Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), готовится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому в современных условиях существует необходимость более глубокого изучения особенностей финансов, денежного обращения и кредита на мировых финансовых рынках и их причинно-следственной взаимосвязи.
Введение
1 Мировая валютная система (МВС): основные определения
1.1. Сущность и функции МВС
1.2. Модификации МВС
2 Валютный рынок России и валютное законодательство
2.1. Становление валютного рынка России
2.2. Современное валютное законодательство и его функции
Заключение
Список литературы
Курсовая работа: Мировая валютная система и её модификации
Название: Мировая
валютная система и её модификации Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа Добавлен 12:31:52 16 марта 2009 Похожие работы Просмотров: 62 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать |
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию Костромской
государственный Кафедра
финансов и кредита КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Финансы и кредит» на тему: Мировая
валютная система
и её модификация Выполнил: Студентка 3 курса Экономического факультета Спец.080502 «Экономика и управление на предприятии» Комарова Т.Е. Руководитель: Тихонова С.С. Результат
защиты: Кострома, 2008 год Мировая
валютная система
и её модификация Содержание Введение 1
Мировая валютная система (МВС) 1.1. Сущность и функции МВС 1.2. Модификации МВС 2
Валютный рынок России и 2.1. Становление валютного рынка России 2.2.
Современное валютное Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Российская Федерация все более включается в мировое хозяйство. Она стала членом Международного валютного фонда (МВФ), группы Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), готовится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Поэтому в современных условиях существует необходимость более глубокого изучения особенностей финансов, денежного обращения и кредита на мировых финансовых рынках и их причинно-следственной взаимосвязи. Изучение международной валютной системы следует начать с толкования самого этого термина. В финансовом словаре 1находим: «Мировая
валютная система - это валютно-финансовый
механизм внешнеэкономических связей
и форма организации Иными
словами, международная валютная система
по своей сути является набором неких
правил и законов, которые регулируют
деятельность центральных эмиссионных
банков на внешних валютных рынках.
Цель этих правил состоит в облегчении
процессов международной В процессе реализации этой цели на практике международная валютная система должна обеспечить стабильную основу для долгосрочного планирования международных торговых отношений. Большое влияние на международные торговые отношения оказывают ведущие промышленно-развитые страны (особенно «семерка»), которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере. Неоспоримым
является тот факт, что экономика
любого государства тесно связана
с развитием финансового рынка,
поэтому становление В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка. Целью данной работы является сбор и анализ данных, накопленных новейшей историей мировой и российской экономики в процессе становления и функционирования валютного рынка, а также выработка на основе их обобщения и систематизации рекомендаций и возможных направлений развития валютного рынка в обозримом будущем с учетом состояния экономики России, ее возможностей и потребностей. В
первой главе рассматривается Во второй главе курсовой работы освещены общие вопросы, касающиеся становления валютной системы и валютного рынка России и современного валютного законодательства. Здесь же дается общий обзор деятельности и задач органов контроля и регулирования операций на валютном рынке. В Заключение вынесены итоги и приведены общие выводы по работе. ГЛАВА
1. МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ
СИСТЕМА: ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Параграф
1. Сущность и функции
МВС Понятие мировой валютной системы базируется на понятии мировых валютных отношений. Международные валютные отношения - это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств3. Развитие международных валютных отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка, углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей. Международные
валютные отношения постепенно приобрели
определенные формы организации
на основе интернационализации Валютная
система - это форма организации
и регулирования валютных отношений,
закрепленная национальным законодательством
или межгосударственными Исторически вначале возникли национальные валютные системы, закрепленные, национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. Национальная
валютная система неразрывно связана
с мировой валютной системой - формой
организации международных Параграф
2. Модификации МВС Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. Первая мировая валютная система стихийно сформировалась в 1816 году в Великобритании. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 году, которое признало золото единственной формой мировых денег. Данная
организация системы денежного
обращения и международных Установленный золотой паритет являлся и официальной ценой золота. Золотые монеты находились в обращении и имели силу законного платежного средства. Центральные банки были обязаны обменивать бумажные деньги на золото по номиналу. Был разрешен свободный ввоз и вывоз золота в любом виде. Валютные курсы стран фиксировались на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались лишь в узких пределах «золотых точек», которые определялись расходами (в основном на транспортировку и страхование), связанными с перемещением золота между странами.6 В условиях золотого стандарта регулирование платежного баланса осуществлялось в основном стихийно путем переливов золота из одних стран в другие через частные каналы. Государство практически не участвовало в процессе регулирования международных расчетов, а официальные золотые резервы были главным регулятором несбалансированности платежного баланса. После валютного хаоса, возникшего в результате первой мировой войны, был установлен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото.7 Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, стали называться девизами. Вторая
мировая валютная система была юридически
оформлена межгосударственным соглашением,
достигнутым на Генуэзской международной
экономической конференции в 1922
году. Ее основой явились золото
и девизы – иностранные валюты.
