Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа
Целями и задачами данной курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, их значение в денежном обороте страны, рассмотреть виды банковских переводов;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов;
рассмотреть основные формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки;
коснуться основных проблем организации безналичных расчетов и перспектив развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................................5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…….............................................................7
Принципы организации безналичных расчётов, их понятия…………............7
Виды банковского перевода, их краткая характеристика…………………...12
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХРАСЧЁТОВ………………………...18
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика отдела образования Краснопольского райисполкома…………18
2.2 Расчёты платёжными требованиями и чеками………………………..……...21
2.3 Расчёты платёжными поручениями и требованиями поручениями………..29
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………….………………………………….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…………………………….42
5.При открытии счета вкладчику может выдаваться чековая книжка – сброшюрованный блок чековых формуляров. С помощью чеков из чековой книжки можно не только получать наличные деньги с текущего счета, но и непосредственно расплачиваться ими с другими физическими или юридическими лицами.
Таким образом, кредитовый и дебетовый банковские переводы представляют собой серию взаимосвязанных сделок и иных действий, направленных на выполнение поручения плательщика своему банку о выплате бенефициару определенной суммы денежных средств.
Отдел образования
Краснопольского районного
В своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, а также настоящим Положением.
Отдел образования осуществляет регулирование,
управление и государственный контроль
за качеством образования в
Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, находящееся в районной коммунальной собственности, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках Республики Беларусь, штамп, бланки и печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием.
Основными задачами отдела образования являются:
Отдел образования в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
Отдел образования для реализации своих задач и функций:
Отдел образования
возглавляет начальник, который
назначается на должность и освобождается
от должности распоряжением
К имуществу отдела образования относятся здания, сооружения, машины и оборудование, библиотечный фонд, инструменты и инвентарь, транспортные средства, прочие основные средства и иное имущество, используемое для обучения, воспитания, проживания обучающихся и воспитанников, а также для решения других задач в области образования.
Финансирование отдела образования осуществляется за счет средств Краснопольского районного бюджета через органы государственного казначейства и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Бухгалтерский учет всех учреждений образования осуществляется централизованной бухгалтерией отдела образования на договорной основе.
Ликвидация и реорганизация отдела образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Согласно Постановлению правления Национального банка Республики Беларусь № 66 от 29.03.2001 г. «платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк» [12].
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Данной форме расчета присущи три особенности:
1.Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.
2.Данная форма расчетов может осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика.
Безакцептная форма
Под акцептом понимается предварительное
согласие плательщика, выраженное в
форме заявления на акцепт и содержащее
инструкции банку-отправителю исполнить
платежное требование в день его
поступления в банк-
Банковская практика знает разные формы акцепта:
- положительный и отрицательный;
- предварительный и последующий;
- полный и частичный.
Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
Предварительный акцепт - означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета.
Последующий акцепт - форма акцепта, при которой счет будет оплачен банком без согласия плательщика. Если же банк получает отказ плательщика от платы в течение фиксированного отрезка времени, то банк отзывает платеж.
Полный акцепт –
форма акцепта, при которой
плательщик выражает свое
Плательщик имеет право полностью отказаться от акцепта требования, а банк обязан принять отказ в случаях:
· отсутствия договора;
· отсутствия данной формы расчетов в договоре;
· несоответствия наименования
товаров, указанных в требовании,
приложенным товарно-
Частичный акцепт - согласие покупателя на частичную оплату счета, выставляемого поставщиком.
3.Данная форма расчетов осуществляется через систему инкассо.
По мнению И. Лукашевич «инкассо – это операции с документами, осуществляемые банками согласно полученным инструкциям в целях взыскания платежа. Необходимо отметить, что выражение "взыскание платежа" следует понимать широко, так как это может быть: получение платежа и (или) акцепта платежа; выдача документов против платежа или акцепта, выдача документов на других условиях» [10, с. 9].
Банк, обслуживающий поставщика, приняв платежные требования на инкассо, пересылает их в банк, в котором открыт расчетный счет покупателя для взыскания платежа. Требования представляются в банк на инкассо в течение 10 дней со дня их выписки при реестре установленной формы, составленном в двух экземплярах.
Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:
• наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;
• наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;
• соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;
Платежные требования не принимаются банком-получателем, если:
Не принятые по указанным причинам банком-получателем платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления.
Требования, принятые банком на инкассо, направляются в банк плательщика и впоследствии используются следующим образом: первый экземпляр требования служит для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы дня банка плательщика, второй экземпляр требования предназначен для выдачи получателю средств при выписке из его счета после завершения операции по инкассо, третий экземпляр требования с приложенными к нему товарно-транспортными или заменяющими их документами и с указанием срока платежа выдается плательщику не позднее следующего рабочего дня после поступления требования в банк плательщика для извещения о предстоящем платеже и для акцепта.
Банк плательщика при поступлении требований для оплаты проверяет, относятся ли присланные требования к обслуживаемым им клиентам, возможность принятия их к оплате по заполненным реквизитам.
Непринятые банком - отправителем платежные требования не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, направляются в банк - получатель для выдачи бенефициару.
Схема документооборота при расчетах платежными требованиями представлена на рисунке 2.1.
1
2 10 5 6
3
8
1 – отгрузка продукции
(оказание услуг, выполнение
Рисунок 2.1 – Схема документооборота при расчетах платежными требованиями
Источник: собственная разработка
У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества: