Налоговое планирование - законодательные способы минимизации налоговых платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – исследование, как теоретических вопросов налогового планирования, так и практических проблем по осуществлению налогового планирования. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1. Изучение понятия и выявление принципов налогового планирования как юридической категории.
2. Рассмотрение теоретических аспектов налоговой оптимизации.

Оглавление

Введение 3
1 Понятие, сущность и пределы налогового планирования. 5
1.1 Понятие налогового планирования 5
1.2 Элементы налогового планирования 9
1.3 Этапы налогового планирования 11
1.4 Пределы налогового планирования 13
2 Минимизация налоговых платежей 15
2.1 Разработка схем минимизации налогов 15
2.2 Виды и пределы налоговой оптимизации 17
2.3 Проблемы разграничения налогового планирования и уклонения от уплаты налогов 21
Заключение 24
Литература 25

Файлы: 1 файл

Контрольная ФИК.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    По мнению И.И. Кучерова, в результате осуществления налоговой оптимизации налоговые платежи на законных основаниях сводятся к возможному минимуму (минимизируются), в отличие, например, от уклонения от уплаты налогов, которое хотя и позволяет также отчасти или даже полностью избежать налоговой обязанности, но является при этом общественно опасным, противоправным и наказуемым деянием. [12, 111стр] Таким образом, оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

Виды налоговой оптимизации.

Классификация налоговой  оптимизации может быть осуществлена по различным основаниям, в том числе по её целям, задачам, субъектам, продолжительности во времени, масштабности, формам и методам осуществления.

Целью налоговой оптимизации, является снижение размера всех налогов, в отношении которых у налогообязанного лица имеются соответствующие обязанности. Однако, наряду с этим в качестве цели налоговой оптимизации может фигурировать и отсрочка налоговых платежей, т. е. перенос их уплаты на более поздний срок.

Налогоплательщик может  осуществлять налоговую оптимизацию, разрешая отдельные задачи. Например, в качестве таковых можно рассматривать уменьшение платежей или перенос срока уплаты лишь по налогам определённого вида, видам деятельности или даже по отдельным налоговым периодам или сделкам.

В зависимости от того, насколько налоговая оптимизация охватывает сферу деятельности налогоплательщика, она может носить локальный или системный характер. Если целью налогоплательщика является уменьшение налогообложения в процессе его повседневной (текущей) деятельности, то имеет место текущая налоговая оптимизация.

Деятельность налогоплательщика, позволяющая уменьшить налогообложение  с учетом его деятельности в будущем, рассматривается, как перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация. В снижении налоговых платежей в первую очередь заинтересован сам налогоплательщик, поэтому он и является основным субъектом налоговой оптимизации. Налоговая оптимизация может осуществляться как физическими лицами (личная налоговая оптимизация), так и организациями (корпоративная налоговая оптимизация). Непосредственно налоговая оптимизация может слагаться из сочетания самых различных форм и методов. Непосредственно действия, позволяющие в результате минимизировать налоговые платежи организации, могут совершаться её работниками: бухгалтерами, финансистами, юристами. Однако налоговая оптимизация может осуществляться по поручению налогоплательщика также на основе соответствующего договора консалтинговыми компаниями, юридическими фирмами, аудиторами и налоговыми консультантами. Налогообязанные лица могут объединять свои усилия по уменьшению налоговых обязанностей (коллективная налоговая оптимизация), в этом случае деятельность по оптимизации налогообложения может осуществляться с участием нескольких субъектов налогообложения. Подобная налоговая оптимизация приобретает масштабный характер и требует координации действий всех её участников, которая, как правило, осуществляется каким-либо одним из налогоплательщиков. В случае проведения налогоплательщиком налогового планирования, при использовании комплекса различных мероприятий, направленных на снижение налогообложения, которые охватывают все стороны его деятельности, налоговая оптимизация осуществляется системно, на долгосрочной, плановой основе и сопровождается корректировкой учетной политики, т. е. организации и ведения налогоплательщиком бухгалтерского и налогового учёта, его коммерческой деятельности и т. д. Налоговая оптимизация, осуществляемая совместно с участием иностранных организаций или с использованием зарубежных зон льготного налогообложения, условно называется международным налоговым планированием. [12,96стр]

