Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
1) изучить понятие финансовой политики и ее элементов
2) дать понятие налоговой политики и определить ее сущность, модели и методы
3) проанализировать основные направления налоговой политики;
4) проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;

Оглавление

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики………………………………………………………………………………… 3
1.1. Понятие финансовой политики и ее элементы…………………………………...3
1.2.Сущность налоговой политики государства………………………………………4
1.3. Субъекты, цели, модели и методы осуществления налоговой политики……….6
2. Анализ функционирования налоговой политики……………………………… ....10
2.1. Направления налоговой политики………………………………………………..10
2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ……………………………………………………………………………...11
3. Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования
3.2. Меры по совершенствованию налоговой политики, планируемой к реализации в 2013 году
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 140.59 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики………………………………………………………………………………… 3

1.1. Понятие финансовой  политики и ее элементы…………………………………...3

1.2.Сущность налоговой  политики государства………………………………………4

1.3. Субъекты, цели, модели  и методы осуществления налоговой  политики……….6

2. Анализ функционирования  налоговой политики……………………………… ....10

2.1. Направления налоговой  политики………………………………………………..10

2.2. Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ……………………………………………………………………………...11

3. Направления совершенствования  налоговой политики Российской  Федерации

3.1. Предложения по совершенствованию  налогового регулирования

3.2. Меры по совершенствованию  налоговой политики, планируемой  к реализации в 2013 году

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции. Налоговая политика является составной частью финансовой политики.

Актуальность  данной темы заключается в том, что налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства и призвана с учетом диктуемых рынком условий, обеспечить сбалансированность государственных и частных интересов.Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность. При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения – не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.Целью курсовой  работы - проанализировать налоговую политику РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.

Задачи курсовой работы:

1) изучить понятие финансовой политики и ее элементов

2) дать понятие налоговой политики и определить ее сущность, модели и методы 

3) проанализировать основные направления налоговой политики;

4) проанализировать динамику налоговых доходов бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе Российской Федерации;

5) оценить перспективы развития налоговой системы РФ; 

1. Теоретические основы налоговой политики и ее значимость в финансовой политики

1.1. Понятие финансовой  политики и ее элементы

Прежде чем говорить о налоговой политики государства необходимо в вкратце остановиться на более глобальном понятии «финансовая политика», составным элементом которой и является  налоговая политика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.  Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

  • Бюджетная политика
  • Денежно-кредитная политика
  • Таможенная политика
  • Инвестиционная политика
  • Налоговая политика

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Реализуя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

 

1.2.Сущность налоговой  политики государства

В экономической литературе существуют разные понятия налоговой политики. Безусловно, важно разобраться с пониманием этого термина, прочно вошедшего в современный экономический лексикон. К сожалению, несмотря на свою безусловную значимость, понятие налоговая политика не имеет в нашей стране законного признания и обоснования. Этот термин не встречается в арсенале ни налогового, ни бюджетного законодательства. Исключение составляет лишь упоминание его в ст.15 Федерального конституционного закона « О Правительстве Российской Федерации», где говориться лишь, что правительство РФ разрабатывает и реализует налоговую политику.

Итак, дадим следующее определение: налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых  и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны, создающей условия для своевременной  полной уплаты налогов и сборов в целях обеспечения финансовых потребностей публичной власти, отдельных групп власти, а так же развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Считается, что налоговая политика включает в себя три звена:

  1. Выработку научно обоснованных концепций развития налогов, которые формируются с учетом требований объективных  экономических законов, исходя из потребностей населения
  2. Определение основных направлений использования налогов на перспективу и текущий период с учетом путей достижения поставленных финансовой политикой целей.
  3. Осуществление основных практических действий, направленных на достижение поставленной целей.

Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач, таких  как стимулирование экономического  роста, преодоления инфляционных  процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов  разных уровней и др.;

2. Социальных задач; обеспечение  занятости населения, стимулирования  роста доходов и уровня жизни  населения, перераспределение национального  дохода в интересах наименее  защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными, корпоративными  и личными интересами в области  налогообложения.

1.3. Субъекты, цели, модели и методы осуществления  налоговой политики

При анализе любой налоговой политики необходимо различать такие понятия, как «субъекты налоговой политики», ее «цели», «методы» и «модели».

Субъектами государственной налоговой политик являются различные уровни управления, обладающие налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством, и имеющие возможности воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков.

Состав субъектов налоговой политики определяется типом государственного устройства   (унитарным, федеративным) и дифференциацией уровней управления. В Российской Федерации такими субъектами являются уровни управления: федеральный; региональный; местный.

Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также в установлении налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики региона в целом.

Выбор конкретных форм и методов определяется целями, которые ставит перед собой государство, разрабатывая и реализуя налоговую политику. Среди них выделяют следующие: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные (рисунок 1).

Фискальные цели всегда считают основными. Другие цели, хотя и крайне значимые для государства, но имеют второстепенный характер. Это объясняется тем, что фискальная функция является основной в налогообложении, а все остальные – вторичными. Объективность дифференциации целей на основную и второстепенные нередко приводят к проявлению двойного характера налоговой политики, когда приоритетная реализация каких – либо целей происходит в ущерб другим.

Рисунок 1.





 

 

 

 

 

Устранение двойственного характера это долгосрочный ориентир, к которому должно стремится государство, разрабатывая модель налоговой политики. В зависимости от целей налоговой политики государство использует ту или иную модель этой политики, которой зависит от экономической и социальной политики, проводимой в государстве.

На сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:

  • Высокий уровень налогообложения (политика максимальных налогов)
  • Низкое налоговое бремя (политика экономического развития)
  • Достаточно существенный уровень налогообложения (политика разумных налогов)
  1. Политика максимальных налогов. При ее проведении происходит рост налогового бремени путем введения новых налогов, а так же увеличение налоговых ставок и облагаемой базы действующих налогов. В последующем это приводит к снижению объёмов производства, применению  легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие – происходит снижение налоговых поступление в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тип политики используется в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действие), когда необходимо повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, а так же данная политика находит применение и в мирное время, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается высокими социальными расходами.
  1. Политика экономического развития. Данная модель характеризуется тем, что учитывает не только фискальные интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами. Налоговое бремя снижено, величина прибыли возрастает, но налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из–за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.  
  2. Политика разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеперечисленными моделями и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющим не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов. Следует отметить, что чаще всего охарактеризованные выше модели налоговой политики используются не в чистом виде, а в различных сочетаниях. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государства считает приоритетным, используются различные методы осуществления налоговой политики.

Метод налоговой политики – это способ, используемый для практического решения целей налоговой политики. Налоговая политика проводится государством посредством следующих методов:

  1. Управления налогообложением. Это организующая и распорядительная деятельность финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание эффективной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития. Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики. К ним относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба РФ.
  2. Информирование (пропаганда) и воспитание налогоплательщиков. Информирование – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой для правильного исполнения ими налоговых обязательств. Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознания необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязательств.
  3. Налоговое консультирование. Оно сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми лицами, ответственными за исполнения налоговых обязанностей, положение законодательства о налогах и сборах.
  4. Льготирование, контролирование и принуждение. Формирование налоговой культуры является длительным и противоречивым процессом, который связан как с налоговой «справедливостью» так и с общей культурой населения.

Информация о работе Направления совершенствования налоговой политики Российской Федерации