Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:02, доклад
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; местные финансы; государственный кредит; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.
«Московский Государственный Строительный Университет»
Кафедра Менеджмента и Инноваций
доклад
по теме:
«Особенности государственных финансов в зарубежных странах»
Москва 2014
Введение.
Финансы — историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.
В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.
С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы — это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой — из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
В эпоху домонополистического
капитализма государственная финансовая
система имела два звена — государственный
бюджет и местные финансы. Они давали возможность
формировать фонды денежных средств, с
помощью которых государство выполняло
свои функции. Под влиянием развития производительных
сил, глубоких изменений в экономике структура
финансовой системы меняется. Происходит
выделение и развитие новых финансовых
звеньев, рост их самостоятельности (см.:
Международные финансы:Учеб.
Особенности государственных финансов в зарубежных странах.
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет; местные финансы; государственный кредит; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.
I. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет — основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов (см.: Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: 3-е изд. - М: ИНФРА-М, 2013 с. 15)
За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги:
• подоходный налог с населения;
• налог на прибыль корпораций;
• налог на добавленную стоимость (НДС);
• акцизы, таможенные пошлины.
1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставка, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:
1) Щедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени в Великобритании (1842—1973) и ряде других стран. Обложение производится у источника дохода не по совокупному доходу налогоплательщика, а по частям дохода;
2) Глобальная — обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика, являющаяся в западных странах основной.
При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX в..
2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась.
Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные oтчисления.
3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.
4. Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда
Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач (см.: Ковалева С.В. Учебно-методический комплекс по курсу ''Финансы'' – 2013).
II. Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.
Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, с закрепленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ — бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.
В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры (см.: Ковалева С.В. Учебно-методический комплекс по курсу ''Финансы'' – 2013).
III. Государственный кредит — третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эмитируются главным образом, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.
Па протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие высоких военных расходов государственные бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами.
Так, в США с 1983 по 1992 гг. бюджетный дефицит федерального бюджета в среднем за год составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г. дефицит бюджета стал ежегодно снижаться.
На сегодняшний день,
несмотря на резкое снижение бюджетных
дефицитов, начиная с 1999 г., положительное
сальдо бюджета федеральный долг продолжает
возрастать. Такой рост федерального долга
объясняется огромными процентными платежами,
включаемыми в общую сумму федерального
долга. Значительна также задолженность
правительств штатов и местных органов
власти.
Таким образом, основным вопросом
состояния финансов в США продолжает оставаться
уровень накопленной задолженности, по
которой федеральное правительство США
и правительства штатов и муниципалитетов
выплачивают ежегодно крупные платежи.
За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги. В местных бюджетах более высокая доля средств направляется на социальные цели.
Местные бюджеты хронически дефицитны и получают средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов. (см.: Ковалева С.В. Учебно-методический комплекс по курсу ''Финансы'' – 2013).
IV. Особое финансовое звено образуют специальные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях — и местными властями. В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, В Японии из специальных фондов финансируется свыше 1/2 государственных расходов, в Великобритании — 1/3.
К специальным фондам за рубежом относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются прежде всего экономические и социальные функции. Используя средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства, предоставлять субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывать социальные услуги населению.
Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды — для предоставления ссуд предпринимателям или другим странам.
Классификация специальных фондов:
По правовому положению специальные фонды делятся на государственные и местные. В государствах с федеративным устройством (США, Канада и др.) члены федерации также имеют право на создание специальных фондов.
Государственные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные, социального страхования и др.
У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупные заемные фонды.
В зависимости от целей использования специальные
фонды подразделяются на экономические,
научно-исследовательские, кредитные,
социальные, личного и имущественного
страхования, военно-политические, межгосударственные
(см.: Международные финансы:Учеб.
V. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.
Информация о работе Особенности государственных финансов в зарубежных странах