимых ценах; |
4. Прочие операционные расходы |
ОР^1-ЩР^0 |
ОР1 — операционные расходы
отчетного периода в сопоставимых ценах; |
5. Внереализационные доходы |
ВД^1-ВД^0 |
ВД1 — внереализационные доходы
отчетного периода в сопоставимых ценах; |
6. Внереализационные расходы |
ВР^1-ВР^0 |
ВР1 — внереализационные расходы
отчетного периода в сопоставимых ценах; |