Организация и управление безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Целями и задачами данной курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, их значение в денежном обороте страны, рассмотреть виды банковских переводов;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов;
рассмотреть основные формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки;
коснуться основных проблем организации безналичных расчетов и перспектив развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................................5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…….............................................................7
Принципы организации безналичных расчётов, их понятия…………............7
Виды банковского перевода, их краткая характеристика…………………...12
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХРАСЧЁТОВ………………………...18
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика отдела образования Краснопольского райисполкома…………18
2.2 Расчёты платёжными требованиями и чеками………………………..……...21
2.3 Расчёты платёжными поручениями и требованиями поручениями………..29
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………….………………………………….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…………………………….42

Файлы: 1 файл

курсач по финансам.docx

— 93.74 Кб (Скачать)

5.При открытии счета вкладчику может выдаваться чековая книжка – сброшюрованный блок чековых формуляров. С помощью чеков из чековой книжки можно не только получать наличные деньги с текущего счета, но и непосредственно расплачиваться ими с другими физическими или юридическими лицами.

Таким образом, кредитовый и  дебетовый банковские переводы представляют собой серию взаимосвязанных  сделок и иных действий, направленных на выполнение поручения плательщика  своему банку о выплате бенефициару  определенной суммы денежных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ. ИХ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

    1. Краткая организационно-экономическая характеристика отдела образования Краснопольского райисполкома

 

 

 Отдел образования  Краснопольского районного исполнительного  комитета (далее – отдел образования) является структурным подразделением Краснопольского районного исполнительного комитета (далее – райисполком), подчиняется райисполкому, управлению образования Могилевского областного исполнительного комитета (далее – управление образования облисполкома).

В своей деятельности руководствуется  законодательством Республики Беларусь, а также настоящим Положением.

Отдел образования осуществляет регулирование, управление и государственный контроль за качеством образования в Краснопольском районе, управляет работой детских  дошкольных учреждений, общеобразовательных  школ, внешкольных учреждений, учреждений всех типов системы образования, размещенных на территории района, которые находятся в районной коммунальной собственности.

  Отдел образования является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, находящееся в районной коммунальной собственности, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

   Имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках Республики Беларусь, штамп, бланки и печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь со своим наименованием.

 Основными задачами отдела образования являются: 

  • организация исполнения законодательных актов в сфере образования; 
  • контроль за выполнением образовательных и государственных социальных стандартов;
  • обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
  • организация взаимодействия общеобразовательных школ с внешкольными учреждениями, а также молодежными и детскими общественными организациями.

Отдел образования  в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей  компетенции осуществляет следующие  функции:

  • осуществляет деятельность по оздоровлению детей, в том числе и за пределами Республики Беларусь;
  • создает для детей и подростков с особенностями психофизического развития условия для получения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • осуществляет учет детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении;
  • организует и участвует в аттестации учреждений образования, руководящих и педагогических кадров в пределах своих полномочий;
  • проводит работу с руководящими и педагогическими кадрами учреждений образования, организует повышение их квалификации, формирует заявки на подготовку педагогических кадров;

Отдел образования  для реализации своих задач и  функций:

  • организует и проводит олимпиады, конкурсы, слеты и другие мероприятия в сфере образования, обеспечивает участие команд в областных мероприятиях;
  • стимулирует поисковую, экспериментальную и инновационную деятельность, научно-методические исследования в области образования;
  • осуществляет контроль за образовательной деятельностью учреждений образования в части выполнения требований образовательных стандартов;
  • запрашивает в пределах своей компетенции у государственных органов необходимую информацию;
  • распоряжается в установленном порядке ассигнованиями, предусмотренными районным бюджетом на финансирование учреждений образования;
  • утверждает должностные обязанности руководителей учреждений образования;
  • учреждает грамоты и дипломы отдела образования;

Отдел образования  возглавляет начальник, который  назначается на должность и освобождается  от должности распоряжением председателя райисполкома по согласованию с управлением  образования облисполкома и Министерством  образования Республики Беларусь.

К имуществу отдела образования  относятся здания, сооружения, машины и оборудование, библиотечный фонд, инструменты и инвентарь, транспортные средства, прочие основные средства и  иное имущество, используемое для обучения, воспитания, проживания обучающихся  и воспитанников, а также для  решения других задач в области  образования.

 Финансирование отдела образования осуществляется за счет средств Краснопольского районного бюджета через органы государственного казначейства и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учет всех учреждений образования осуществляется централизованной бухгалтерией отдела образования на договорной основе.

 Ликвидация и реорганизация отдела образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

 

    1. Расчёты платежными требованиями и чеками

 

            Согласно Постановлению правления Национального банка Республики Беларусь № 66 от 29.03.2001 г. «платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк» [12].

            Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

           Данной форме расчета присущи три особенности:

1.Данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции.

2.Данная форма расчетов может осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика.

