Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – углубление знаний о содержании и функции финансов коммерческих организаций (предприятий), о особенностях формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций (предприятий). Объект исследования- финансы коммерческих организаций. Предмет исследования - специфика финансов коммерческих организаций
Введение 3
1. Сущность финансов коммерческих организаций 4
2. Особенности формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций 10
3. Анализ и особенности использования финансовых ресурсов коммерческих организаций 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
В состав финансовых ресурсов коммерческих организаций включаются следующие денежные средства, различающиеся по форме движения (образования и использования):
- капитал и резервы;
- выручка от реализации;
- выручка от реализации прочих имуществ;
- внереализационные доходы;
- заемные и иные долговые средства.
Капитал и резервы, отражаемые в бухгалтерском балансе коммерческой организации, включают следующие виды (статьи):
Уставный (складочный) капитал представляет собой совокупность вкладов (акций по номинальной стоимости, долей, паевых взносов) учредителей (участников) организаций, зарегистрированную в учредительных документах. Увеличение или уменьшение уставного капитала осуществляется после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации и их перерегистрации. Он может быть оплачен не только в денежной форме, но и другим имуществом, оцененным по рыночной или иной сравнимой стоимости. Минимальные размеры уставного капитала устанавливаются законодательством. Уставной фонд унитарного предприятия образуется за счет средств бюджетов соответствующего уровня. Акционерные общества формируют уставный капитал путем первичной эмиссии акций при учреждении организации или при увеличении размеров первоначального уставного капитала. Уставный капитал может быть уменьшен путем выкупа собственных акций у акционеров. При этом выкупленные акции должны быть проданы в течении года или погашены.В случае погашения акций производится уменьшение уставного капитала и его перерегистрация.
Добавочный капитал представляет собой прирост капитала организаций, образовавшийся в результате дооценки основных средств и нематериальных активов, а также получения эмиссионного дохода от размещения акций в процессе формирования уставного капитала акционерного общества.
Резервный капитал коммерческие
организации создают в
Нераспределенная прибыль – это накопленная сумма чистой (за вычетом налогов и других обязательных платежей) прибыли организации, полученная со времени начала деятельности и за отчетный период, за вычетом накопленной суммы дивидендов. Как часть резервного капитала, нераспределенная прибыль выполняет также функции источника покрытия убытков, увеличения уставного капитала и накопления средств для финансового обеспечения производственного развития организации путем ее обособления на отдельном субъекте.
Выручка от реализации продукции, имущества и имущественных прав является основным источником финансовых ресурсов коммерческих организаций. Размер выручки от реализации зависит от объема выпуска и продаж, уровня цен тарифов. Цены и тарифы, используемые при определении денежной выручки, могут быть договорными, сравнимыми (по аналогичным товарам) и регулируемыми органами власти. При этом не всегда увеличение объема производства (продаж) и цен обеспечивает адекватный рост прибыль организации; в условиях конкуренции менеджерам необходимо найти оптимальное соотношение между этими параметрами, позволяющее выйти на максимальный объем прибыли.
Общая выручка от реализации (Вр) складывается из выручки от реализации продукции (Вт) и выручки от реализации имущества и имущественных прав (Ви), т.е.:
Вр = Вт + Ви
В свою очередь выручка от реализации продукции определяется следующим образом:
Вт = Оп * Це,
где Оп – объем продаж в натуральном выражении;
Це – цена единицы продукции.
Плановый размер выручки от реализации (Вп) рассчитывается исходя из показателей остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года (Он), выпуска товарной продукции в ценах реализации в планируемом году (Тп) и остатков готовой продукции на складе на конец планируемого года (Ок), т.е.:
Вп = Он + Тп – Ок.
Выручка от реализации имущества (имущественных прав) зависит от вида и способа оценки объекта продажи: по остаточной стоимости, рыночной стоимости, текущей восстановительной стоимости, инвентаризационной стоимости, курсовой стоимости и т.д.
В зависимости от допущений временной определенности фактов хозяйственной деятельности (определенности моментов признания фактической реализации продукции – по отгрузке или по оплате, отражаемых в учетной политике организации) выручка от реализации определяется следующим образом:
Вр = ДЗ и (или) Вр = Д + ДЗ,
где, ДЗ – сумма дебиторской задолженности;
Д – поступления денежных
По договорам мены (бартера) выручка принимается к учету по ценам (стоимости) аналогичных полученным организацией товаров (ценностей).
Внереализационные доходы включают в себя широкий круг доходных поступлений от внереализационных операций и фактов хозяйственной деятельности. К ним относятся денежные средства, поступающее в распоряжение коммерческих организаций в качестве собственных финансовых ресурсов от совершения операций, не связанных с реализацией продукции и имущества (имущественных прав), в том числе: проценты за предоставление денежных средств во временное пользование другим организациям и физическим лицам (работникам); доходы от долевого участия в других организациях; штрафы, пени, неустойки и возмещения ущерба, полученные за нарушение условий договоров; суммы активов (основных средств, нематериальных активов); иные поступления.
