Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:18, отчет по практике
Общество с ограниченной ответственностью «Элиста-Сервис-Центр», основанное частным лицом: Бембеев Сергей Иванович в 2000г. расположено по адресу ул. Ленина 352. «Элиста-Сервис-Центр» реализует комплектующие детали для автомобилей и продукцию для обслуживания автомобилей.
За одинадцать лет развития под руководством «Элиста-Сервис-Центра» были созданы и также успешно развиваются станция технического обслуживания «Бавария» и автомобильный салон «Ситроен», что создало дополнительные рабочие места в г. Элисте.
Введение 4
Раздел I. Характеристика предприятия
Юридический статус предприятия. 5
Цель и виды деятельности ООО «Элиста-Сервис-Центр» 6
Раздел II. Финансовая часть
2.1 Формирование имущества предприятия 12
2.1.1 Финансовые ресурсы предприятия 15
2.1.2 Основные средства предприятия 18
2.1.3 Нематериальные активы 19
2.1.4 Оборотные средства 23
2.2 Формирование валовых доходов предприятия
2.2.1 Реализация продукции (работ, услуг) 27
2.2.2 Использование выручки 28
2.3 Формирование валовых издержек предприятия
2.3.1 Сметы затрат на производство продукции 29
2.3.2 Калькулирование продукции 31
2.4 Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
2.4.1 Формирование прибыли от реализации продукции 34
2.4.2 Распределение и использование прибыли 36
2.5 Налогообложение предприятия
2.5.1 Виды общегосударственных налогов, сборов, обязательных
отчислений, уплачиваемых предприятием. 38
2.5.2 Источники уплаты налогов 40
2.5.3 Местные налоги с боры 42
2.5.4 Ответственность предприятия за уплату налоговых отчислений 43
2.6 Финансовое планирование на предприятии
2.6.1 Финансовая стратегия предприятия 44
2.6.2 Финансовый план предприятия 46
2.6.3 Оперативное финансовое планирование 47
2.7 Организация денежных расчетов
2.7.1 Безналичные и наличные денежные расчеты 48
2.7.2 Формы безналичных расчетов 49
2.7.3 Соблюдение платежной дисциплины на предприятии 51
2.8 Инвестиционная деятельность предприятия 52
2.9 Взаимоотношения предприятия с банками
2.9.1 Порядок и условия выдачи кредитов 55
2.10 Финансовый менеджмент на предприятии 56
2.11 Финансовая отчетность предприятия 58
2.12 Финансовое состояние предприятия
2.12.1 Показатели оценки финансового состояния предприятия 60
2.12.2 Оценка финансового состояния ООО «Элиста-Сервис-Центр» 65
2.13 Повышение эффективности управления финансовыми результатами
деятельности предприятия в рыночных условиях 74
Список использованной литературы
Реализацией продукции и поступлением выручки на денежные счета предприятия завершается последняя стадия кругооборота средств предприятия, в которой товарная стоимость вновь превращается в денежную.
ООО «Элиста-Сервис-Центр» получает выручку только от реализации продукции, так как не занимается финансовой и инвестиционной деятельностью.
2.2.2 Использование выручки
Если поступление выручки на денежные счета предприятия – завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.
Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.
Направления использования выручки показаны на схеме 1
Схема 1: Направления
использования выручки.
Формирование валовых издержек предприятия
Смета затрат на производство продукции — это затраты предприятия, связанные с его основной деятельностью за определенный период времени, независимо от того, относятся ли они на себестоимость продукции в этом периоде или нет. Смета затрат составляется по следующим экономическим элементам:
• материальные затраты, которые включают в себя затраты на: сырье и основные материалы, полуфабрикаты, производственные услуги других предприятий, вспомогательные материалы, топливо и энергию, проведение НИОКР, поисковых и геологоразведочных работ; затраты на материалы рассчитываются на основании норм их потребления и цен на них с учетом транспортных расходов;
• заработная плата, которая включает в себя все формы основной зарплаты;
• отчисления на социальные нужды, в которые входят отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд, в государственный фонд занятости и т. п.;
• амортизация основных фондов в форме амортизационных отчислений на реновацию;
•
другие затраты.
В
системе технико-экономических
Таблица 3. Валовые расходы предприятия (руб.)