После первой мировой войны валютно- Достигнутая валютная стабилизация была взорвана мировым кризисом 30-х годов. Система
золотого стандарта соответствовала
условиям рынка свободной конкуренции.
Функционирование механизма международных
денежных расчетов, базировавшегося
на золотом стандарте, имело большое
значение для расширения международных
экономических связей, образования
единого мирового хозяйства. Вместе
с тем денежно-валютная система
золотого стандарта стала Объективная
основа для ликвидации системы «золотой
стандарт» была подготовлена развитием
международного движения капитала и
эволюцией внутреннего Бретонн-вудская валютная система Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в апреле 1942 года, так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису первой мировой войны в 30-х годах. На международной конференции, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США), были согласованы основные принципы нового международного валютно-финансового устройства, ставшего известным как Бреттон-вудская система. Эти принципы были кодифицированы в принятых на Бреттон-вудской конференции «Статьях Соглашения» (уставе) Международного валютного фонда (МФБ).8 Основные характерные черты бреттон-вудской валютной системы состояли в том: золото сохранило свою монополию на осуществление окончательных денежных расчетов между странами, то есть на исполнение функции всеобщего платежного средства; однако масштабы использования золота для фактического обслуживания международного обращения и его регулирующая роль в этой сфере существенно уменьшилась. Наряду с золотом в качестве международных кредитных средств платежа, орудий расчета по платежным балансам и резервных валют в мировом обороте широко использовались две национальные бумажные денежные единицы – американский доллар и английский фунт стерлингов (в значительно меньшем объеме). Резервные валюты могли обмениваться на золото. Так, Казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, установленной в 1934 году, составлявшей 35 долларов за одну тройскую унцию, равную 31,1035г.9 Обе валюты могли обмениваться на частном, в первую очередь, Лондонском рынке золота центральными банками, правительственными учреждениями. Курсовое
соотношение валют и их конвертируемость
стали осуществляться на основе фиксированных
валютных паритетов, выраженных в долларах.
Рыночные курсы валют не должны были
откланяться вверх или вниз от
фиксированных официальных Национальные
валюты использовались для текущих
операций, а во многих случаях и
для капитальных. Национальные валюты
свободно обменивались на частных валютных
рынках на доллары и одна на другую
по курсам. На базе свободной обратимости
валют в области текущих Государственные органы осуществляли определенный контроль за функционированием механизма международных расчетов и частным валютным оборотом. Плюс к этому государственные органы регулировали рынок золота, поддерживая путем продаж металла из своих запасов или его покупки валютную цену золота на рынке, не допуская ее существенного отклонения от уровня официальной цены. В
то же время впервые в истории
созданы международные валютно- Экономический,
энергетический, сырьевой кризисы 60-х
годов дестабилизировали Кризис Бреттон-вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971 года, когда в его эпицентре оказалась главная резервная валюта. Кризис доллара совпал с длительной депрессией в США после экономического кризиса 1969-1970 гг. Кризис американской валютной системы выразился в массовой продаже ее за золото и за устойчивые валюты, а так же в падении курса доллара. С крушением бреттонвудской системы начался поиск новых принципов функционирования мировой валютной системы, которые были приняты в 1976 году на конференции, проходившей в столице Ямайки Кингстоне. 1978 год - ямайская валютная система. 1.
