Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:24, научная работа
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Организация деятельности Центрального Банка Российской Федерации…………………………………………………………..4
2. Роль и место полевых учреждений Центрального Банка Российской Федерации в банковской системе…………………..11
3. Организация наличного денежного обращения…………………21
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………
36
МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дисциплина «Банковское дело»
ТЕМА: Организация денежного обращения в Полевых учреждениях Банка России
Выполнил: курсант 13 учебной группы
Лабудин А.Ю.
Научный руководитель:
преподаватель, к.э.н профессор
Аксиненко Н.К.
Москва – 2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Организация деятельности Центрального Банка Российской Федерации………………………………………………………
2. Роль и место полевых учреждений Центрального Банка Российской Федерации в банковской системе…………………..11
3. Организация наличного денежного обращения…………………21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………36
Введение
Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Цель работы: изучить основы организации обеспечения Вооруженных сил денежной наличностью. Рассмотреть место и роль полевых учреждений Банка России, их функции и роль в обеспечении Вооруженных сил. Рассмотреть конкретные методы регулирования денежного обращения полевыми учреждениями Банка России; организации эмиссионно- кассовой работы и совершения операций с наличными деньгами, а так же проводимая работа полевыми учреждениями Банка России в процессе организации и регулирования денежного обращения.
1. Организация деятельности Центрального Банка Российской Федерации.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.
В соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами [4].
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Предоставление информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга
Кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности:
ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов;
ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности.
Кредитная организация обязана по требованию физического лица или юридического лица предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год [4].
За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем не предоставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).
Кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России [4].
(часть пятая введена Федеральным законом от 29.07.2004 N 97-ФЗ)
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Целями деятельности Банка России являются:
– защита и обеспечение устойчивости рубля;
– развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
– обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами [4].
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями [5].
Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса [5].
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Банк России ежегодно не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, представляет в Государственную Думу годовой отчет Банка России.
Годовой отчет Банка России включает:
– отчет о деятельности Банка России, в том числе перечень мероприятий по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;
– анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации;
– годовую финансовую отчетность Банка России;
– аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России;
– заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне" [5].
В целях настоящего Федерального закона под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются:
– годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении;
– отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России;
– отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России;
– отчет о расходах на содержание служащих Банка России;
– отчет об исполнении сметы капитальных вложений.
Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.
Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение.
Годовой отчет Банка России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные об операциях Банка России [5].
Таким образом, в данном вопросе были рассмотрены функции Банка России, что включает в себя годовая отчетность Банка России, что понимается под годовой финансовой отчетностью и другое, в целом рассмотрена организация деятельности Центрального Банка РФ.
2. Роль и место полевых учреждений Центрального Банка Российской Федерации в банковской системе.
В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации основная задача состоит в повышении эффективности процесса оснащения войск материальными средствами и оказания им определенных услуг для обеспечения боевой готовности на высоком уровне, адаптации армии и флота в новых экономических условиях. Наряду с органами Министерства обороны РФ, в решении данных задач принимают участие созданные для расчетно-кассового и кредитного обслуживания Вооруженных Сил, других органов и сил обеспечения безопасности полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации.
Осуществление безналичных расчетов, а также обеспечение войсковых частей наличными денежными средствами, позволяет содержать в надлежащем состоянии материально-техническую базу: вооружение, технику, здания, сооружения, полигоны, учебные классы, тренажеры и т.д., в первую очередь, удовлетворяя личный состав положенными видами денежного довольствия и заработной платы.
Исходя из того, что важная роль в банковском обслуживании отведена полевым учреждениям ЦБ РФ, возникает необходимость исследования их деятельности в современных условиях, в условиях казначейской форме исполнения бюджета, что вызывает потребность изучения функционирования отношений в экономике Вооруженных Сил. Это влечет за собой ряд отдельных нерешенных проблем, связанных с банковским обслуживанием [1].
Полевые учреждения Банка России являются специализированными подразделениями, входящими в систему Банка России, подчиняющимися по вопросам банковской деятельности Центральному банку РФ, а по остальным вопросам - командирам воинских соединений, при которых они создаются.