В современных условиях часть финансовых ресурсов коммерческой организации привлекается за счет ее участия на финансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хозяйствующих субъектов в выборе источников формирования финансовых ресурсов.
Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. В последнее время среди крупнейших российских эмитентов (Газпром, Газинвест, Сибнефть, МТС, Вимм-Билль-Данн, Альфабанк, Сбербанк и др.) получила распространение практика привлечения средств и на долговых началах — путем выпуска облигаций (так называемые «корпоративные облигации») или долгосрочных векселей. При этом следует иметь в виду, что дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов (многие из названных эмитентов выпускают ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, которые котируются на крупнейших мировых фондовых биржах).
Привлечение средств на финансовом рынке коммерческой организации, как правило, связано с реализацией ее крупных инвестиционных проектов, в том числе с расширением деятельности организации.
Значимость источников финансовых ресурсов коммерческой организации, связанных с функционированием финансового рынка, определяется инвестиционной привлекательностью данной организации, ее организационно-правовой формой (привлечение средств со всех сегментов финансового рынка возможно только акционерным обществом), уровнем доходности на финансовом рынке. Коммерческие организации учитывают также, что при росте заемных источников формирования финансовых ресурсов растет риск неплатежеспособности, а следовательно, потери финансовой устойчивости.
Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субвенций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюджетов разных уровней. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.
Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступлений от основных («материнских») компаний, учредителя (учредителей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), например, при принятии решения об увеличения уставного капитала. В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределение средств носит обычно систематический и сложный характер: от головной компании — другим участникам, и наоборот, а также между участниками. Функционирование межотраслевых и внутриотраслевых фондов НИОКР также построено на перераспределении средств между организациями — участниками создания таких фондов.
За счет перечисленных источников формируются следующие формы и виды финансовых ресурсов коммерческой организации: денежные доходы; денежные накопления; денежные поступления.
Денежные доходы коммерческой организации — это:
- прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
- прибыль от реализации имущества;
- сальдо внереализационных доходов и расходов.
Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации (уменьшенная на величину налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных налогов) и затратами на производство товаров (работ или услуг). В современной финансовой отчетности различают валовую прибыль (выручка от реализации «минус» затраты без управленческих и коммерческих расходов) и прибыль (убыток) от продаж (с учетом управленческих расходов):
Прибыль от реализации имущества определяется как разница между выручкой от реализации имущества и расходами, связанными с такой реализацией.
Наконец, сальдо (прибыль или убыток) по внереализационным операциям определяется как доходы, полученные от таких операций, уменьшенные на расходы, связанные с их осуществлением.
Прибыль является важнейшим
показателем финансово-
Денежные накопления как форма финансовых ресурсов представлены амортизацией, резервными и другими фондами, образованными за счет прибыли прошлых лет.
Как известно, стоимость основных фондов и другого амортизируемого имущества переносится на стоимость вновь созданной продукции (товаров, услуг) постепенно, накапливаясь для их дальнейшего воспроизводства. Этот процесс сопровождается путем регулярных амортизационных отчислений. Существует несколько способов начисления амортизации. В целях бухгалтерского учета применяются такие методы, как:
- линейный;
- уменьшения остатка;
- списания стоимости по суммам чисел лет срока полезного использования;
- списания стоимости пропорционально объему продукции работ (услуг).
В целях налогообложения амортизируемое имущество объединяется в десять групп в зависимости от сроков полезного использования (ст. 258 НК РФ). К зданиям, сооружениям, передаточным устройствам срок полезного использования которых 20 лет и выше, применяется линейный метод начисления амортизации. К остальным объектам основных фондов в налоговых целях коммерческая организация имеет право выбора метода начисления амортизации между линейным и нелинейным. В отношении отдельных объектов амортизируемого имущества могут применяться поправочные коэффициенты (ст. 259 НК РФ).
Таким образом, удельный
вес денежных накоплений, связанных
с амортизацией, в составе финансовых
ресурсов определяется стоимостью и
видом амортизируемого
3.Анализ и особенности использования финансовых ресурсов коммерческих организаций
Поскольку основной задачей коммерческой организации является максимальное извлечение прибыли, постоянно возникает проблема выбора направления использования финансовых ресурсов: вложения с целью расширения основной деятельности коммерческой организации или вложения в другие активы. Как известно, экономическое значение прибыли связано с получением результата от вложений в наиболее доходные активы.
Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:
Информация о работе Особенности финансов коммерческих организаций