Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:43, курсовая работа
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.
Дальнейшее развитие нормотворческой деятельности в области финансовых отношений связано с приведением действующего финансового законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации и созданием Свода законов Российской Федерации.
В значительной мере на основе выдвинутых в науке предложений и рекомендаций в настоящее время ведутся разработка целого комплекса новых и пересмотр действующих нормативных актов финансового законодательства, которые войдут в Свод законов Российской Федерации.
Однако цементирующей основой этого раздела Свода должны, по нашему мнению, стать Основы финансового законодательства Российской Федерации.
Основы включат в себя нормы, определяющие: общие принципы организации и осуществления финансовой деятельности, компетенцию Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в данной области, систему финансовых органов и их правомочия, основные принципы финансирования, кредитования, расчетов, денежного обращения, а также валютного законодательства. В них же должны содержаться нормы, устанавливающие принципы осуществления защиты прав юридических и физических лиц в их взаимоотношениях с финансовыми, налоговыми и банковскими органами. Вместе с тем должны быть четко определены контрольные функции финансовых, налоговых и банковских органов, а также понятие, основание и формы финансово-правовой ответственности.
2. Организация финансовой системы РФ
2.1. Формирование и характеристика финансовой системы России
В финансовую систему включается все учреждения страны обслуживание денежных отношений.
Финансовая система
Централизованные Децентрализованные
- бюджетная система - финансы предприятий
- внебюджетные фонды (коммерческих и некоммерческих)
-государственный кредит - финансовые посредники
- государственный фонд страхования (банки, страховые организации)
- система государственных финансовых органов (федеральное казначейство, минфинансы)
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.
Федеральный бюджет - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.
Бюджет субъекта РФ - это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.
Государственные внебюджетные фонды.
В современном экономическом словаре даются следующие определения внебюджетных фондов:
1) денежные средства государства, не включаемые в государственный бюджет и используемые по определенному целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);
2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие в доходные и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.
Государственный кредит.
Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит - это кредитные отношения между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.
При государственном кредите государство выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.
Фонд страхования.
Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.
Финансово-кредитная система.
Финансово-кредитная система - в макроэкономике - система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.
Кредитная система - совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.
По этому звену рассматривается банковская система РФ.
Банковская система - совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.
Финансы предприятий различных форм собственности.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
2.2. Фондовый рынок - как составная часть финансовой системы
Фондовый рынок.
Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.
Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелив капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
Рынок, где обращается капитал, называется финансовым рынком. Обычно выделяют различные секторы финансового рынка: рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты, рынок прямых инвестиций. Таким образом, рынок ценных бумаг является одним из видов Финансового рынка. Здесь капиталы накапливаются, концентрируются, централизуются и вкладываются в конечном счете в производство или становятся источником покрытия государственного долга.
Однако происхождение не всех ценных бумаг обусловлено денежными капиталами, В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком, образующим большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть сравнительно мала, поэтому часто понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг» используются как синонимы.
Рынок ценных бумаг - это рынок, где производятся операции с ценными бумагами. Кроме купли-продажи используются и другие виды операций, например, такие, как выпуск в обращение, погашение, залог, траст и т.п.
Фондовый рынок по сути мало чем отличается от других видов рынков. Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговые исследования.
Специфика заключается в самом товаре.
Ценные бумаги представляют собой форму фиксации определенных экономических отношений: собственности, займа, купли-продажи. Причем такая форма фиксации позволяет легко менять одну из сторон, участвующих в этих отношениях, путем смены владельца ценной бумаги. Во всех тех случаях, когда две стороны экономических отношений не стремятся менять участников, они оформляют эти отношения при помощи других видов договоров, например кредитного договора, договора залога и др.
Ценные бумаги - это форма существования капитала.Она отличается от производительной, товарной и денежной форм. Капитал в виде ценной бумаги может передаваться, обращаться на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, что самое важное, приносить доход. У владельца ценной бумаги самого капитала как бы нет, а есть все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.
Итак, фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка - продвижение ценных бумаг к инвестору. Основой этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.
Для того чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.
Фондовый рынок - одна из составляющих централизованной части финансовой системы страны. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.
Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Государство участвует в фондовых отношениях в качестве инвестора, сохраняя за собой контроль над отдельными отраслями или предприятиями путем приобретения пакетов акций акционерных предприятий или банков.
Страховые организации, как правило, образуются в форме акционерных обществ. В таком случае в фондовых операциях они участвуют в качестве эмитентов. Основную часть резервных фондов страховые организации используют для вложения в надежные ценные бумаги, например государственные, выполняя при этом роль инвестора. Прибыль страховых организаций зависит от эффективности управления портфелем ценных бумаг.
На фондовом рынке обращаются временно свободные капиталы. Однако они могут быть использованы и в других направлениях, например для вложений в банковские депозиты. Поэтому фондовому рынку приходится конкурировать с другими секторами финансового рынка за их привлечение. Ряд факторов определяет наиболее эффективное направление вложения капитала. Важнейшие из этих факторов включают: уровень доходности рынка ценных бумаг, уровень банковских ставок, условия налогообложения, уровень риска, норму резервирования для банков, условия организации различных секторов рынка и удобства для инвестора, ликвидность ценных бумаг и т.п.
Рынок ценных бумаг имеет как общерыночные, так и специфические, присущие только ему, функции. Общерыночными функциями принято считать коммерческую, ценовую, информационную и регулирующую функции. Коммерческая функция состоит в том, что операции на рынке ценных бумаг являются источником прибыли для тех, кто их проводит. Ценовая функция выражается в том, что на рынке ценных бумаг образуются цены, отражающие важнейшие макро- и микроэкономические закономерности. Уровень рыночных цен на ценные бумаги влияет на рынок капиталов в целом. Информационная функция отражает тот факт, что, как и любой другой рынок, рынок ценных бумаг производит информацию об объектах и участниках торговли, доводит эту информацию до заинтересованных лиц, обновляет и следит за ее объективностью. Регулирующая функция выражается в том, что рынок создает правила торговли, управляет процессом торговли в соответствии с правилами, устанавливает порядок решения спорных вопросов, организует контроль.
К специфическим функциям рынка ценных бумаг относят перераспределительную функцию и функцию страхования ценовых и финансовых рисков. Перераспределительная функция осуществляется в трех направлениях. Во-первых, обеспечивает перераспределение капитала между отраслями и сферами национального хозяйства страны, а также между территориями. Причем в последнее время перераспределение капитала между территориями имеет и международный характер. Во-вторых, выполняет перераспределение накоплений, носящих непроизводственный характер, в производственную сферу. Это относится прежде всего к сбережениям населения. Подобное перераспределение имеет важное значение для эффективного использования в интересах народного хозяйства таких долгосрочных накоплений, как пенсионные сбережения. В-третьих, дает возможность путем перераспределения временно свободных денежных средств профинансировать дефицит государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без увеличения денежной массы.