Организация форфейтинговых операций в коммерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение форфейтинговых операций в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть этапы возникновения и развития форфейтинга;
- изучить правовое регулирование форфейтинговых операций в коммерческих банках;
- проанализировать рынок форфейтинговых услуг в России, а также рассмотреть проблемы и перспективы развития рынка форфейтинговых услуг в коммерческих банках.
Объектом исследования в курсовой работе являются форфейтинг, предметом – рынок данных услуг в коммерческих банках и проблемы его развития на современном этапе.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Организационные основы форфейтинговых операций в коммерческих банках………………………………………………………...4

Этапы возникновения и развития форейтинга………………………4

Сущность форфейтинга…………………………………………….….5

Правовое регулирование форфейтинговых операций………….…...8

Глава 2. Анализ современного состояния российского рынка форфейтинговых услуг………………………………………………….…...10

2.1. Техника совершения форфейтинговых сделок………………….…......10

2.2. Риски участников сделки и пути их минимизации………………...…..14

2.3. Проблемы и перспективы развития рынка форфейтинговых услуг в коммерческих банках……………………………………………..……….….19

Заключение………………………………………………………….......…....22

Библиографический список…………………………………….....….........23

Приложения…………………………………………………………....……..24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2.docx

— 58.85 Кб (Скачать)

Кафедра «Банковское дело»

 

 

 

 

 

Курсовая работа по курсу:

«Организация кредитной  работы»

на тему: «Организация форфейтинговых операций в коммерческих банках»

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Москва 2012

                                                Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..3

 

Глава 1. Организационные основы форфейтинговых операций в коммерческих банках………………………………………………………...4

 

    1. Этапы возникновения и развития форейтинга………………………4

 

    1. Сущность форфейтинга…………………………………………….….5

 

    1. Правовое регулирование форфейтинговых операций………….…...8

 

Глава 2. Анализ современного состояния российского рынка форфейтинговых услуг………………………………………………….…...10

 

2.1. Техника совершения форфейтинговых сделок………………….…......10

 

2.2. Риски участников сделки и пути их минимизации………………...…..14

 

2.3. Проблемы и перспективы развития рынка форфейтинговых услуг в коммерческих банках……………………………………………..……….….19

 

Заключение………………………………………………………….......…....22

 

Библиографический список…………………………………….....….........23

 

Приложения…………………………………………………………....……..24

 

 

 

                                                        Введение.

Процессы, происходящие в мировой  экономике в настоящее время, - усиление инфляционных тенденций, возрастание  общей экономической нестабильности, проблемы неплатежей, в том числе  при расчетах коммерческими векселями, приводят к увеличению экономических  рисков при осуществлении расчетов между субъектами хозяйствования, что  вызывает необходимость использования как для предприятий, банков, так и для экономики в целом форфейтинговых операций.

Форфейтинг как форма кредитования внешнеторговых операций теоретически в России известен давно, но длительное время был доступен ограниченному числу «пользователей». Поэтому развитие данного вида услуг делает особенно актуальным рассмотрение сущности этой внешнеторговой формы кредитования. Кроме того, операция форфейтирования в РФ имеет целый ряд особенностей, что обусловлено как спецификой национального законодательства, так и чисто рыночными факторами. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Целью курсовой работы является изучение форфейтинговых операций в России. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть этапы возникновения и развития форфейтинга;

- изучить правовое регулирование  форфейтинговых операций в коммерческих банках;

- проанализировать рынок форфейтинговых услуг в России, а также рассмотреть проблемы и перспективы развития рынка форфейтинговых услуг в коммерческих банках.

Объектом исследования в курсовой работе являются форфейтинг, предметом  – рынок данных услуг в коммерческих банках и проблемы его развития на современном этапе.

 

Глава 1. Организационные основы форфейтинговых операций в коммерческих банках.

    1. Этапы возникновения и развития форфейтинга.

