Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:42, курсовая работа
Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований - административно - территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) - форма образования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).
Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Роль местных бюджетов в социально экономическом развитии муниципальных образований ………………………………………………....4
1.1.Формирование доходов местных бюджетов……………………………...7
1.2. Расходы местных бюджетов………………………………………….…..10
2. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств……14
2.1.Методика проведения аудита эффективности использования межбюджетных трансфертов в субъектах РФ……………………………….18
2.2. Оценка эффективности использования бюджетных средств с помощью метода расчета коэффициента использования бюджетных средств…….....22
3. Оценка эффективности расходов бюджета на основе расчёта мультипликатора бюджетных расходов……………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список литературы………………
1. на содержание органов местного самоуправления;
2. на формирование муниципальной собственности и управление ею;
3. на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
4. на содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
5. на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6. на муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7. на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
8. на организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
9. на содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
10. на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
11. на обеспечение противопожарной безопасности;
12. на охрану окружающей природной среды на территории муниципальных образований;
13. на реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
14. на обслуживание и погашение муниципального долга;
15. на целевое дотирование населения;
16. на содержание муниципальных архивов;
17. на проведение муниципальных выборов и референдумов;
18. на прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.
Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования школ и дошкольных учреждений), здравоохранения (поликлиник, больник), учреждений культуры (клубов, музеев театров киноустановок) и много других учреждений непроизводственной сферы.
В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета. Из местных бюджетов осуществляется финансирование жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства населенных мест. В ряде районов осуществляется финансовая поддержка за счет местных бюджетов развития в регионе муниципальной промышленности, а так же и сельского хозяйства.
Бюджетным кодексом РФ регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения строятся на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в формировании местного бюджета, а также в финансировании природоохранных мероприятий (охрана окружающей среды), мероприятия по развитию системы водоснабжения и канализации, мусоропереработки и захоронения бытовых отходов.
Промышленные предприятия финансируют поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий, озеленение прилегающих к ним участков.
В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.
И, наконец, перед органами самоуправления стоит задача обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территории, охраны окружающей среды. В связи с этим следует планирование расходов сделать гласным, привлекать население к решению проблем бюджетов по финансированию расходов.
Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения, после чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на приобретение и использование бюджетных средств.
Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки, обязанные выполнять эти операции без взимания комиссионного вознаграждения.
Бюджетные организации и учреждения исполняют расходную часть бюджета, получая из него предусмотренные денежные средства для осуществления своей деятельности. Этим организациям необходимо иметь сметы расходов, в соответствии с которыми должно осуществляться финансирование расходов. В сметах бюджетных организаций финансирование предусматривается по трем укрупненным ставкам:
1)заработная плата;
2)текущие расходы;
3)капитальные вложения и капитальный ремонт.
В 2009 году осуществлен перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов высокодотационных субъектов РФ и субъектов, не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.
Территориальные органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ продолжают перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов РФ. При этом кассовое обслуживание исполнения казначействами бюджетов РФ и местных бюджетов с 2000 г. осуществляется на договорной возмездной основе.
2. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств
Оценке деятельности по расходованию бюджетных средств должно предшествовать определение категории эффективности использования бюджетных средств, способов измерения эффективности, формулировки критериев эффективности, а также возможностей применения результатов такой оценки в последующих бюджетных циклах.
Эффективность - результат деятельности, программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.[1] Там же социальная эффективность рассматривается как отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение.
В практике работы органов государственного контроля эффективность характеризуется соотношением между результатами использования бюджетных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования бюджетных средств.
Таким образом, можно сделать вывод, что при оценке эффективности использования бюджетных средств и разработке способов измерения и формирования критериев эффективности следует учитывать не только экономическую составляющую, связывающую объемы бюджетной услуги с затратами на ее предоставление, но и различные другие составляющие эффективности.
Показатели эффективности бюджетных услуг условно могут быть разбиты на три основные группы[2]:
• отраслевые показатели: объемы оказанных бюджетных услуг по видам отраслей и по отдельным специальностям, количество оказанных услуг и полученных результатов, число потребителей услуг, относящихся к определенной социальной группе и т.п.
• экономические показатели: затраты на оказание услуг, удельный вес расходов на оплату определенных видов бюджетных услуг бюджетных услуг, отдельные показатели использования финансовых средств;
• социальные показатели: показатели образованности, смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, заболеваемости, удовлетворенность населения качеством бюджетных услуг.
Вместе с тем, система показателей оценки эффективности деятельности должна отражать набор ее целей, быть специфическими, поддаваться количественному измерению в той или иной форме. Например, индикаторы деятельности организации, предоставляющие государственные услуги, должны отражать следующие аспекты:
· Объем производства – количество обработанных дел;
· Производительность – среднее количество единиц выпуска на человека;
· Издержки - средние издержки на единицу выпуска, отражающие объем требуемых и потребленных ресурсов;
· Требуемое время – период, необходимый для выполнения каждого вида работ;
· Спрос на услуги – виды, частота, и объем выпуска с учетом сезонной составляющей;
· Доступность услуг – спектр спроса на оказываемые услуги;
· Результаты – виды ожидаемых результатов, их распределение во времени и воздействие на общий набор целей организации [3]
Измерение эффективности различных направлений деятельности необходимо для определения соответствия отвечает ли достигнутого уровня эффективности принятому стандарту, «потенциалу», а так же для сравнения с ранее достигнутыми результатами.
Для такого измерения эффективности расходования ресурсов должны быть определены:
• набор индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей;
• нормативные значения контрольных индикаторов;
• шкала для численной оценки полученных результатов, предполагающая единый алгоритм оценки отклонения достигнутых показателей от нормативного значения.
Применение единой системы показателей для оценки эффективности бюджетных расходов позволит оценивать степень достижения поставленных целей по повышению эффективности использования ресурсов при помощи числовых критериев. Использование общей методики упростит сравнение эффективности расходования бюджетных средств, как между отдельными бюджетными учреждениями, так и между различными муниципальными образованиями и регионами.
Рис.1 Методы, предлагаемые для измерения эффективности бюджетных расходов[4] [5]
В настоящее время очень распространены методы сравнения. А при измерении результативности бюджетных расходов, как одной из составляющих эффективности использования бюджетных расходов, наиболее часто используют эталонное тестирование. Оно включает в себя сравнение ключевых индикаторов выполнения с установленными показателями или нормативными, или же с аналогичными показателями других организаций. Измерение же социальных эффектов, как одной из составляющих общей эффективности представляется возможным с использованием различных методов экспертных оценок.
2.1. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств
В Методике рассматриваются три типа показателей: показатели конечного эффекта, показатели непосредственного результата, показатели использования ресурсов, при помощи которых формируются индикаторы эффективности бюджетных расходов.
Индикаторы эффективности это доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить об одной из составляющих эффективности использования бюджетных средств – их результативности, экономической эффективности и экономичности.
Взаимосвязь между предложенными индикаторами и показателями представлена в таблице 1. Для последующей оценки эффективности количественные значения индикаторов эффективности сопоставляют соответствующему критерию оценки эффективности. [6]
Табл.1
Взаимосвязь между показателями и индикаторами эффективности
Индикатор | Экономичность | Экономическая эффективность | Результативность |
Показатель конечного эффекта | - | + | + |
Показатель непосредственного результата | - |
+ | + |
Показатель использования ресурсов | + |
+ | - |
Расчет индикаторов | Соотношение показателей использования ресурсов и объемов расходов на их приобретение | Соотношение показателей непосредственного и конечного результата и показателей использования ресурсов | Соотношение фактических и плановых показателей конечного эффекта и непосредственного результата |