Было объявлено, что золото
больше не является мировыми
деньгами и не указывается
золотое содержание валют 2.
Ямайская валютная система 3.
Узаконивание практики Страны
ЕС приняли решение создать 1.
1971 - 1973 предусматривал координацию
бюджетной, кредитной и 2.
1974 - 1979 должны были возникнуть
наднациональные органы с 3. предусматривал введение в 1980 году единой валюты и создание европейской федеральной денежной кредитной системы. План Вернера послужил основой валютной интеграции, и, хотя не был осуществлен в указанные этапы, идеи его в значительной мере реализовались позднее. Что же представляла собой европейская валютная система? Во-первых, была создана новая европейская валютная единица - экю, которая, заменив ЕРЕ, использовала ее метод определения представительной стоимости через «корзину» валют стран - членов ЕС. Во-вторых,
были установлены твердые В-третьих,
укреплена база валютных резервов и
кредитного механизма. В-четвертых, предусмотрено
создание европейского валютного фонда,
который мог бы со временем взять
на себя функции центрального европейского
банка. Изучив четыре валютные системы, которые формировались по мере развития международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать вывод, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой – это никакой-то стихийный или сумбурный процесс, а вполне естественный и закономерный. Новая система меняет старую, потому что она более совершенна и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операция, товарно-денежный обороты и т.д. ГЛАВА
2. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
РОССИИ И ВАЛЮТНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Параграф
1. Становление валютного
рынка России Валютный рынок — сфера экономических отношений, проявляющихся в осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала10. По мере развития национальных рынков и их взаимосвязей сложился единый мировой валютный рынок для ведущих валют в мировых финансовых центрах. Современные валютные рынки характеризуются следующими основными особенностями: Усилилась интернационализация валютных рынков на базе широкого использования электронных средств связи и осуществления операций и расчетов по ним Операции совершаются непрерывно в течение суток попеременно во всех частях света Техника валютных операций унифицирована, расчеты осуществляются по корреспондентским счетам банков Широкое развитие валютных операций с целью страхования валютных и кредитных рисков Нестабильность курсов валют11 Эволюция валютной системы и становление валютного рынка России В истории развития валютной системы в послереволюционной России выделим несколько основных этапов12. Первый этап — до 1986 года — обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР — Внешторгбанка СССР (позднее — Внешэкономбанк). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически
полная изолированность внутреннего
товарного и денежного рынка
от мировых рынков товаров, услуг
и капиталов (что проявлялось, например,
в уровне курса рубля к иностранным
валютам, который к началу 80-х
годов практически не отражал
экономических и ценовых Валютная
политика СССР сводилась главным
образом к перераспределению
валютной выручки и привлеченных
иностранных кредитов внутри страны
в соответствии с валютным планом,
к переговорам о кредитах и
финансовых условиях торговых сделок,
управлению официальными золотовалютными
резервами и надзору за жестко
ограниченными валютными Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых «валютных фондов» и «валютных отчислений», подразумевающая отчисления от формально принадлежащей государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40 – 50% для предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Таким образом, предприятиям предоставлялась возможность оставлять себе часть валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987 - 1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны. Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение
«планового» характера валютных
отношений страны с внешним миром,
быстрое расширение круга предприятий-участников
внешнеэкономических связей и банков,
осуществляющих их валютное обслуживание,
привели к пониманию С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в стране. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», «текущие валютные операции», «валютные операции, связанные с движением капитала». Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом
намечены основные цели и направления
валютного контроля, введены понятия
органа валютного контроля, а также
положения об отчетности по валютным
операциям и ответственности
за нарушение валютного С начала 1991 года получил бурное развитие внутренний валютный рынок — межбанковский и биржевой — который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991– начало 1993 гг.) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа, Сибирская межбанковская валютная биржа, Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92). Ускоренное развитие валютного рынка подогревалось механизмом обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен с начала 1991 года. В настоящее время действующим нормативным актом, регламентирующим порядок продажи предприятиями части экспортной выручки, является Инструкция ЦБ РФ №7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» в редакции Указаний ЦБР № 580-У от 18.06.1999. Одним