В начале 1990-х г. г. многие органы, обеспечивающие безопасность России обслуживались через систему коммерческих банков, в которых им открывались счета и осуществлялось расчетно-кассовое обслуживание. Через коммерческие банки проходили значительные бюджетные средства, направляемые на обеспечение обороноспособности страны. При этом возникало много негативных явлений, связанных с задержкой денежных средств при осуществлении безналичных расчетов, выдаче наличных денег. Все это потребовало создания системы финансово-кредитного обеспечения войск, гарантирующей их независимость от рыночных колебаний и позволяющей обеспечить сохранность сведения, составляющих государственную тайну. Центральным звеном системы стали полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации [1].
Созданные для обслуживания войск в ходе ведения боевых действий полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации функционируют и в мирное время. Для выполнения своих функций полевые учреждения ЦБ РФ имеют отлаженную систему, включающую в себя более 140 полевых банков. В настоящее время действует следующая структура полевых банков: Департамент полевых учреждений ЦБ РФ - полевое управление - полевой отдел - полевое отделение. Все вопросы банковской деятельности решаются под руководством Банка России.
В 1995 году впервые в законодательстве Российской Федерации правовые нормы, определяющие деятельность полевых учреждений, как составной части системы Банка России, их правовой статус, цели и основные задачи деятельности получили закрепление в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". 5 июня 1998 года совместным Приказом Председателя Центрального банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации было утверждено «Положение о полевых учреждениях Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)». Определено, что полевые учреждения предназначены для банковского обслуживания воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями, в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможно.
Полевые учреждения не имеют статуса юридического лица и действуют от имени Банка России по доверенности. Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях ЦБ РФ. Полевые учреждения комплектуются военнослужащими и соблюдают установленный порядок прохождения военной службы, предполагающий действие принципа единоначалия. Законодательство точно определяет не только функции, но и круг лиц, который должны обслуживать полевые учреждения Банка России [1,2].
Исследование деятельности полевых учреждений в современных условиях показало, что их функционирование имеет особенности по сравнению с функционированием других кредитных учреждений: сеть полевых учреждений расположена на всей территории Российской Федерации, включая территории, на которых отсутствуют другие кредитные учреждения; формирование, смена дислокации полевых учреждений происходит в кратчайшие сроки; полевые учреждения наделены правом осуществления эмиссии наличных денег; особенности и строгая регламентация выполняемых операций; жесткая централизация управления. Определение особенностей деятельности полевых учреждений Центрального банка РФ по сравнению с функционированием других кредитных учреждений, а также особенности воздействия современных экономических условий позволяет руководящему составу правильно организовать деятельность полевых учреждений.
В современных условиях цель деятельности полевых банков заключается, прежде всего, в банковском обслуживании войсковых частей, предприятий и организаций силовых структур. В связи с отсутствием у подразделений силовых структур выбора кредитной организации для обслуживания, полевые банки должны удовлетворять не только потребности организаций сил и органов обеспечения безопасности, но и все потребности военнослужащих и гражданского персонала в банковских услугах [1].
Анализ расчетно-кассового обслуживания подразделений Министерства обороны полевыми учреждениями ЦБ РФ показал, что в современных условиях расчетно-кассовое обслуживание заключается в выполнении поручений клиентов банками по осуществлению операций по безналичным расчетам и кассовым операциям.
При открытии клиенту счета в полевом учреждении Банка России, согласно нормативным документам, заключается договор банковского счета и договор на кассовое обслуживание. Исходя из того, что полевые учреждения Центрального банка РФ предоставляют клиентам типовые виды услуг, а должность юриста предусмотрена только в полевых управлениях, целесообразно ввести в системе полевых учреждений Банка России единую форму договора банковского счета, соответствующую требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Кроме того, можно также объединить договор банковского счета и договор на кассовое обслуживание, назвав этот документ "договором расчетно-кассового обслуживания счета", где в отдельном параграфе (при необходимости) отразить условия кассового обслуживания клиента.
Это позволит, во-первых, унифицировать процедуру открытия счета клиенту, во-вторых, сократить необходимый объем подписываемых документов.
Анализ безналичных расчетов, совершаемых через полевые учреждения Банка России, показывает, что в наибольшей степени развитие имеют расчеты платежными поручениями. Наибольшее развитие этой формы расчетов объясняется, во-первых, простотой документооборота; во-вторых, использованием данной формы, как исключительной при финансировании довольствующими финансовыми органами получателей бюджетных средств; в-третьих, развитием предварительной оплаты будущих поставок товаров и услуг для нужд подразделений МО РФ; в-четвертых, минимальными трудозатратами плательщика при осуществлении платежа; в-пятых, преобладающим использованием данной формы расчетов при уплате обязательных платежей.