№ п/п | Наименование | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Итого |
1 | Приобретение товаров | 260793,15 | 231920,92 | 57334,22 | 550048,29 |
2 | Приобрет-е материалов | 5758,93 | 5758,93 | ||
3 | Превышение лимита | 11,22 | -11,22 | 0,00 | |
4 | Водоснабжение | 34,26 | 34,26 | 28,55 | 97,07 |
5 | Услуги связи | 1776,87 | 8325,38 | 4842,94 | 14945,19 |
6 | Теплоснабжение | 401,12 | 1126,81 | 1527,93 | |
7 | Энергоснабжение | 572,07 | 484,87 | 780,60 | 1837,54 |
8 | Заработная плата | 6160,00 | 6160,00 | 6660,00 | 18980,00 |
9 | Начисления на з/пл | 2260,72 | 2260,72 | 2444,22 | 6965,66 |
10 | Налог на землю | 58,47 | 58,47 | 58,50 | 175,44 |
11 | Коммунальный налог | 15,30 | 15,30 | 17,00 | 47,60 |
12 | Аренда земли | 671,41 | 671,41 | 671,41 | 2014,22 |
13 | Расчетно-кассовое обсл | 180,88 | 156,86 | 146,86 | 484,60 |
14 | Возврат товара | -279,76 | -659,62 | -939,38 | |
15 | Обслуж-е ЭККА | 51,67 | 51,67 | 51,67 | 155,01 |
16 | Эксплуатац. расходы | 186,42 | 186,42 | ||
17 | Денежн.оценка помещ. | 83,00 | 83,00 | ||
Итого | 272295,04 | 249892,58 | 80179,90 | 602367,52 |
2.4.1 Формирование прибыли от реализации продукции, балансовой, чистой прибыли.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного, труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Балансовая прибыль— это сумма прибылей (убытков) предприятия как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина "балансовая прибыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.
Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.
Чистая
прибыль предприятия
Таблица 4. Отчет о финансовых результатах (Форма 2)
Статья | Код строки | За отчетный период | За аналогичный период предыдущего года |
1 | 2 | 3 | 4 |
Доход (выручка от реализации продукции) | 010 | 1890,0 | 2657,1 |
Непрямые налоги и другие отчисления из дохода | 020 | (315,0) | (446,4) |
Чистый доход (выручка) от реализации продукции | 030 | 1575,0 | 2210,7 |
Другие операционные доходы | 040 | 0,1 | 0,1 |
Другие обычные доходы | 050 | - | 0,1 |
Чрезвычайные доходы | 060 | - | - |
Чистый доход | 070 | 1575,1 | 2210,9 |
Материальные затраты | 090 | (9,9) | - |
Расходы на оплату труда | 100 | (77,5) | (74,6) |
Отчисления на социальные мероприятия | 110 | (28,4) | (27,4) |
Амортизация | 120 | (25,1) | (30,5) |
Другие операционные расходы | 130 | (106,4) | (132,5) |
В том
числе:
Себестоимость реализованной продукции |
140 | (1299,1) | (1822,3) |
Другие обычные расходы | 150 | (1,9) | (1,1) |
Чрезвычайные расходы | 160 | - | - |
Налог на прибыль | 170 | (23,3) | (30,8) |
Итого расходов | 180 | (1571,6) | (2119,2) |
Чистая прибыль | 190 | 3,5 | 91,7 |
2.4.2 Распределение и использование прибыли предприятия
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:
На
предприятии распределению
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия.
Согласно финансовой отчетности предприятия чистая прибыль за отчетный период осталась нераспределенной. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
2.4.3 Формирование фондов денежных средств
В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели,
К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.
К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.
2.5 Налогообложение предприятия
2.5.1 Виды общегосударственных налогов, сборов, обязательных отчислений, уплачиваемых предприятием
В зависимости от формы налогообложения все налоги делятся на прямые и непрямые.
Прямые
налоги – это налоги, которые
устанавливаются
Непрямые налоги – это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и оплачиваются покупателем в их ценах или тарифах, а в бюджет оплачиваются продавцами товаров и услуг. В этом случае покупатель оплачивает налоги продавцу в ценах на товары и услуги, которые у него покупает, а продавец со временем перечисляет их государству. Связь между плательщиком налога (потребителем товара) и государством опосредствована – через объект налогообложения. К непрямым налогам относятся налог на добавочную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы. Размер этих налогов, при постоянных ставках (тарифах), зависит от количества и стоимости товаров (услуг), которые покупаются.
По экономическому смыслу объекта налогообложения налоги делятся на: налоги на доходы, налоги на потребление, налоги на имущество.
Налоги на доходы – это налоги, которые взимаются по установленным ставкам с доходов физических и юридических лиц. К ним относятся налог на прибыль подоходный налог с доходов граждан.
Налоги
на потребление – это налоги,
которые взимаются с
Налог на имущество – это налог, который устанавливается на конкретное имущество юридических и физических лиц. Например, налог на транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы.
В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные.
Общегосударственные налоги – это налоги которые устанавливаются Правительством РФ и взимаются на всей территории России. К ним относятся НДС, налог на прибыль, налог на землю и др.
Местные налоги – это налоги, которые устанавливаются местными органами власти и являются обязательными для оплаты на данной территории. К местным налогам относятся: коммунальный налог, налог на рекламу, а также ряб сборов: отельный, рыночный, курортный и др.
Каждый вид налога должен иметь соответствующий источник его уплаты.
