Отличие финансов от денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:50, реферат

Краткое описание

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, в значительной части направляемые на расширение производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………
1.В чём отличие финансов от денег………………………………
2.Какие функции выполняют финансы и в чём их суть………..
Заключение………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 31.84 Кб (Скачать)

•   с  межотраслевым и территориальным  перераспределением средств в интересах  наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

•   наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход  не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

•   перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним  относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства,  отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная  цель распределения и перераспределения  национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.   

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций  в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции  для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между  фондами  накопления и потребления.

Регулирующую функцию- эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.       

Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение  динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение .непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля —  проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также  через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

 

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России выполнение задач организации, осуществления  и контроля за исполнением Республиканского бюджета Российской Федерации

возложено на казначейство. Внутрихозяйственный  финансовый контроль

осуществляется  экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.) . Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого

предприятия, а также его структурных подразделений. Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы  и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские 

фирмы оказывают  всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы  являются независимыми организациями, призванными 

способствовать  повышению качества контроля, его  объективности.

   По  формам проведения финансовый  контроль делится на предварительный, текущий и последующий. Предварительный финансовый контроль

осуществляется  на стадии составления, рассмотрения и  утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительских документов и т.д.

   Текущий  финансовый контроль проводится  в процессе исполнения финансовых  планов, в ходе осуществления  хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение  норм и нормативов расходования 

товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Предварительный финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового  года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при

исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений.

   По  приемам и способам осуществления  финансового контроля различают:  проверки, обследования, анализ, ревизии.

   Управление  финансами осуществляется специальным  аппаратом с помощью особых  приемов и методов, в том  числе используя разнообразные  стимулы и санкции. В качестве  объектов управления выступают  разнообразные виды финансовых  отношений, а субъектами управления  являются те организационные  структуры, которые осуществляют  управление. В соответствии с  классификацией финансовых отношений  по их сферам выделяют три  группы объектов: финансы предприятий  (организаций, учреждений) , страховые отношения, государственные финансы. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы (отделы) предприятий (организаций, учреждений) , страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное

управление, контроль.

   Объектом  финансового планирования является  финансовая деятельность субъектов  хозяйствования и государства,  а итоговым результатом составление  финансовых планов, начиная от  сметы отдельного учреждения  до сводного финансового баланса  государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное

страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.) .

   Финансовые  планы имеют все звенья финансовой  системы, причем форма финансового  плана, состав его показателей  отражают специфику соответствующего  звена финансовой системы. Так  предприятия и организации, функционирующие  на коммерческих началах, составляют 

балансы доходов  и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, сметы; кооперативные  организации, общественные объединения  и страховые компании - финансовые планы; органы государственной власти - бюджеты разных уровней. В ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Управленческие  решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с  этим должна быть достаточно полной и  достоверной. Финансовая информация базируется на

бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых  на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта  при минимуме затрат с помощью  перераспределения финансовых ресурсов.3

Основное  содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами  с целью ликвидации” узких” мест, решения вновь 

возникающих задач и т.п.Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

   Научный  подход к управлению финансами  определяет многоплановый характер  и системный подход к управлению  ими в каждой сфере финансовых  отношений, в каждом их звене.  При выработке управленческих  решений 

финансового характера, оформляемых в юридических  законах, финансовых прогнозах и  планах, постановлениях и др. следует  учитывать: требования экономических  и юридических законов; результаты экономического анализа 

не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы  управления финансами; рациональное сочетание  экономических и 

административных  методов управления.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Дробозина  Л.А.( под редакцией) Финансы : Учебник для вузов. – М. : ЮНИТИ, 2009.

2. Финансы,  Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006.

3 Указ Президента  РФ” О федеральном казначействе” .

4.Экономика  и жизнь №1,1999.4.Холт Р.Н.Основы финансового менеджмента. – М.: Дело.2008

5.Финансы.  Учебник для вузов / Под редакцией. Радионовой В.М. – М. : Финансы и статистика.2010.

 

 

 

 


Информация о работе Отличие финансов от денег