Анализ порядка применения бесспорного и безакцептного списания средств показал, что действующая нормативная база и проведенные исследования не содержат однозначных трактовок данных понятий. Исследование нормативной базы показывает, что, как правило, термин "бесспорного списания средств" применяется при характеристике административных полномочий, предоставленных государственным органам. Термин "безакцептное списание средств" наиболее часто употребляется при характеристике прав, предоставленных отдельным негосударственным субъектам. В связи с вышесказанным следует разграничить права безакцептного и бесспорного списания средств по критериям форм собственности субъектов, производящих списание [1.2].
Анализ кассового обслуживания показал, что одной из основных задач функционирования полевых учреждений является правильная организация кассового обслуживания, обеспечение сохранности наличных денежных средств. Успешное ее решение зависит от соблюдения следующих основных мероприятий: подбора и оборудования кассового помещения, размещение его в наиболее безопасном месте и обеспечение круглосуточной охраной; четкой организации получения подкрепления резервных фондов; порядка хранения запасных ключей от кладовых и т.д. Кассовое обслуживание клиентов полевыми учреждениями ЦБ РФ предполагает выполнение поручений клиентов на получение и взнос наличных денег. Полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации имеют резервные фонды, что позволяет кратчайшие сроки удовлетворять изменяющиеся в связи с нестабильным финансированием потребности структурных подразделений МО РФ в наличных денежных средствах. Данное обстоятельство значительно улучшает качество обслуживания клиентов по сравнению с проведением аналогичных операций коммерческими банками. Кроме того, наличие резервных фондов в полевых банках с объявлением мобилизации и в особый период будет служить источником пополнения оборотной кассы полевых учреждений.
Кроме организации денежного обращения, эмиссии денег, расчетно-кассового обслуживания, полевые банки могут выполнять и иные виды банковских операций, в т.ч. устанавливать корреспондентские отношения с иностранными банками при нахождении российских войск за границей и осуществлять валютное обслуживание воинских частей, учреждений и организаций [2].
Полевые учреждения Банка России осуществляют банковское обслуживание органов и сил, обеспечивающих безопасность, расположенных не по административно - территориальному признаку. Дислокация войск определяется задачами безопасности государства, поэтому одно воинское формирование может быть расположено на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. Полевые учреждения Центрального банка РФ обслуживают органы и силы безопасности, расположенные на территориях, значительно удаленных от расчетно-кассовых центров ЦБ РФ, либо там, где расчётно-кассовые центры Банка России вообще отсутствуют. Также, необходимо обслуживать органы и силы обеспечения безопасности, расположенные в закрытых военных городках и за пределами территорий Российской Федерации. Согласно законодательству органы федерального казначейства не могут организовать обслуживание сил и органов обеспечения безопасности во всех этих случаях, так как отделения федерального казначейства формируются по административно-
В случае реализации проекта передачи системы полевых учреждений из Банка России в федеральное казначейство, полевые учреждения лишаются возможности формирования резервных фондов, права выпуска денег в обращение, права проведения межбанковских расчётов, возможности приёма денежной наличности от войсковых частей, военно-строительных и иных организаций, поэтому переход полевых учреждений Банка России в систему Федерального казначейства повлечет необходимость создания значительного количества расчетно-кассовых центров Банка России [1].
Функциональное предназначение органов федерального казначейства определяет необходимость их теснейшего взаимодействия с учреждениями Банка России, а при обслуживании силовых структур - с полевыми учреждениями Центрального банка РФ. В постановлении Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 "О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему использования федерального бюджета" Министерству финансов РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Банка России поручено осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ. Было определено, что счета органов федерального казначейства Министерства финансов России по учету доходов и средств федерального бюджета открываются в установленном порядке в учреждениях Банка России, а при их отсутствии - в коммерческих банках, привлекаемых для обслуживания этих счетов на конкурсной основе. Реализация постановления Правительства РФ предполагает, что счета органов федерального казначейства по учету средств федерального бюджета, выделяемых на оборону и безопасность, должны быть открыты в специализированных (полевых) учреждениях Банка России.