2.5.2 Источники уплаты налогов
Источники уплаты налогов и налоговых платежей – это доход их плательщика, из которого уплачиваются соответствующие налоги и платежи. Источник может быть непосредственно связан с объектом налогообложения (например, когда облагается сам доход – прибыль, то объект налогообложения и источник совпадают.), а может и не иметь отношения к объекту налогообложения (например, налог на транспортные средства начисляется с объема цилиндров автомобиля, а уплачивается из доходов). Формирования источников уплаты налогов связано с производством и распределением национального дохода. Во время распределения произведенного национального дохода формируется фонд оплаты труда работников и чистый доход предприятия которые являются источниками уплаты налогов. На сегодняшний день различают четыре вида доходов: рента, процент, заработная плата, предпринимательский доход.
Рента – это доход хозяйствующих субъектов, получение которого обусловлено факторами, которые не зависят от их деятельности. Этот доход приносит, как правило, такой фактор производства, как земля, которая включает все ее природные ресурсы (леса, водные ресурсы, месторождения полезных ископаемых и т.д.). Источники создания ренты разнообразны. Например, в добывающих отраслях она создается на предприятиях, которые расположены в более благоприятных условиях производства, которые позволяют добывать более дешевую продукцию по сравнению с аналогичными предприятиями, которые находятся в худших условиях. Рента, которую получает хозяйствующий субъект как доход, вносится им в бюджет в виде соответствующего платежа.
Процент – это доход на вложенный капитал или инвестированные ресурсы (средства производства и др.). этот доход могут получать как юридические, так и физические лица. Таким образом, он может быть источником уплаты как прямых, так и непрямых налогов.
Заработная плата – доход, который выплачивается сотрудникам за использование их труда (рабочей силы). Она является частью национального дохода, который идет на личное потребление. Этот доход может быть источником уплаты также как прямых (подоходный налог), так и непрямых (НДС) налогов.
Предпринимательский доход – это доход, который получен в результате предпринимательской деятельности, он является источником уплаты прямых налогов предпринимателей – налога на прибыль и др.
2.5.3 Местные налоги и сборы
Местные
налоги и сборы – это платежи,
которые устанавливаются
Отдельные виды местных налогов и сборов, их размер и порядок взимания устанавливаются местными органами власти в рамках соответствующих территорий, а также в рамках их перечня, и ставок, установленных законодательством РФ.
Из местных налогов и сборов ООО «Элиста-Сервис-Центр» уплачивает только коммунальный налог.
Коммунальный налог – это обязательный местный налог, который начисляется из нелогонеоблагаемого фонда оплаты труда работников по установленным ставкам.
Плательщиками
коммунального налога являются все
юридические лица, за исключением
бюджетных учреждений и организаций,
планово-дотационных учреждений и
организаций и
Объектом налогообложения коммунального налога является налогонеоблагаемый фонд оплаты труда работников, который рассчитывается умножением официально установленного налогонеоблагаемого минимума доходов граждан на среднесписочную численность работников за отчетный месяц.
Расчет суммы налога осуществляется его плательщиком каждый квартал с распределением помесячно в специальной форме. Составленный расчет коммунального налога подается плательщиком в налоговые органы до 15 числа месяца, следующего после отчетного.
За отчетный период коммунальный налог, уплаченный ООО «Элиста-Сервис-Центр» составил 47,60 руб, в том числе за октябрь – 15,30 руб., за ноябрь – 15,30 руб., за декабрь – 17,00 руб.
2.5.4 Ответственность предприятия за уплату налоговых отчислений
Согласно действующему законодательству о налогообложении, плательщики соответствующих налогов должны самостоятельно начислять и в указанный срок оплачивать установленные для них налоги, а также платежи в бюджет и в государственные целевые фонды.
Обязательство плательщика налогов (платежей) – уплатить в установленные сроки в соответствующие бюджеты и в государственные целевые фонды рассчитанную в установленном порядке сумму налога (платежа) – является налоговым обязательством.
Налоговое обязательство, неуплаченное в указанный срок, а также сума пени, начисленная на сумму этого обязательства, представляет собой задолженность по налогам.
Погашение налоговых обязательств, а также задолженностей по ним может производится самим плательщиком налогов за счет средств, а при их отсутствии – по решения органа взимания – за счет соответствующего имущества предприятия.
По
решению плательщика налогов, оплата
его налоговых обязательств или
погашение налоговой
В случае невозможности плательщика налогов оплатить своевременно согласованную с налоговыми органами сумму налоговых обязательств или налогового долга он может обратиться с заявлением к налоговому органу об рассрочке или отсрочке оплаты суммы платежа.
2.6 Финансовое планирование на предприятии
2.6.1 Финансовая стратегия предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.
Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.
Это связано с тем, что основная цель общей стратегии – обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае финансовая стратегия вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.
Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам:
Разработка финансовой стратегии и финансовой политики позволяет по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.
2.6.2 Финансовый план предприятия
Система текущего планирования финансовой деятельности базируется на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Это планирование состоит в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые позволяют определить на предстоящий период все источники финансирования развития предприятия, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность предприятия, предопределить структуру его активов и капитала на конец планируемого периода.
Текущие планы финансовой деятельности разрабатываются на предстоящий год с разбивкой по кварталам.
Основными видами текущих финансовых планов, разрабатываемых на предприятии, являются:
К финансовому плану предприятия составляется проверочная (шахматная) таблица.
2.6.3 Оперативное финансовое планирование
Система
оперативного планирования финансовой
деятельности заключается в разработке
комплекса краткосрочных
Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года (как правило, в рамках предстоящего квартала или месяца), отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности.
Он детализирует показатели текущих финансовых планов и является главным плановым документом, доводимым до «центров ответственности» всех типов.
Разработка плановых бюджетов на предприятии характеризуется термином «бюджетирование» и направлена на решение двух основных задач: а) определение объема и состава расходов, связанных с деятельностью отдельных структурных единиц и подразделений предприятия; б) обеспечение покрытия этих расходов финансовыми ресурсами из различных источников.
Процесс бюджетирования носит непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год в процессе текущего финансового планирования, заранее (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов (на предстоящий квартал), а в рамках квартальных бюджетов – система месячных бюджетов ( на каждый предстоящий месяц). Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности.
2.7 Организация денежных расчетов
2.7.1 Безналичные и наличные денежные расчеты
Денежные расчеты могут быть как наличной, так и безналичной формы. Безналичным денежным расчетам, как правило, отдают предпочтение. Это объясняется тем, что за использованием безналичных расчетов достигают значительной экономии расходов на их осуществление. Широкому применению безналичных расчетов содействуют банковские учреждения, в них также заинтересовано государство – не только с точки зрения экономного использования средств, но и сточки зрения изучения, регулирования и контроля денежного оборота.
Сферу наличных и безналичных расчетов размежевано. Наличная форма расчетов применяется для обслуживания населения – выплата заработной платы, дивидендов, пенсий и т.п. Получая денежные доходы, население тратит их на покупку товаров, продуктов питания и осуществляет платежи.
Безналичный расчет – это денежные расчеты, которые осуществляются с помощью записей на счетах в банках, когда деньги (средства) списываются со счета плательщика и переводятся на счет получателя средств.
Между наличными и безналичными расчетами существует тесная связь. Так, получая выручку от реализации продукции безналичной форме, предприятие должно получить в установленном порядке в банковском учреждении наличку для выплат заработной платы, покрытия разных расходов и т.п.
Предприятия торговли, сферы обслуживания населения, реализуя товары, выполняя заказы, предоставляя услуги, получают плату за это наличкой. В то же время расчеты с поставщикам, финансово-кредитными учреждениями, целевыми фондами в основном осуществляются в безналичной форме.
Предприятия также могут проводить расчеты с бюджетом и государственными целевыми фондами наличкой. Но если у предприятия есть налоговая задолженность, расчеты между покупателем и поставщиком продукции нужно осуществлять только в безналичной форме.
2.7.2 Формы безналичных расчетов
Платежное поручение – это письменное поручение собственника счета перечислить соответствующую сумму со своего счета на счет получателя средств.
Платежные
поручения применяются в
Расчеты платежными поручениями осуществляются также по нетоварным операциям. Это платежи в бюджет, целевые государственные фонды, платежи кредитным учреждениям, по банковским займам.
Платежное
требование-поручение – это
Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку выплатить со своего счета предъявителю чека соответствующую сумму денег.
В
расчетах между предприятиями
Расчетный чек – это документ стандартной формы с поручением чекодателя своему банку перевести средства на счет предъявителя чека .
Денежные чеки используются только для получения предприятиями со счетов в банковских учреждениях наличных для выплат заработной платы, премий, вознаграждений, дивидендов и т.п.
Аккредитив – это расчетный документ с поручением одного кредитного учреждения другой осуществить за счет специально задепонированных средств оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар. Эта форма расчетов используется только при наличии договоренности между поставщиком и плательщиком о такой форме расчета.
Существует
несколько видов аккредитива: покрытый
(предусматривает
Вексельная
форма расчетов – это расчеты
между поставщиком и
Вексель – это письменное безусловное обязательство, Долговая расписка стандартной формы, которая дает право ее владельцу требовать оплаты указанной в векселе сумы от лица, которое выдало вексель, в соответствующий срок в соответствующем месте.
2.7.3 Соблюдение платежной дисциплины на предприятии
Расчетная дисциплина предусматривает обязательство субъектов хозяйствования придерживаться установленных правил проведения расчетных операций.
