Налоговая политика и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:44, доклад

Краткое описание

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.
Налоговая политика - это деятельность государства в сфере установления, правового регламентирования и организации взыскания налогов и платежей. Целью налоговой политики является формирование государственного бюджета при одновременном стимулировании деловой активности предпринимателей.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 25.55 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И

СПОРТА  УКРАИНЫ

КРЫМСКИЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ  «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Вадима Гетьмана»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговая политика и налоговая  система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  по дисциплине

финансы

Выполнили

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2012

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Главными средствами перераспределения  доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.

Налоговая политика - это  деятельность государства в сфере  установления, правового регламентирования  и организации взыскания налогов  и платежей.  Целью налоговой политики является формирование государственного бюджета при одновременном стимулировании деловой активности предпринимателей. 

Основными рычагами налоговой  политики государства являются изменения  налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Среди многочисленных задач  налоговой политики, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических  колебаний экономики.

Инструментарий налоговой  политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Первоочередной задачей  государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.  

 В основе формирования  налоговой политике лежат две  взаимно увязанные методологические посылки:

   • использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов  
различных уровней и решение фискальных задач государства;

   • использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Практическая деятельность по осуществлению данных задач, в  конечном счете, направлена на решение основной проблемы страны - обеспечению экономического роста.

Выделяют два вида налоговой  политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная налоговая  политика – сознательное регулирование  государством уровня налогообложения  и государственных расходов с  целью воздействия на реальный объем  национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

 

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

 

Для того, чтоб налоговая политика давала положительные результаты, необходимо научное обоснование основ налоговой системы.

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Все налоги должны быть взаимосвязаны между собой, органически дополнять друг друга, не вступать в противоречие с системой в целом и отдельными ее элементами.

 Определяющей базой построения налоговой системы является объем бюджетных расходов. Сбалансирование доходов бюджета с объемом государственных расходов является аксиомой финансовой науки.

Элементы системы налогообложения:

Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога.

Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог.

Единица налогообложения – единица измерения объекта налогообложения

Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.д.).

Источник оплаты налога — это средства, за счет которых может быть уплачен налог. Выделяют всего два источника налога — доход (основной источник) и капитал налогоплательщика (резервный источник).

Основными функциями налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

  • Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций. Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение налогов: формирование финансовых ресурсов государства, аккумулирующих в бюджетной системе.
  • Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  • Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  • Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Налоговая система Украины  установлена Законом «О системе налогообложения», принят  в 1991 г. с изменениями и дополнениями. В него включаются как налоги, так и другие обязательные платежи, взимаемые в Украине, с делением их на общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги - налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Украины, кроме некоторых, предусмотренных Налоговым Кодексом. Например, к таким налогам относятся: налог на прибыль предприятий; налог на доходы физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизный налог и т.д.

Местные налоги и сборы -  налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах граничных размеров ставок, определенных Налоговым Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин. К местным налогам относятся: налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; единый налог.

Уплата налогов и сборов в Украины осуществляется в денежной форме в национальной валюте Украины, в наличной или безналичной форме, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом или законами по вопросам таможенного дела.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие  принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

 

 

      Формирование налоговой политики  и создание налоговой системы  происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформирования банковской сферы, денежно-кредитной политики и т.п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.


Информация о работе Налоговая политика и налоговая система