2.3 Проблемы разграничения налогового планирования и уклонения от уплаты налогов

 

Вопрос о возможных  и допустимых способах минимизации  налоговых платежей в последнее  время достаточно часто обсуждается  на страницах финансовой и юридической литературы. Актуальность данного вопроса обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому. В аспекте указанной проблемы особенно отчетливо проявляется различие частноправовых и публично-правовых интересов: для любого налогоплательщика налоговые платежи являются фактически изъятием части собственности, притом безвозмездным, в то время как для государства налоги - это основная составляющая доходов бюджета.

Крылатая фраза "сэкономленные  деньги - это заработанные деньги" с точки зрения минимизации налоговых  платежей приобретает для налогоплательщиков особое практическое значение.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других - к разряду правонарушений.

    Классическая схема налогового планирования заключается в переносе всех или части деловых операций в компанию, пользующуюся налоговыми привилегиями или находящуюся в зоне льготного налогообложения. Первоначально подобные подходы были исключительной прерогативой международных схем, однако появление российских территорий со льготным налоговым режимом сделало жизненными такие схемы и внутри страны.

    Почти в каждой стране существует вид деятельности или организационно-правовая форма, налоговый режим которых благодаря особенности национального налогового законодательства более предпочтителен. Тем самым создается основа для привлечения под такую юрисдикцию с низким уровнем налогообложения иностранных юридических лиц.

Оффшорный бизнес - это деятельность, которая ведется за пределами данной юрисдикции, имеющая зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащая в ней льготному налогообложению.

Под «оффшорной зоной» понимается юрисдикция, в которой законодательно определены статус оффшорных предприятий  и нормы, в соответствии с которыми совершаются финансово-экономические  операции. При этом разновидностями  создаваемых в таких зонах  организационно-правовых форм юридических лиц являются: товарищество (партнерство), общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.

В настоящее время  на налоговой карте мира насчитывается  более 300 единиц льготных юрисдикций и  зон, представляющих интерес с точки зрения налогового планирования международных финансовых операций. Общее число оффшорных компаний достигает нескольких сотен тысяч.

Оффшорные зоны сосредоточены  в основном в нескольких точках земного  шара: Карибский бассейн (о-ва Багамские, Виргинские, Каймановы, Барбадос и Гренада); Средиземноморье (Андорра, Гибралтар, Монако, Кипр); Европа (Швейцария, Люксембург, Лихтенштейн, о-ва Гернси, Джерси и Мэн, Сан-Марино, Ирландия); Арабские страны (Ливан, ОАЭ, Бахрейн); Африка (Сейшельские острова, Либерия); Азиатско-тихоокеанский регион (Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины).

Предоставляемые компаниям-нерезидентам льготы разнообразны, хотя не все они  действуют в тех или иных оффшорных  центрах. Видами льгот, предоставляемых оффшорным компаниям, являются: льготный режим налогообложения, предоставление валютной автономии; таможенные льготы при импорте товаров; упрощенные процедуры регистрации и отчетности; гарантия банковской и коммерческой тайн и др.

В оффшорных зонах  могут функционировать компании с различными налоговыми статусами. Национальная компания – налоговый резидент государства регистрации, на нее распространяются договоры об избежании двойного налогообложения. Компания международного бизнеса освобождается от уплаты местных налогов, однако ей нельзя вести бизнес с резидентами страны, владеть недвижимостью, предоставлять юридический адрес другим компаниям. Оффшорная компания – специальный тип национальной компании, предусмотренной законодательством Кипра; Компания со специальным статусом вправе выбрать ставку налогообложения при условии соблюдении определенных правил. Освобожденная компания освобождается от уплаты налогов, хотя формально является налогоплательщиком. Нерезидентская компания не подлежит налогообложению согласно национальному законодательству.