            Безакцептная форма используется  при списании средств со счета  плательщика без его согласия  в бесспорном порядке в случаях,  установленных законодательством. 

Под акцептом понимается предварительное  согласие плательщика, выраженное в  форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить  платежное требование в день его  поступления в банк-отправитель.

Банковская практика знает разные формы акцепта:

- положительный и отрицательный;

- предварительный и последующий;

- полный и частичный.

Положительный акцепт - форма  акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма  акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в  обусловленный срок отказы расцениваются  банком как согласие плательщика  на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт - означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета.

Последующий акцепт - форма  акцепта, при которой счет будет  оплачен банком без согласия плательщика. Если же банк получает отказ плательщика  от платы в течение фиксированного отрезка времени, то банк отзывает платеж.

 Полный акцепт –  форма акцепта, при которой  плательщик выражает свое согласие  на оплату в полном размере. 

Плательщик имеет право  полностью отказаться от акцепта  требования, а банк обязан принять  отказ в случаях:

· отсутствия договора;

· отсутствия данной формы расчетов в договоре;

· несоответствия наименования товаров, указанных в требовании, приложенным товарно-транспортным накладным или заменяющим их документам.

Частичный акцепт - согласие покупателя на частичную оплату счета, выставляемого поставщиком.

3.Данная форма расчетов осуществляется через систему инкассо.

            По мнению И. Лукашевич «инкассо – это операции с документами, осуществляемые банками согласно полученным инструкциям в целях взыскания платежа. Необходимо отметить, что выражение "взыскание платежа" следует понимать широко, так как это может быть: получение платежа и (или) акцепта платежа; выдача документов против платежа или акцепта, выдача документов на других условиях» [10, с. 9].

 Банк, обслуживающий поставщика, приняв платежные требования на инкассо, пересылает их в банк, в котором открыт расчетный счет покупателя для взыскания платежа. Требования представляются в банк на инкассо в течение 10 дней со дня их выписки при реестре установленной формы, составленном в двух экземплярах.

          Ответственный исполнитель банка, принимающий документы на инкассо, обязан проверить:

• наличие в требовании даты и номера договора, предусматривающего отгрузку (отпуск) товара, дата отгрузки (отпуска) товара;

• наличие товарно-транспортных или заменяющих их документов, соответствие их номеров и сумм записям в требованиях;

• соответствие образцов подписей и оттиска печати на требованиях заявленным в банк образцом подписей и оттиска печати;

           Платежные требования не принимаются банком-получателем, если:

  • имеются исправления и подчистки;
  • не указаны обязательные реквизиты;
  • подписи и оттиски печатей не соответствуют заявленным в банк образцам;
  • данные приведенные в реестре не соответствуют данным приведенным в требовании.

          Не принятые по указанным причинам банком-получателем платежные требования вычеркиваются из реестра и возвращаются представившему их клиенту для переоформления.

         Требования, принятые банком на инкассо, направляются в банк плательщика и впоследствии используются следующим образом: первый экземпляр требования служит для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы дня банка плательщика, второй экземпляр требования предназначен для выдачи получателю средств при выписке из его счета после завершения операции по инкассо, третий экземпляр требования с приложенными к нему товарно-транспортными или заменяющими их документами и с указанием срока платежа выдается плательщику не позднее следующего рабочего дня после поступления требования в банк плательщика для извещения о предстоящем платеже и для акцепта.

          Банк плательщика при поступлении требований для оплаты проверяет, относятся ли присланные требования к обслуживаемым им клиентам, возможность принятия их к оплате по заполненным реквизитам.

         Непринятые банком - отправителем платежные требования не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, направляются в банк - получатель для выдачи бенефициару.

Схема документооборота при  расчетах платежными требованиями представлена на рисунке 2.1.

 1



 2 10 5 6


3


8


1 – отгрузка продукции  (оказание услуг, выполнение работ); 2 – представление расчетных документов  на инкассо; 3 – проверка и пересылка  расчетных документов (платежных  требований) в банк покупателя; 4 - установление сроков акцепта и оплаты платежных требований, оприходование платежных требований в срочную картотеку (картотеку №1); 5 – сообщение о сроках акцепта и оплаты платежных требований; 6 – согласие на оплату платежных требований или отказ от акцепта; 7 – изъятие платежных требований из срочной картотеки и их оплата (при согласии покупателя на оплату) или возврат в банк поставщика (в случае отказа от акцепта); 8 – перевод платежа поставщику (заявление об отказе); 9 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 10 – извещение поставщика о поступлении денежных средств (об отказе от акцепта).

 

           Рисунок 2.1 – Схема документооборота при расчетах платежными требованиями

Источник: собственная разработка

         У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.

           Преимущества:

  1. Система инкассо обеспечивает четкий порядок адресации доставки

Информация о работе Организация и управление безналичными расчетами между субъектами хозяйствования Республики Беларусь