Органы федерального казначейства осуществляют свои функции через полевые учреждения Банка России, дислоцированные в этих регионах. Действующая схема расчетно-кассового обслуживания органов федерального казначейства, Вооруженных Сил через полевые учреждения ЦБ РФ позволяет в кратчайшие сроки произвести расчетно-кассовое обслуживание войск. Это обуславливается тем, что расчеты между полевыми учреждениями Банка России проходят напрямую, минуя корреспондентские счета главных управлений ЦБ РФ.
Вместе с тем возникает ряд проблемных вопросов, которые в значительной степени осложняют осуществление финансовых операций подразделениями Министерства обороны:
Во-первых, порядок финансирования через органы федерального казначейства не учитывает возможность выполнения поставленных задач перед Вооруженными силами. Так при переброске войск, их развертывании и т.д. будет отсутствовать стройная система их финансирования.
Во-вторых, территориальное расположение военных округов не ограничивается рамками одного субъекта (территории). Это приведет к тому, что перевод средств соединениям и воинским частям, расположенным на других от штаба военного округа территориях, будет осуществляться с дополнительными затратами и временем, необходимыми для согласования этих вопросов.
В-третьих, возникает проблема увеличения сроков прохождения денежных средств через систему федерального казначейства до 5-7 дней, что на 3-4 дня превышает эти сроки при старой схеме финансирования.
Таким образом, создается новая система финансово-кредитного обеспечения войск, которая включает в себя кроме полевых банков и органы федерального казначейства. Создается новый финансово-кредитный механизм экономических отношений с целью удовлетворения экономических потребностей органов и сил, обеспечивающих безопасность Российской Федерации [1].
Происходит совершенствование форм и методов финансово-кредитного обеспечения войск. Основным направлением развития системы полевых учреждений Центрального банка РФ является технология осуществления расчетов. Наиболее перспективная технология - это система электронных расчетов. Целесообразно создать единую электронную сеть платежей между полевыми учреждениями, замыкающуюся на Департамент полевых учреждений ЦБ РФ. Введение расчетов в режиме реального времени обусловлено коренными изменениями в экономике России. Система расчетов в режиме реального времени значительно повышает эффективность банковских операций, ускоряет оборот денежных средств.
Важное место занимают полевые учреждения ЦБ РФ в организации системы расчетов с помощью пластиковых карточек. Безналичные зачисления денежных средств военнослужащих на пластиковые карточки коммерческих банков приводит к раскрытию служебной информации, т.к. воинские части и учреждения обязаны предоставлять в банки списки своих сотрудников для открытия им лицевых счетов. Немаловажным является и то, что усиливается зависимость подразделений силовых органов и личного состава от коммерческих структур. Банковский кризис в августе-сентябре 1998 года подтвердил это - клиенты коммерческих банков не смогли своевременно получить свои денежные средства со своих счетов. Все вышеизложенное подтверждает потребность Вооруженных Сил в создании, особенно в отдаленных гарнизонах, системы банковского обслуживания военнослужащих с помощью пластиковых карточек полевыми учреждениями ЦБ РФ, организации в полевых банках системы распределения и зачисления на карточки денежных поступлений (денежного довольствия, заработной платы, премий, материальной помощи, и т.п.). Это позволяет уменьшить расходы силовых структур, связанные с получением, хранением и выдачей наличных денежных средств, в результате полной автоматизации этих операций. Внедрение системы расчетов через полевые учреждения ЦБ РФ позволит значительно сократить объем кассовой работы в финансовых подразделениях силовых структур, предоставить военнослужащим более гибкую и удобную схему получения денежных средств, избавиться от депонирования невостребованных денежных сумм, решить проблемы соблюдения безопасности при транспортировке и хранении наличных денежных средств [1].
Открытие счетов военнослужащим и служащим органов и сил, обеспечивающих безопасность и их расчетно-кассовое обслуживание должно производиться бесплатно. Зачисление денежных средств, предназначенных для денежного довольствия и заработной платы, на личные счета военнослужащих и гражданского персонала осуществляется в течение одного операционного дня с момента предоставления раздаточной ведомости.
Центром расчетов по карточкам целесообразно определить Департамент полевых учреждений ЦБ РФ, который будет объединять участников системы в единую информационную сеть. Задачами центра должны стать учет всех участников и структурных единиц системы, формирование межрегиональных платежных документов, ведение списков карточек, запрещенных к использованию, предварительная подготовка пластиковых карт для участников системы и контроль за ее целостностью.