Соблюдение расчетной дисциплины способствует ускорению кругооборота средств и укреплению финансового состояния предприятия. Нарушение расчетной дисциплины может быть следствием неудовлетворительной работы финансовых служб предприятия, а также сложного финансового положения предприятия.
Платежная дисциплина предусматривает осуществление предприятиями платежей по финансовым обязательствам в полном объеме и в установленные сроки.
Итак,
обеспечение расчетно-
За
нарушение предприятиями
Санкцию
в хозяйственных отношениях следует
рассматривать как
В зависимости от того, какие субъекты применяют санкции последние делятся на договорные, банковские (кредитные), финансовые.
2.8 Инвестиционная деятельность предприятия
Система хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций как внутри хозяйствующего объекта (предприятия, фирмы, компании и т.д.), региона, страны, так и за их пределами целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов составляет основу инвестиционной политики, посредством которой достигается решение многих задач, например совершенствование структуры производства и ускорение темпов его развития, сбалансированности и эффективности отраслей экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др. Особое значение приобретают вложения средств в повышение квалификации работников, их знаний и опыта, роста творческого потенциала общества, в социальные, природоохранные и другие мероприятия.
Особенностью инвестиционной политики в современных условиях является увеличение доли зарубежных инвестиций, вложений в техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий (производств) и соответственно их снижение на новое строительство; направление инвестиций преимущественно в базовые отрасли машиностроения, сельского хозяйства; улучшение структуры капитальных вложений в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющее отрасли (в пользу последних); увеличение доли долговременных вложений в активную часть основных фондов. Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно осуществляться экономическими методами через механизм налогообложения, амортизационную политику, предоставление бюджетных ассигнований на финансирование инвестиций. Реализации намеченных направлений инвестиционной политики должны способствовать новые типы отечественных организаций, работающих в области экономической, информационной и управленческой поддержки проектов, включая и соответствующие министерства; формирование новых рыночных структур, строящих свою работу на проектной основе; активное привлечение к реализации отдельных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, широко использующих мировую практику; реорганизация планово-распределительной системы финансирования инвестиционных проектов.
Инвестиционное
проектирование это разработка
комплекса технической
Проект это технические материалы (чертежи, расчеты, макеты вновь созданных зданий, сооружений, машин, приборов и т.п.), предварительный текст какого либо документа (плана, договора), план, замысел. Понятие "проект" может включать в себя замысел (проблему), средства его реализации (решение проблемы) и Разработка и претворение в жизнь инвестиционного проекта, в первую очередь производственной направленности, осуществляется в течение длительного периода времени — от идеи до ее материального воплощения. Любой проект малозначим без его реализации.
При оценке эффективности инвестиционных проектов с помощью рыночных показателей необходимо точно знать начало и окончание работ. Для исследователя, ученого, проектировщика началом проекта может быть зарождение идеи, а для деловых людей (бизнесменов) — первоначальное вложение денежных средств в его выполнение.
Инвестора, финансирующего проект, интересует не сам процесс его выполнения, а прибыль, которую он будет получать от его реализации; для организаций, участвующих в проекте исполнителями отдельных работ, — их окончание. Для отдельных проектов моментом их завершения могут быть прекращение финансирования, достижение заданных результатов, полное освоение проектной мощности, вывод объекта из эксплуатации и т.д. Начало и окончание работы над проектом должно подтверждаться документально. Период времени между началом осуществления проекта и его ликвидацией принято называть инвестиционным циклом. Он необходим для анализа проблем финансирования работ по проекту, принятия необходимых решений и подразделяется на стадии (фазы, этапы). На практике такое деление инвестиционных циклов может быть различным. Важно, чтобы оно позволяли наметить некоторые важные периоды в состоянии объекта проектирования, при прохождении которых он существенно изменялся бы, и представлялась бы возможность оценки наиболее вероятных направлений его развития.
Осуществление проекта требует выполнения определенной совокупности мероприятий, связанных с его реализацией, разработкой технико-экономического обоснования и рабочего проекта, заключением контрактов, организацией финансирования, ресурсным обеспечением, строительством и сдачей объектов в эксплуатацию.
2.9 Взаимоотношения предприятия с банками
2.9.1 Порядок и условия выдачи кредитов
В условиях деятельности банков на коммерческой основе они могут предоставлять кредиты всем субъектам хозяйственной деятельности независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности в случаях наличия у них кредитных ресурсов и правовых форм обеспечения своевременного возврата займов и оплаты процентов по ним.
Размер предоставленного клиенту кредита определяется исходя из плановых объемов производства и реализации продукции, капитального строительства, закупок сельскохозяйственной и другой продукции, сырья и материалов, товарообороту и других видов хозяйственно-финансовой деятельности заемщика, которые подтверждены утвержденными планами, договорами, контрактами и другими хозяйственно-правовыми документами.