из важнейших направлений Распад
СССР и образование суверенного
государства Российской Федерации
привели к необходимости Вступление в силу Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В указанном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР. Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» является главным документом валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране. Не следует считать слишком серьезным недостатком отсутствие в его тексте большого количества детальных норм валютного регулирования. Закрепление на уровне Закона на достаточно продолжительный срок того или иного набора валютных ограничений не только стало бы искусственным препятствием на пути объективных и весьма динамичных процессов интеграции нашей экономики в мировое хозяйство, но и не дало бы практической возможности оперативного решения отдельных более или менее значительных проблем проведения субъектов рынка валютных операций в условиях быстроменяющейся экономической ситуации. Многие
положения Закона только предстоит
наполнить реальным содержанием, переложив
на язык соответствующих нормативных
актов, которые отличались бы актуальностью,
взвешенностью, качеством подготовки
и, главное, соответствием реалиям
хозяйственной жизни в Современный валютный рынок в России Основными сегментами валютного рынка в России являются биржи и межбанковский валютный рынок. Валютные биржи играют в настоящее время ключевую роль прежде всего в силу того, что курсы валюты и объемы операций по результатам торгов на биржах служат ориентиром для сделок на межбанковском и фьючерсном (срочном) валютных рынках. Механизм торгов на всех биржах в целом одинаков и проводится на основе принципа «жесткого фиксинга». При этом каждая биржа имеет свои особенности в порядке проведения и организации торгов. В общих чертах торги проходят следующим образом. Перед началом торгов дилеры, представляющие участников торгов, сообщают курсовому маклеру заявки на покупку и/или продажу иностранной валюты. Минимальная сумма покупки или продажи иностранной валюты (лот) равна 10 тыс. долл. США для биржевых торгов по долларам или 10 тыс. марок ФРГ для биржевых торгов по немецким маркам. В качестве начального курса иностранной валюты к рублю используется курс, зафиксированный на предыдущих торгах. В начале торгов курсовой маклер сообщает о суммах заявок на покупку и продажу валюты. Если общий объем предложения валюты в начале торгов превышает общий объем спроса, то курсовой маклер понижает курс иностранной валюты к рублю, а участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на покупку валюты и/или снимать свои заявки на продажу. В случае, если в начале биржевой сессии объем предложения меньше объема спроса, то при повышении курса иностранной валюты к рублю участники торгов могут выставлять дополнительные заявки на продажу валюты и/или снимать свои заявки на покупку иностранной валюты. При достижении равенства спроса и предложения происходит установление фиксированного для текущих торгов курса иностранной валюты к рублю — «фиксинг». По этому курсу происходит расчет по всем заключенным сделкам. С участников торгов биржа взимает комиссию в размере, как правило, не превышающем 0,15—0,2% от объема нетто-покупки (в иностранной валюте) или нетто-продажи (в рублях). После завершения торгов все его участники получают биржевые свидетельства и операционные листы. Сроки расчетов на различных биржах варьируют от 0 до 7 дней. Хотя
еще и сохраняется достаточно
сильная разобщенность В
последнее время существенно
возросла привлекательность В
целом перспективы развития валютного
рынка в России связаны с развитием
межбанковского валютного рынка. Уже
сейчас в отдельные периоды Параграф
2. Современное валютное
законодательство и
его функции Валютное законодательство РФ представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства.13 Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»; другие федеральные законы; подзаконные акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации; инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля. Основу валютного законодательства составляет Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1, с принятием которого в валютной политике страны были произведены коренные преобразования. Закон определил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства. Анализ практики применения нового валютного законодательства Споры
о достаточности, целостности и
эффективности механизма Анализ законодательства о валютном регулировании и валютном контроле В
результате вступления в силу с 18 июня
2004 года основной части Федерального
закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле» (далее —
Закон № 173-ФЗ) и издания в развитие
его положений ряда нормативных