Эмиссию пластиковых карточек должны осуществлять полевые учреждения ЦБ РФ, которые будут отвечать по всем платежам клиентов, совершенным в инфраструктуре системы. Основной функцией полевых учреждений будет выдача карточек клиентам и ведение их карточных счетов.
Таким образом, мною была рассмотрена роль и место полевых учреждений Центрального Банка РФ в банковской системе, выделены основные цели деятельности Полевых учреждений.
3. Организация наличного денежного обращения.
Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября I995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков [3].
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим наличноденежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" [3].
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке [1].
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3-х рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,- до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока неиспользованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами [3].
Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимаются учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.
Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.
Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков, в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников, начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни производятся не ранее, чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными- накануне выходных дней этих предприятий. В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы. Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы [3].
В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы
В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков. Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.
Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут "Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии" по форме 0408024. Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни. Для учета выданных средств на заработную плату и выплаты социального характера и удержаний из заработной платы работников предприятий ведутся карточки по форме 0408025 [3].
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России, или по их поручению расчетно-кассовые центры, устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.
При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке [6].
Учреждения банков, в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий, не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью [7].
Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях применительно к рекомендациям.
Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал. Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег:
ПРИХОД
-Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации - 02
-Поступления выручки пассажирского транспорта - 05
-Поступления квартирной платы и коммунальных платежей - 08
-Поступления выручки зрелищных предприятий - 09
-Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги - 11
-Поступления налогов и сборов - 12
-Поступления от реализации недвижимости - 15
-Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) - 16
-Поступления от предприятий Государственного комитета Российской
-Федерации по связи и информатизации - 17
-Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации - 18
-Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 19
-Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) - 20
-Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат - 28
-Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно-обменных операций с физическими лицами - 30
-Прочие поступления - 32
РАСХОД
-Выдачи на заработную плату - 40
-Выдачи на стипендии – 41
-Выдачи на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера - 42
-Выдачи на выплаты социального характера - 44
-Выдачи на закупку сельскохозяйственных продуктов - 46
-Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений 50 Выдачи на другие цели - 53
-Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам и денег на операции ломбардов (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) - 54
-Выдачи со счетов по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) - 55
-Выдачи кредитными организациями наличных денег физическим лицам при совершении валютно-обменных операций - 57
-Выдачи со счетов граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 58
-Выдачи подкреплений предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации - 59
-Выдачи наличных денег на выплату дохода, погашение и покупку государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) - 60
-Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка Российской Федерации - 61
Содержание прогноза кассовых оборотов по символам прихода и расхода соответствует номенклатуре символов "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" (форма N 0409201) [3].
Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций" (форма N 0409201) или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.
Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются расчетно-кассовому центру, в котором открыт корреспондентский (субкорреспондентский) счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.
Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от кредитных организаций сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России. Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются расчетно-кассовыми центрами при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы. Территориальные учреждения Банка России могут собирать прогнозы кассовых оборотов непосредственно от кредитных организаций, минуя расчетно-кассовые центры.
Прогнозируемые на предстоящий квартал обороты в целом по региону по приходу наличных денег в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату сообщаются территориальными учреждениями Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 дня до начала прогнозируемого квартала. Прогнозируемые расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации наличноденежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.
Территориальные учреждения Банка России составляют расчет прогноза кассовых оборотов по поступлениям торговой выручки в кассы банков. В основу расчета принимается прогноз розничного товарооборота, включая общественное питание, по торговым предприятиям, имеющим счета в учреждениях банков для зачисления выручки, и поступления в данном квартале наличными деньгами подписной платы за периодические издания будущего периода, а также прогнозируемый объем поступлений торговой выручки по прочим источникам [1].
Для определения прогнозируемого размера поступлений наличных денег в кассы банков из общей суммы принятого розничного товарооборота, подписной платы и прочих источников вычитается неинкассируемая ее часть.
Элементы неинкассируемой выручки прогнозируются исходя из их динамики и прогноза розничного товарооборота по данному региону с учетом фактических данных из формы 11-торг "Отчет об обороте кассы", представляемой территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике [7].