Выдача кредита заемщику осуществляется с заемного счета, который открывается на его имя, как правило, в безналичном порядке путем оплаты расчетно-денежных документов за товарно-материальные ценности, работы, услуги и т.п.
В отдельных случаях займы, которые выдаются заемщику, могут быть перечислены на его поточный счет для использования на цели, предусмотренные кредитным договором, с сохранением права контроля банком целевого использования кредита.
В
случае необходимости, по решению банка,
займы могут выдаваться заемщику
наличными для расчетов с гражданами
за закупленную у них
Оформление займов проводится работниками операционного отдела банка на основании распоряжения кредитного отдела этого банка. Выдача займов проводится одноразово, каждый день или в другие сроки, смотря на необходимость в кредите. Долгосрочные займы могут предоставляться по мере выполнения строительно-монтажных работ и вложения капитальных затрат.
2.10 Финансовый менеджмент на предприятии
Управление финансами, финансовой деятельностью предприятия осуществляется с помощью определенного механизма.
Механизм финансового менеджмента – это система элементов, которые регулируют разработку и реализацию управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью предприятий.
Элементами этого механизма являются:
Финансы
предприятия представляют собой
систему экономических
Финансы
предприятия выполняют
Реализация
указанных функций
Финансовая деятельность осуществляется на протяжении жизненного цикла предприятия (от момента его создания и до момента ликвидации).
Результатом финансовой деятельности предприятия является его финансовое состояние.
Финансовая деятельность предприятия охватывает управление, формирование и использование как централизованных, так и децентрализованных денежных фондов.
Особенности финансовой деятельности предприятия заключаются в следующем:
2.11 Финансовая отчетность предприятия
Финансовая отчетность представляет собой совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета, с целью предоставления пользователям обобщенной информации о деятельности предприятии и его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия пользователями управленческих решений.
Финансовая отчетность регулируется законодательными и нормативными активами, существуют принципы и стандарты финансового учета.
В международной практике отчетная информация группируется в отдельные укрупненные статьи, называемые элементами финансовой отчетности. Основными элементами являются активы, капитал, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и т.д.
Финансовая отчетность предприятия, в соответствии с П (С) БУ 1 включает:
Состав
финансовой отчетности соответствует
требованиям Международных
Баланс (форма № 1) представляет собой отчет о финансовом состоянии предприятия, который отражает на определенную дату его активы, собственный капитал и обязательства.
Информация, содержащая в балансе, дает возможность определить финансовое состояние предприятия, его экономические ресурсы, финансовую структуру, ликвидность платежеспособность, прогнозировать возможности дальнейшего экономического развития предприятия, потребность в финансовых ресурсах будущие денежные потоки и получение прибыли (убытки), экономический рост или банкротство. Баланс состоит из двух частей активы и пассивы.
Характеристика состава собственного капитала предприятия представлена в финансовой отчетности «Отчет о собственном капитале» (форма № 4).
Отчет о финансовых результатах (форма № 2) содержит информацию о доходах, затратах и финансовых результатах всех видах деятельности предприятия.
Отчет состоит из трех разделов:
Отчет о движении денежных средств (форма № 3) содержит информацию о денежных потоках предприятия за отчетный период.
Денежные потоки (поступления и выбытие денежных средств и их эквивалентов) отражаются в отчете по трем видам деятельности:
Отчет о собственном капитале (форма № 4).
Собственный капитал является основой для начала и продолжения хозяйственной деятельности предприятия.
Предприятие создается с целью получения прибыли. Реализация этой цели осуществляется на условиях сбережения собственного капитала, который является гарантом при ведении бизнеса.
Предприятия,
осуществляя
Собственный капитал составляет ту часть в активах предприятия, которая остается после исчисления его обязательств. Сумма собственного капитала является абстрактной стоимостью имущества, которая не является его текущей или реализованной стоимостью, не отражает текущую стоимость прав собственников предприятия. На сумму собственного капитала влияние оказывают ведение бухгалтерского учета, методы оценки активов, кредиторской задолженности, рыночной стоимостью акций и т.д.
2.12 Финансовое состояние предприятия
2.12.1 Показатели оценки финансового состояния предприятия
Большинство методик анализа финансового состояния предприятия предполагает расчет следующих групп показателей:
Оценка платежеспособности. Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами.
Коэффициент абсолютной ликвидности Kra показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями:
Кла
= ДС/КП
где ДС- денежные средства и их эквиваленты ; КП- краткосрочные пассивы.
Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03 — 0,08.
Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой ликвидности) показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов:
Клп
= (ДС+ДБ)/КП,
где ДБ - расчеты с дебиторами.
Нормальный уровень коэффициента промежуточного покрытия должен быть не менее 0,7.
Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Нло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:
(3)
где IIА - итог второго раздела актива баланса.
Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1,5 — 3 и не должен опускаться ниже 1.
Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности:
(4)
где KЛТм.ц — коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей; 3 — запасы;
Оценка кредитоспособности.
Для оценки кредитоспособности предприятия применяются различные методы.
Основными показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются:
1. Отношение объема реализации к чистым текущим активам:
(5)
где а щ — чистые текущие активы; Np — объем реализации.
Коэффициент К\ показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в объемах, не соответствующих стоимости оборотных активов. Такая ситуация повышает вероятность замедления оборачиваемости задолженности или может вызвать падение продаж и вследствие этого - затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами.
2. Отношение объема реализации к собственному капиталу:
К2
= Np/CK
где СК - собственный капитал.
Этот показатель характеризует оборачиваемость собственных источников средств.
3. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу:
(7)
где Дк — краткосрочная задолженность.
Данный коэффициент показывает долю краткосрочной задолженности в собственном капитале предприятия. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью7
4. Отношение дебиторской задолженности к выручке от реализации:
K4 = ДЗ/Np (8)
где ДЗ - дебиторская, задолженность.
Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег.
5. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия:
К5 = Ал/Дк (9)
где АЛ ~ ликвидные активы.
Как известно, под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги.
Оценка финансовой устойчивости.
Для оценки финансовой устойчивости применяется система коэффициентов. Кратко рассмотрим их.
1. Коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) Ккс:
ККС = СК/ВБ, (10)
где СК- собственный капитал; ВБ - валюта баланса.
Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие.
Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации заемного капитала ККП:
RКП = ЗК/ВБ (11)
где ЗК~ заемный капитал.
Эти два коэффициента в сумме: Ккс + ККП = 1. 2. Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала К.'.
Кс = ЗК/СК, (12)
Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия.
3. Коэффициент маневренности собственных средств Км:
Км = СОС/СК, (13)
где СОС - собственные оборотные средства.
Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности предприятия и структуры его активов, в том числе оборотных активов.
СОС=СК
+ДП- BA=(IV + V-I).
Предполагается, что долгосрочные пассивы предназначаются для финансирования основных средств и капитальных вложений.
4. Коэффициент структуры долгосрочных вложений Ксв
Ксв = ДП/ВА, (15)
где ДП - долгосрочные пассивы; ВА - внеоборотные активы.
Коэффициент показывает, какая часть основных средств и других необоротных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.
5. Коэффициент устойчивого финансирования Куф
Куф
= (СК+ДП)/(ВА+ТА),
где (СК + ДП) - перманентный капитал; {ВА + ТА) - сумма внеоборотных и текущих активов.
Это отношение суммарной величины собственных и долгосрочных долгосрочных заемных источников средств к суммарной стоимости внеоборотных и оборотных активов показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников. Кроме того, Куф отражает степень независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных источников покрытия.
2.12.2 Оценка финансового состояния ООО «Элиста-Сервис-Центр»
Доля оборотных производственных запасов в оборотных средствах:
где: ОПФ – Оборотные производственные фонды
ОА – Оборотные активы.
Доля оборотных средств в производственной сфере увеличилась на 2,28 %, что является положительной тенденцией развития предприятия.
Доля основных средств в активах:
где: – Остаточная стоимость основных средств
– Все активы.
Доля средств, инвестированных в основные средства, в валюте баланса уменьшилась на 2,54%.
Коэффициент износа основных средств:
где: – Износ основных средств.
– Первоначальная стоимость основных средств.
Уровень физического и морального износа основных фондов на конец отчетного периода увеличился на 7,98% , что является отрицательной тенденцией.
Доля оборотных производственных активов:
где: ОПФ – Оборотные производственные фонды
– Все активы.
Доля оборотных производственных фондов в валюте баланса увеличилась на 4,19%, что является положительной тенденцией.
ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
Оборачиваемость активов (
где: – Чистая выручка от реализации продукции за отчетный период
– Среднегодовая сумма активов.
На 1 руб. средств, инвестированных в активы, получено 1,59 руб. чистой выручки от реализации продукции.
Фондоотдача:
где: – Чистая выручка от реализации продукции за отчетный период
– Среднегодовые основные производственные фонды.
На 1руб. основных производственных фондов приходится 19,11руб. чистой выручки.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (обороты):
где: – Чистая выручка от реализации продукции за отчетный период
– Среднегодовые оборотные средства.
За отчетный период происходит почти два полных оборота оборотных средств.
Период одного оборота
Средний период использования средств для производства продукции до получения средств за реализованную продукцию составляет 207 дней.
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской
где: – Чистая выручка от реализации продукции за отчетный период
– Средняя дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность погашается за 13,2 оборота.
Период
погашения дебиторской
Средний период инкассации дебиторской задолженности (период ее погашения) составляет 27 дней.
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:
где: – Чистая выручка от реализации продукции за отчетный период
– Средняя кредиторская задолженность
Кредиторская задолженность погашается за 6,41 оборота.