актов Банком России, являющимся согласно
части 1 статьи 5 Федерального закона одним
из двух органов валютного В
настоящее время по результатам
практического применения норм нового
валютного законодательства можно
с уверенностью говорить о его
существенной либерализации по целому
ряду направлений, регулирующих проведение
многих валютных операций, перечисленных
в пункте 9 части 1 статьи 1 Закона №
173-ФЗ. Либерализация валютного Виды
ограничений, которые могут быть
применены органами валютного регулирования
в целях поддержания До настоящего времени Правительство Российской Федерации не ввело ограничительных мер в соответствии с полномочиями, предоставленными ему статьей 7 Закона № 173-ФЗ. Без каких-либо ограничений проводятся валютные операции между резидентами и нерезидентами в связи с осуществлением российскими резидентами внешнеторговой деятельности, а также при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами. В
пункте 8 статьи 1 предыдущей редакции
Закона РФ «О валютном регулировании
и валютном контроле» содержалась
норма о подразделении операций
с иностранной валютой и Одновременно
имеет место установленный ЦБ РФ в соответствии с положениями статьи 8 Закона № 173-ФЗ имеет право устанавливать ограничения, касающиеся порядка проведения валютных операций при предоставлении и получении кредитов и займов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и валюте РФ, а также валютных операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов прав на внешние и внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних и внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними и внутренними ценными бумагами). Банк России может применять в отношении перечисленных видов валютных операций ограничения следующих видов: специальный банковский счет и резервирование (последний инструмент вводится только по согласованию с Правительством РФ). Банк
России с 18 июня 2004 года установил требование
об использовании специальных Кроме
применения специальных банковских
счетов Банк России с 1 августа 2004 года
Указанием от 29.06.2004 № 1465-У «Об
установлении требований о резервировании
при зачислении денежных средств
на специальные банковские счета
и при списании денежных средств
со специальных банковских счетов»
ввел также требование о резервировании
средств на определенный срок в процентном
отношении к сумме валютной операции
при зачислении и списании иностранной
валюты для резидентов и валюты РФ для
нерезидентов на специальные банковские
счета и со специальных банковских счетов.
Порядок осуществления резидентами и
нерезидентами внесения и возврата сумм
для резервирования, а также порядок учета
данных операций в уполномоченных банках
был установлен Банком России Инструкцией
от 01.06.2004 № 114-И «О порядке резервирования
и возврата суммы резервирования при осуществлении
валютных операций» на основании положений
статьи 16 Закона № 173-ФЗ. Некоторые итоги применения нового Закона и сопутствующих ему нормативных актов На практике уполномоченные банки начали осуществлять операции по внесению и возврату сумм резервирования через территориальные управления Банка России по поручению своих клиентов с 1 августа 2004 года. В ряде случаев, установленных частью 7 (абз. 2) статьи 16 Федерального закона, резервирование носит предварительный характер, и валютная операция, для целей совершения которой осуществляется резервирование, не может быть совершена уполномоченным банком по поручению клиента до истечения установленного Банком России срока резервирования. По результатам применения требований о резервировании можно с уверенностью сказать, что в большинстве случаев клиенты отказываются от проведения валютных операций, по которым установлены ограничительные меры, и не считают экономически обоснованным осуществлять резервирование, то есть операции по резервированию носят единичный характер. Таким образом, введение мер резервирования по специальным банковским счетам явилось косвенным инструментом резкого ограничения проведения соответствующих видов валютных операций. В новом Федеральном законе содержится целый ряд положений, которые устанавливают нормы прямого действия в отношении порядка проведения отдельных видов валютных операций, что на практике не позволяет проводить их в порядке, отличном от того, который установлен и предписан законодателем. При отсутствии в действующем валютном законодательстве такого инструмента регулирования, как разрешение органа валютного контроля (за исключением разрешений на открытие счетов резидентам — юридическим лицам в иностранных банках, а также разрешений, которые были выданы до вступления в силу Федерального закона и остаются действующими до истечения срока их действия согласно ст. 28), подобные нормы носят жесткий ограничительный характер. Примером
таких ограничений является часть
8 статьи 8 Закона № 173-ФЗ, в соответствии
с которой денежные расчеты между
резидентами и нерезидентами
по операциям с внутренними В
новом Федеральном законе нормы
прямого действия содержатся в статье
9 «Валютные операции между резидентами».