Определяется общая сумма торговой выручки, подлежащая сдаче торговыми организациями по всем каналам поступлений:
- в учреждения банков наличными деньгами и безналичными перечислениями от населения в уплату за товары;
- в предприятия Госкомсвязи России.
В общую сумму поступлений торговой выручки вносятся поправки на разницу в переходящей выручке на начало и конец квартала (месяца).
При определении суммы торговой выручки, поступающей наличными деньгами в предприятия Госкомсвязи России и учреждения банков (включая учреждения Сбербанка России), следует исходить из оборота торговых предприятий, которые должны сдавать выручку таким порядком, фактического размера этих поступлений за соответствующий период прошлого года, сложившейся динамики в текущем году.
Торговая выручка, поступающая в учреждения банков безналичными перечислениями со счетов вкладчиков в уплату за товары, определяется с учетом данных за предыдущие периоды и мероприятий, осуществляемых по развитию этих форм расчетов.
Прогнозируемый размер выдач наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера (в дальнейшем по тексту - заработная плата) определяется территориальными учреждениями Банка России по форме 0408002 исходя из данных о прогнозируемых фондах заработной платы, получаемых от территориальных экономических органов [3].
Прогнозирование осуществляется на основании фактических выдач на заработную плату за период, предшествующий прогнозируемому кварталу. Для определения прогнозируемого размера выдач наличных денег из касс учреждений банков на заработную плату из общей суммы фонда заработной платы вычитаются суммы безналичных перечислений и удержаний из заработной платы.
К полученной сумме выдач наличных денег на выплату заработной платы прибавляются выдачи на выплату стипендий, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. Кроме того, вносятся коррективы на выдачи заработной платы за выходные дни по срокам, приходящимся на другие кварталы, выдачи наличных денег на расходы, не относящиеся к фонду заработной платы, выплатам социального характера и стипендий -по фактическому размеру этих выплат за предыдущие периоды на основании данных учреждений банков. Выдачи наличных денег на заработную плату увеличиваются на суммы выплат, производимых по срокам, приходящимся, в связи с выходными днями, на первые числа следующего квартала, и уменьшаются на суммы, выплаченные в предыдущем квартале [6].
При распределении выдач наличных денег на заработную плату по месяцам учитываются выдачи наличных денег на выплату заработной платы по срокам, приходящимся на субботу и воскресенье.
В прогнозе кассовых оборотов по операциям предприятий Госкомсвязи России по форме 0408004 и по операциям учреждений Сбербанка России по форме 0408004 предусматривается сальдо в приходе или расходе по сдаче денежных излишков в учреждение банка и по получению подкреплений из учреждения банка.
Отдельные показатели расчета прогноза кассовых оборотов по операциям предприятий Госкомсвязи России определяются учреждениями банков следующим образом:
- объем реализации услуг населению, выплата заработной платы своим работникам из собственных кассовых поступлений - по сведениям, представляемым предприятиями Госкомсвязи России (отчетным и прогнозируемым);
- поступления торговой выручки, излишков от учреждений Сбербанка России или выдачи им подкреплений, выплаты пенсий и пособий - в размерах, определенных в соответствующих расчетах прогноза кассовых оборотов;
- поступления налогов и сборов через предприятия Госкомсвязи России - на основании "Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций";
- сальдо прочих операций предприятий Госкомсвязи России (по приходу или по расходу) - исходя из фактического его уровня за аналогичные прогнозируемому периоды прошлых лет. За предыдущие периоды сальдо выводится как разница между всеми приведенными в расчете показателями прихода и расхода, включая подкрепления, полученные этими предприятиями из касс учреждений банков, я сдачу излишков в их кассы.