Период погашения кредиторской задолженности (дней):
Средний период оплаты предприятием краткосрочной задолженности составляет 56 дней.
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала:
где: – Чистая выручка от реализации продукции за отчетный период
– Среднегодовой собственный капитал
2,12руб. чистой выручки от реализации продукции приходится на 1руб. собственного капитала.
Рентабельность собственного капитала:
где: – Чистая прибыль
– Среднегодовой собственный капитал:
На 1руб. собственного капитала приходится 0,0047 руб. чистой прибыли.
Рентабельность производственных фондов:
где: – Чистая прибыль
– Среднегодовые производственные фонды:
На 1руб. производственных фондов приходится 0,042руб. чистой прибыли.
Рентабельность реализованной продукции:
где: – Прибыль от реализации
– Выручка.
На 1руб. выручки приходится 0,8руб. чистой прибыли.
Рентабельность реализованной продукции по чистой прибыли:
На 1руб. выручки приходится 0,00185руб. чистой прибыли.
Период окупаемости капитала:
где: – Чистая прибыль
– Среднегодовая сумма всех активов:
Средства, инвестированные в активы, будут компенсированы чистой прибылью за 282,18 дней.
Период окупаемости собственного капитала:
где: – Чистая прибыль
– Среднегодовой собственный капитал:
Собственный капитал, будет компенсирован чистой прибылью за 212 дней.
Собственные оборотные средства (рабочий, функционирующий капитал):
Рк = (Собственный капитал + долгосрочные обязательства – необоротные активы).
Ркнач = 740,2 – 95 =645,2 т. руб.
Рккон = 743,7 – 69,8 =673,9т. руб.
Оборотные активы, которые финансируются за счет собственного капитала и долгосрочных обязательств составили 645200руб на начало и 673900руб на конец отчетного периода. Наличие функционирующего капитала означает не только способность платить текущие долги, а и возможность расширить производство.
Коэффициент финансовой стабильности (коэффициент финансирования):
Обеспеченность задолженности собственными средствами в конце отчетного периода значительно превышает нормативное значение . Такое превышение собственных средств над заемными свидетельствует о финансовой стабильности предприятия.
Коэффициент финансовой устойчивости:
где: – Долгосрочные обязательства
– Собственный капитал (собственные средства):
– Пассивы
Доля стабильных источников финансирования в их общем объеме составляет 74,95% и 75,3% за начало и конец отчетного периода.
Коэффициент текущей ликвидности (покрытия):
где: – Текущие активы.
– Текущие пассивы.
Характеризует достаточность оборотных средств для погашения долгов на протяжении года. > 1,5 – предприятие раньше времени ликвидирует долги.
Коэффициент быстрой ликвидности:
где: – Текущие активы.
– Текущие пассивы.
– Запасы
На начало отчетного периода наиболее ликвидных активов приходилось 3,53руб. на 1руб. срочных долгов, на конец – 3,63руб. Увеличился коэффициент быстрой ликвидности на 0,1, что является положительным изменением.
Коэффициент абсолютной ликвидности:
где: – Денежные средства.
– Текущие пассивы.
Характеризует готовность предприятия немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность. Увеличение – положительное изменение.
Соотношения краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности:
где: – Дебиторская задолженность.
– Кредиторская задолженность.
Этот
коэффициент отражает способность
рассчитаться с кредиторами за счет дебиторов
в течение одного года Рекомендуемое значение
Кд.к.=1,0. Как на начало, так и на конец отчетного
периода данный коэффициент меньше рекомендованного
значения, что свидетельствует о превышении
кредиторской задолженности над дебиторской
и о невысокой способности предприятия
рассчитываться с долгами.
2.13 Повышение эффективности управления финансовыми результатами деятельности предприятия в рыночных условиях
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли. Управление включает анализ прибыли, ее планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
Экономическая прибыль - важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом дня работы финансовых менеджеров.
В задачи анализа финансовых результатов входят
• оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли;
•
изучение составных элементов
• выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;
• анализ показателей рентабельности;
• выявление и оценка резервов роста прибыли, способов их мобилизации.
Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.
Хорошие
аналитические возможности
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства продукции, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятия, располагающие средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.
Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы, неразвитость вексельного обращения.
На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.
Остатки
нереализованной продукции
•
часть готовой продукции
Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе встречается место на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;
• остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов имеет свои недостатки;
• часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но предприятию все же следует работать в направлении получения доходов - прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку, оформить коммерческий кредит;
• продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.
Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.
Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Ценные
бумаги приобретаются предприятием
с разными целями. Поскольку они
относятся к ликвидным
В
составе внереализационных
Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случае доходы облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором - по ставке 15%, так как сертификаты относятся к ценным бумагам.
Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли.
Список литературы
Информация о работе Отчет по практике в ООО «Элиста-Сервис-Центр»