Форфейтинг возник после  второй мировой войны. Несколько  банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для  финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция  между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок.

По мере того как падали барьеры  в международной торговле и многие африканские, азиатские, а также  латиноамериканские страны стали более  активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее  предоставляли кредиты за счет собственных  источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок. Основные европейские финансовые институты  приняли на себя обязательства по оплате за произведенные поставки и  предоставили необходимое финансирование западным экспортерам.

Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема операций «а-форфе» стали создаваться также специализированные институты. В настоящее время значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована в Великобритании, Швейцарии и Германии.

Истоки форфейтинга в России относятся к началу 60-х годов XX столетия в то время, когда экономики  стран Восточной Центральной  Европы стали испытывать потребность  в западных товарах и технологиях  и при этом не имели достаточного объема твердой валюты, чтобы поддерживать такой импорт. Производители, расположенные на Западе, особенно в Западной Германии, с нетерпением ждали расширения своих рынков на так называемый коммунистический блок. Они были готовы предоставлять финансирование на период до пяти лет под импорт средств производства в эти страны. Интересно, что во времена СССР внешнеторговые контракты проводились с помощью форфейтинговой схемы очень часто.

В настоящее время форфейтингового рынка как такового в Российской Федерации нет, поскольку банки пока не имеют желания и опыта работать по схемам форфейтинга, особенно в случае среднесрочных рисков. Более того, банки и не могут выступать в роли форфейторов, поскольку существует ряд законодательных ограничений. Тем не менее, банки серьезно подходят к данному виду деятельности, и некоторые из них ведут большую работу в данном направлении. Основные игроки – London Forfaiting Company, имеющая представительство в Москве, германский банк WestLB, у которого в России есть дочерний банк - «ВестЛБ Восток» и Промсвязьбанк, который вступил в МФА Международная Форфейтинговая Ассоциация и к настоящему времени объединяет более 140 членов, большинство из которых являются крупнейшими мировыми банками. Задача МФА - содействие в унификации международных правил проведения форфейтинговых операций и создание благоприятной информационной среды для участников внешнеторговых сделок.

    1. Сущность форфейтинга.

Форфейтинг (от франц. a forfai - целиком, общей суммой) - покупка форфейтером у экспортера денежных требований к импортеру (дисконтирование), как правило, гарантированных банком импортера и вытекающих из поставки товаров или оказания услуг без права обратного требования (регресса) к экспортеру. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Выкупаемое долговое обязательство  импортера обычно оформляется в  тех видах обязательств, которые  регулируются международными нормативными документами, и которые несут  в себе полное, безусловное, безотзывное  и полностью переводимое обязательство  с подтверждением банка или государственной  структуры в стране импортера.

Обязательство является безусловным  и безрегрессным, что означает, во-первых, что оно перестает быть связанным с фактом поставки или качеством поставленного товара, а во-вторых, безрегрессность означает невозможность для форфейтера обратить к экспортеру требование о погашении задолженности покупателя. При этом на форфейтера переходят все риски сделки - страновые, валютные, процентные, риски банкротства гаранта/авалиста. Риски и стоимость финансирования в данной операции соответствуют кредитному рейтингу, оценке уровня странового риска, кредитного риска импортера или его гаранта на международном рынке. Ставка дисконта фактически отражает стоимость заимствования для покупателя и его страны на международном финансовом рынке.

Форфейтинг интересен всем, но ориентирован в основном на импортера. Экспортер  заинтересован сбыть свой товар, работу или услугу, импортер заинтересован  приобрести товар, работу или услугу в рассрочку. Кроме того, в современной  конкурентной ситуации импортер из страны «развивающегося» рынка предпочтет иметь дело с поставщиком, предлагающим более простую и удобную для  импортера схему финансирования.

Банк импортера, выступая гарантом платежа (либо эмитентом аккредитива), получает за это соответствующее  вознаграждение, в чем и состоит  его интерес. Банк экспортера обычно осуществляет предэкспортное финансирование в привязке к форфейтинговой сделке.