В части 1 данной статьи сказано, что
валютные операции между резидентами
запрещены, за исключением тех, которые
перечислены в пунктах 1–7 части
1. Также в части 3 статьи 9 содержится
перечень валютных операций, которые
могут проводиться без Ряд
валютных операций, разрешенных для
проведения в соответствии со статьей
9, в предыдущей системе валютного
законодательства проводился также
без ограничений, например операции
между комиссионерами (агентами, поверенными)
и комитентами (принципалами, доверителями)
при оказании комиссионерами (агентами,
поверенными) услуг, связанных с
заключением и исполнением Некоторые валютные операции между резидентами, перечисленные в статье 9, не были четко регламентированы в предыдущем валютном законодательстве, и порядок их проведения вызывал много вопросов и проблем. Это относится к таким видам валютных операций между резидентами и уполномоченными банками, как валютные операции в иностранной валюте, связанные с банковскими гарантиями, а также исполнением резидентами обязательств по договорам поручительств и залога; уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения и др. Практика показала, что для уполномоченных банков существенную положительную роль сыграло внесение в перечень разрешенных перечисленных видов валютных операций. С другой стороны, нельзя не остановиться на некоторых проблемах, возникших в практике проведения валютных операций резидентами в соответствии с положениями статьи 9 Закона № 173-ФЗ. Речь идет прежде всего о некоторых валютных операциях неторгового характера, которые в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 статьи 1 предыдущей редакции Закона относились к категории текущих валютных операций и проводились без ограничений (данная норма была установлена путем внесения изменений в Закон № 3615-1 Федеральным законом от 31.12.2002 № 187-ФЗ, вступившим в силу с 31 января 2003 г.). С первых дней практического применения нового валютного законодательства многие российские организации столкнулись с серьезной проблемой запрета переводов в безналичной форме валютных средств заработной платы, командировочных, представительских расходов своим сотрудникам, находящимся на территории иностранных государств в длительной командировке. В
тех случаях, когда юридические
лица-резиденты имеют Аналогичная проблема возникла по переводам министерствами и ведомствами в пользу российских строительных организаций валютных средств в оплату за производимые работы по строительству за пределами территории Российской Федерации зданий для нужд дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств Российской Федерации при международных межгосударственных (межправительственных) учреждениях. Данная проблема усугубляется тем, что в ряде случаев средства на оплату ремонта и строительства зданий выделяются министерствам из бюджета в иностранной валюте, но не могут быть перечислены российским подрядчикам. В настоящее время ряд организаций и уполномоченных банков вышли с инициативой о внесении соответствующих изменений в положения статьи 9 Закона № 173-ФЗ. Кроме
перечисленных проблем, возникших
в ходе применения нового валютного
законодательства, имеет место прямое
противоречие между двумя нормами
Закона № 173-ФЗ, а именно: в соответствии
с положением, содержащимся в пункте
2 части 1 статьи 9, валютные операции в
иностранной валюте между резидентами,
связанные с расчетами в В
заключение необходимо еще раз подчеркнуть,
что новое валютное законодательство
носит, безусловно, либеральный характер.
