Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно- экономических формаций………………………………………………………….4
2. Субъекты финансовой системы………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………...11

Файлы: 1 файл

Вариант.doc

— 69.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 
 

Факультет менеджмента

Специальность:080504 «Государственное и муниципальное

управление» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Дисциплина: Государственные и муниципальные финансы

Тема: «Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил:

                Студент группы ГМУ 02-2В-09

                Проверил: к.э.н. доцент.  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                          Якутск 2011

План 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно- экономических формаций………………………………………………………….4
  2. Субъекты финансовой системы………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………………………...11

 

Введение 
 

     Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство.

     Государственные и муниципальные финансы —  это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

     Государственные финансы — это мощный рычаг  макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее и специфическое  содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций.
 

     Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения в  связи с развитием государства  и его потребностями в ресурсах. По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств. Но финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода.1

     Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых  вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу.

     Сущность  финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного  воспроизводства определяются экономическим  строем общества, природой и функциями  государства.

     Возникновение и развитие финансов обусловлено  такими факторами, как:

  1. общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;
  2. развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением функций денег, механизма их обращения;
  3. появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;
  4. создание и усложнение сферы деятельности государства.2

     Человечество  в процессе эволюции прошло путь от непосредственного товарообмена к  товарно-денежным отношениям, всеобщим эквивалентом в которых стали  деньги, а государство в развитии своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды.

     Финансы как историческая категория появилась  одновременно с государством при  расслоении общества на классы. В результате первого крупного деления общества на классы появились рабовладельцы и рабы, а также первое государство — рабовладельческое. Затем в процессе развития общества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных государств.

     В докапиталистических формациях  большая часть потребностей государства  удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей  и сборов, а денежное хозяйство  было развито только в армии. Основными  расходами рабовладельческих и  феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, дорог и т.д.). Основными же доходами являлись поступления от доменов (государственного имущества; королевский домен — наследственные земельные владения короля) и регалий (монопольное личное право королей и через их пожалование крупных феодалов на получение определенных доходов от отдельных промыслов и торговли некоторыми видами товаров — чеканка монет, рыночные пошлины, штрафы, разработка рудников и т.д.), военные завоевания (добыча), дань с покоренных народов, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

     С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее  значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, доля же натуральных сборов и повинностей стала резко сокращаться.

     Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем  единой абстрактной сущности системы  финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений.

     Формы этих отношений могут существенно  отличаться в различных общественно-экономических  формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  финансы как объективная экономическая  категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических  формаций. Хотя конкретное государство  в условиях любой общественно-экономической формации может активно воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, поставленных целей и задач, но оно не в состоянии ни создавать, ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.3 

         2. Субъектами финансовой  системы выступают:

     Юридические и физические лица – участники в  формировании и использовании  специальных денежных фондов. 

     Финансовую  систему можно рассматривать  с позиции ее функций или ее институтов. Финансовая система государства – это совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной же точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.).

     В экономических отношениях участвуют четыре субъекта: 
1 государство; 
2 регион; 
3 хозяйствующий субъект; 
4 гражданин.

     У каждого из этих субъектов свои права  и обязанности, цели и задачи. Вступая  в отношения между собой, эти  субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.

     Финансовая  система Российской Федерации представляет собой четырехблочную систему относительно самостоятельных звеньев, к которым  относятся:

     1) обще государственные финансы;

     2) территориальные финансы;

     3) финансы хозяйствующих субъектов;

     4) финансы граждан.

     Задачей общегосударственных финансов являются концентрация финансовых ресурсов в  распоряжении государства и направление  их на финансирование общегосударственных  нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа госпредприятий, доходов от казенных предприятий и хозяйственных субъектов федеральной собственности и т.п.4

     В состав общегосударственных финансов входят: 
1) федеральный бюджет; 
2) государственное страхование; 
3) государственное кредитование; 
4) федеральные внебюджетные фонды.5

     Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и внебюджетные фонды. Территориальные финансы формируются за счет налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и других источников. Основные принципы организации местных финансов установлены Законом РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», принятым в сентябре 1997 г. Местные финансы включают средства местного бюджета, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом этого образования.6

     Главную роль в финансовой системе государства  играют финансы хозяйствующего субъекта. Задачей финансов хозяйствующего субъекта является формирование этим субъектом своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежными потоками в целях осуществления своей производственно-торговой и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. Финансы хозяйствующего субъекта по своей роли в финансовой системе государства выступают как ее ведущее звено.

Заключение 

     Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990 г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль.

     Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль.

     Новые формы приобрел общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР со стороны законодательных органов. 
 
 
 
 

Информация о работе Общее и специфическое содержание финансов отдельных общественно-экономических формаций