Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:41, курсовая работа
В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
Введение.
1. Необходимость и цели валютного контроля в РФ.
2. Структура валютного контроля.
Заключение.
Список использованной литературы.
2. Структура валютного контроля.
Основы законодательного регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Функциональной составляющей механизма валютного контроля является набор форм и методов контрольной деятельности. Форма валютного контроля – это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.
В зависимости от времени совершения контрольных действий выделяют три основные формы – предварительную, текущую и последующую. В совокупности они обеспечивают непрерывный характер валютного контроля. Метод валютного контроля – это приемы и способы его осуществления: наблюдение, проверка, ревизия, анализ.
Основные методы – это ревизия и проверка. Ревизия – система обязательных конкретных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их проведении. В отличии от ревизии проверка обычно представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля (ст.22, ч.1 №173-ФЗ).
Практика показала, что организация действенного валютного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна. Таможенным Кодексом был расширен перечень органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля отнесен Государственный Таможенный Комитет России, а агентам – иные таможенные органы, подотчетные ГТК России.
Рис.1.1. Органы валютного контроля Российской Федерации
Перечислим основные направления валютного регулирования и валютного контроля:
1. Таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций.
2. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.
3. Осуществление валютного контроля при бартерных операциях.
4. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных государственных органов в области валютного регулирования и валютного контроля.
Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.
Главные отличия между органами и агентами валютного контроля заключаются в следующем:
1. Органы в пределах своей компетенции имеют право издавать нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами РФ.
2. Только органы определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям.
3. Агенты валютного контроля подотчетны органам.
4. Только органы могут применять предусмотренные Законом санкции за нарушения валютного законодательства (в том числе по предоставлению агентов).
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать документы, содержание которых противоречит действующему валютному законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального Банка России, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и министерств, в данной сфере внешнеэкономической деятельности, является Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать установленные законодательством взыскания.
Заключение.
Итак, на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.
Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.
Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.
Таким образом, рассмотрев систему валютного контроля, можно сделать вывод о том, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.
Список использованной литературы.
1. Закон РФ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
2. Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства: Указание N 500 от 12. 02. 1999 г. (в ред. Указаний ЦБ РФ от 23. 08. 99 N 629-У, от 17. 09. 2001 N 1034-У, от 27. 11. 2001 N 1056-У) // Финансы и кредит. - 2002. - N 2. - С. 37-39
3. Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно)"
4. Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.
5. Семенюта О.Г. Основы банковского дела. СПб, 2005;
6. Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2005.-№4.-С.10-15.
7. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю.Финансовое право. Конспекты лекций и схемы, 2-е изд. - М.: Дело, 2002.
Информация о работе Необходимость и цели валютного контроля в РФ. Структура валютного контроля