При составлении расчета по прогнозу кассовых оборотов по операциям учреждений Сберегательного банка Российской Федерации используются показатели, определяемые следующим образом:
- привлечение вкладов населения в учреждения Сбербанка Россия, поступления от продажи облигаций займов, размещения билетов лотерей, выплаты и погашения по облигациям российских внутренних выигрышных займов, выигрышей по лотерейным билетам -по сведениям Сбербанка Россия;
- поступления безналичными перечислениями в уплату за товары. Эти поступления должны совпадать с данными в расчете прогноза по поступлениям торговой выручки. Услуги нетоварного характера - с учетом данных учреждений Сбербанка России за предыдущие периоды и мероприятий, проводимых по дальнейшему расширению этих форм расчетов;
- денежные подкрепления, полученные от предприятий Госкомсвязи России, или сдача ими излишков наличных денег - исходя из фактических данных за аналогичные прогнозируемому периоды прошлых лет с учетом изменения в прогнозируемом периоде соотношения между поступлениями и выплатами денег по основным операциям учреждений Сберегательного банка Российской Федерации. Принятая в расчете сумма подкреплений или сдаваемых излишков должна быть отражена в тех же размерах в расчете прогноза по операциям предприятий Госкомсвязи России [3];
- суммы поступлений торговой выручки, квартирной платы и коммунальных платежей, выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги", и от реализации недвижимости - в суммах, принятых в расчетах прогноза кассовых оборотов по поступлениям по соответствующим символам;
- поступления взносов от добровольных обществ, продажи сертификатов - исходя из данных территориальных учреждений Сбербанка России об объемах этих операций за соответствующие периоды прошлых лет и с учетом сложившейся динамики в текущем году;
- поступления от погашения кредитов - исходя из прогнозируемого Сбербанком России размера этих поступлений;
- суммы выплат заработной платы своим работникам, пенсий и пособий из федерального бюджета - в размерах (прогнозах), сообщенных территориальными учреждениями Сбербанка России;
- безналичные перечисления во вклады заработной платы рабочих и служащих, граждан за сданную сельскохозяйственную продукцию, пенсий и других сумм - исходя из фактического размера таких перечислений по данным отчетности Сбербанка России и с учетом ожидаемых изменений в их объемах. При этом предусмотренные в расчете суммы перечислений во вклады не должны совпадать с суммами безналичных перечислений, учтенных в расчетах прогноза кассовых оборотов по выдачам наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии, пенсии, пособия и страховые возмещения;
- сальдо прочих операций (по приходу или расходу) - на основании фактического его уровня, сложившегося в соответствующем периоде прошлого года.
Таким образом, организация наличного денежного оборота является одной из основных функций полевого учреждения Банка России.
Заключение
Таким образом, полевые учреждения Банка России являются составной частью Центрального банка Российской Федерации, организуют денежное обращение в обслуживаемых ими гарнизонами.
Организация полевыми учреждениями Центрального Банка Российской Федерации наличного-денежного оборота- это совокупность мероприятий, организуемых и проводимых должностными лицами полевого учреждения Банка России, направленных на упорядочение налично- денежных потоков с целью удовлетворения потребностей субъектов экономических отношений и осуществления задач денежно- кредитной политики государства. К таким мероприятиям относятся: планирование и прогнозирование налично- денежного оборота; прием и выдача наличных денег; установление лимитов денежной наличности и норм расходования наличных денег из выручки; кадровая работа; регулирование оборотной кассы; обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей и техническое обустройство кассового узла; экономическая работа полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации по организации денежного обращения.
Данная научная работа поможет мне в дальнейшем изучении профессиональных дисциплин такие как Банковское дело, учет и операционная деятельность в Банках и много другое. Опираясь на эти знания полученные в ходе написания научной работы можно сделать определенные выводы по вопросам наличного денежного обращения, по организации деятельности полевых учреждений Банка России.
Список использованной литературы
1. Кирисюк Г.М. Банковское обеспечение Вооруженных сил /Учебник. – М.: Воениздат, 2004. – 310 с.
2. Приказ Председателя Центрального Банка Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации № ОД- 270ДСП/262ДСП от 5 июня 1998 г. «Об утверждении положения о полевых учреждениях Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)». – М.: 1998г. – 10 с.
3. Положение №14-П/173 «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». – М.: 1998г. – 78 с.
4. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» 10 июля 2002 года N 86-ФЗ. – Справочно-правовая система “Гарант”: версия от 5 декабря 2009г.
5. Федеральный закон «О Банках и банковской деятельности» 2 декабря 1990 года N 395-1. – Справочно-правовая система “Гарант”: версия от 5 декабря 2009г.
6. Инструкция «О порядке ведения эмиссионных и кассовых операций в учреждениях Банка России» №132-И ДСП 28 декабря 2007г.
7. Приложение к инструкции №132-И ДСП 28 декабря 2007г. – «О направлении рекомендаций по эмиссионной и кассовой работе» Первый зам. председателя БР Лунтовский Г.И.
Информация о работе Организация денежного обращения в Полевых учреждениях Банка России