Форфейтинг интересен тем российским предприятиям, которые занимаются импортом и получают от продавца торговые кредиты. Экспортер, продавая обязательства покупателя банку импортера (форфейтеру), получает деньги за свою продукцию сразу, направляет их на развитие бизнеса, а импортер в дальнейшем рассчитывается с форфейтером. Форфейтинг применяется практически эксклюзивно для финансирования внешнеторговых (трансграничных) операций.

Наиболее привлекательные в  плане торгового финансирования отрасли - это медицина и фармацевтика, строительство, деревообработка, полиграфия, горнодобывающая отрасль и сельскохозяйственное производство, услуги инвестиционного (капитального назначения и сфера  информационных технологий. То есть в первую очередь те отрасли, которые требуют перевооружения, обновления основных средств. Что касается проектов, то наибольшая вероятность финансирования у тех, которые имеют объективные предпосылки для практической реализации.

Срок финансирования, как правило, определяется сроком окупаемости импортируемого оборудования/работ/услуг, и минимальный  срок «жизни» платежного обязательства, который может заинтересовать форфейтора, составляет не менее 6 месяцев, а максимальный - до 11 лет (чаще всего - 3-7 лет). Как правило, суммы форфейтинговых контрактов не опускаются ниже 100 тыс. долларов.

Таким образом, механизм форфейтинга  используется в двух видах сделок:

- в финансовых сделках - в  целях быстрой реализации долгосрочных  финансовых обязательств;

- в экспортно-импортных сделках  - для содействия поступлению  наличных денег экспортеру, предоставившему  кредит российскому импортеру.

К числу инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня.

Наиболее удобным и эффективным  инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

 

    1. Правовое регулирование форфейтинговых операций.

Что касается правового регулирования  форфейтинга в РФ, то, как известно, к числу инструментов форфейтирования принято относить простые и переводные векселя, документарные аккредитивы, различные виды платежных гарантий. Но не все из этих инструментов в равной степени применимы в России сегодня. Наиболее удобным и эффективным инструментом форфейтирования за рубежом считается вексель: для банка импортера нет необходимости выпускать собственное обязательство (он лишь авалирует вексель импортера), он также вправе проверить исполнение контракта до проставления аваля; импортер же сохраняет право использовать и более простые формы расчетов, а лимит на него используется только с момента авалирования векселя, экспортер защищен от попыток импортера найти ничтожные расхождения в документах, не влияющие на качество товара, но позволяющие тому сбивать цену, а, кроме того, может улучшить свои показатели ликвидности.

В России же сделки и совершаются, то и с векселями, и с аккредитивами. Аккредитив, как известно, - это расчетный  или денежный документ, представляющий собой поручение одного банка (кредитного учреждения) другому произвести за счет специально забронированных средств  оплату товарно-транспортных документов за отгруженный товар или выплатить  предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Документарный аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Безотзывный аккредитив является твердым  обязательством банка-эмитента произвести платежи по предоставлении ему коммерческих документов, предусмотренных аккредитивом, и соблюдении всех его условий.

Сложность валютного и таможенного  регулирования трансграничного  оборота внешних ценных бумаг  в Российской Федерации (да привычка отнесения векселя к ценным бумагам, не смотря на то, что он используется и как расчетное средство) Статьей 143 (ч. 1) ГК РФ вексель относится в  РФ к ценным бумагам, что в соответствии с ТК РФ и Законом «О валютном регулировании и валютном контроле»  осложняет использование векселя во внешнеторговых расчетах (резервирование и использование спецсчетов, необходимость таможенного оформления при вывозе/ввозе векселей). Зарубежная практика, как правило, исключает вексель из общего ряда ценных бумаг в силу признания основного предназначения векселя - средства кредитования при осуществлении внешнеторговых (да и вообще торговых) операций.

Информация о работе Организация форфейтинговых операций в коммерческих банках