Таким образом, если предприятие  ведет внешнеэкономическую деятельность, то использование оффшорных компаний становится необходимым, а вот каких  и в какой конкретно стране — зависит от направления деятельности. Очень многие зарубежные оффшорные компании совершенно бесполезны для одних видов внешнеэкономических операций и весьма выгодны для других.

Оффшор — это самоочевидный  инструмент налогового планирования, который действует и его можно  использовать. Однако обратим внимание на то, что в последние годы оффшорный бизнес претерпевает весьма значительные перемены. Поэтому при построении налоговой схемы с участием оффшорных центров необходимо проявлять особую осмотрительность, учитывать антиоффшорные меры со стороны промышленно развитых государств, а также мировые тенденции в оффшорном бизнесе.[13,110стр]

Заключение

 

    В ходе работы над данной темой были сделаны следующие выводы: определили понятия «налоговое планирование» как целенаправленную деятельность налогоплательщика по планированию налоговых обязательств путем использования всех предоставленных законодателем приемов и способов. Рассмотрели понятие, цель, задачи и виды налоговой оптимизации как деятельности налогоплательщика направленной на уменьшение размера налоговых обязанностей или полное от них освобождение, посредством активной реализации предоставленных законодательством о налогах и сборах прав. А так же выяснили, что в случае проведения налогового планирования, налоговая оптимизация должна проводиться системно и на долгосрочной основе. Кратко остановились на основах управления налогами на предприятиях и в организациях, а так же раскрыли основные принципы корпоративного налогового планирования.

Таким образом, подводя  итоги проведенного исследования можно сказать, что в российском законодательстве на протяжении последних десяти лет наблюдается некий застой в вопросе выработки норм по противодействию уклонения от уплаты налогов. Назрела острая необходимость всемирно стимулировать законодателя к активному регулированию налоговых правоотношений.

    Практика показывает, что снизить налогообложение, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любого предприятия.

    Но самое главное, что должен осознавать налогоплательщик – налоговое планирование  доступно любому, но осуществлять его надо не после осуществления какой - либо хозяйственной операции или прошествия налогового  периода, а до!!!

 

Литература

1. Фомина О.А. Зарубежный  опыт налогового планирования 2007 г.

2. Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование //Законодательство. - 2006. -№ 10.

3. Кашин В.А. Налоговое планирование для предприятий. - М: Финансы, Юнити, 2004.

4. Кузнецова В. Способы  оптимизации налогообложения в  2007 году // Аудит и налогообложение.- 2007.-№ 4

5. Рюмин СМ.  Налоговое  планирование:  общие принципы и проблемы //Налоговый вестник. -2005.- № 2.

6. Колосов А.Ф. Система  налогообложения и возможность  использования льгот для снижения налоговых платежей // Экономика строительства .- 2005. -№11.

7. Евстигнеев Е.Н. Основы  налогового планирования. - СПб.: Питер, 2004.

8. Гончаренко Л.И. Налогообложение  организаций. - М: Экономист, 2006.

9. Станкевич Г.В. К  вопросу о юридической конструкции  понятия «налоговое планирование»  //Налоговое планирование: черные  дыры в Российском законодательстве.-2008.-№2

10. Евстигнеев Е.Н. Основы  налогового планирования-СПб.: Питер,2004г

11. Евстигнеев Е.Н. Налоги  и налогообложение. Краткий курс 3-е издание-СПб.: Питер,2006.

12. И.И. Кучеров. Налоговое право России: курс лекций. Москва. «ЮрИнфоР». 2006

13. Евстигнеев Е. Н. Основы налогового планирования. – СПб.: Питер, 2004.


Информация о работе Налоговое планирование - законодательные способы минимизации налоговых платежей