В то же время наличие ряда валютных
ограничений, а также некоторые
нормы прямого действия, содержащиеся
в положениях Федерального закона,
делают практически запрещенными для
проведения отдельные виды валютных
операций. Данные ограничения, как известно,
были установлены в целях поддержания
устойчивого положения развития экономики
и финансовой сферы и будут отменяться
по мере устранения обстоятельств, вызвавших
их установление. Одновременно по мере
накопления опыта применения нового валютного
законодательства будет происходить его
дальнейшее совершенствование, что позволит
эффективно решать возникающие проблемы. Последние изменения в законодательстве 16.06.2004
г. вступил в силу Федеральный
Закон от 10.12.2003 г. №173-ФЗ «О
валютном регулировании и 1) Внесены изменения в понятие «валюта Российской Федерации»: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах (до этого - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях на территории Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства). 2)
В разделе ценные бумаги -внутренние
ценные бумаги - эмиссионные ценные
бумаги, номинальная стоимость которых
указана в валюте Российской
Федерации и выпуск которых
зарегистрирован в Российской
Федерации; и иные ценные -внешние
ценные бумаги - ценные бумаги, в
том числе в бездокументарной
форме, не относящиеся в 3)
Валютные ценности – из Согласно Закону к валютным ценностям относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. 4) В Законе уточнено понятие «резидент». В соответствии с Законом физические лица – резиденты разделены на 2 группы: а)
физические лица, являющиеся гражданами
Российской Федерации, за исключением
граждан Российской Федерации, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с
законодательством этого б)
постоянно проживающие в Закон
также включил в понятие 5)В Законе более полно раскрыто понятие уполномоченных банков. Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. 6) В Законе появилось единое понятие «валютные операции», которое не разделяется, как это было ранее, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации. Валютные
операции между резидентами и
нерезидентами осуществляются без
ограничений (ст.6 Закона), за исключением
валютных операций, предусмотренных
статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального
закона, в отношении которых Наиболее существенным нововведением является ч.3 ст.5 согласно которой, не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. 7)
специальный счет - банковский счет
в уполномоченном банке, либо
специальный раздел счета депо,
либо открываемый 8)
Статья 12 Закона позволяет резидентам
открывать без ограничений До
1 января 2007 года резиденты открывают
счета в банках за пределами территории
Российской Федерации в порядке,
устанавливаемом Центральным Кроме того, юридические лица - резиденты, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года. Для
случаев открытия счета (вклада), в
банке за пределами территории Российской
Федерации, необходима предварительная
регистрация, которая осуществляется
налоговыми органами по месту учета
резидента. Предварительная регистрация
вывоза, пересылки из Российской Федерации
валюты Российской Федерации и внутренних
ценных бумаг в документарной
форме, а также ввоза, пересылки
в Российскую Федерацию валюты Российской
Федерации и внутренних ценных бумаг
в документарной форме Порядок
осуществления предварительной
регистрации устанавливается 9)
Закон запрещает проведение Юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами. Физические
лица - резиденты вправе без ограничений
осуществлять валютные операции, не связанные
с передачей имущества и 10)
В целом регулирование купли- Законом
устанавливается единый порядок
купля-продажа иностранной Центральный
банк Российской Федерации устанавливает
для кредитных организаций Новое в п.2 ст.11 Закона: требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица, т.е. добровольно. 12)
В статье 25 нового Закона сказано
что, резиденты и нерезиденты,
нарушившие положения актов заключение Международная
валютная система представляет собой
совокупность способов, инструментов
и межгосударственных органов, с
помощью которых осуществляется
взаимный платежно-расчетный оборот
в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение
и последующая эволюция отражают
объективное развитие процессов
интернационализации капитала, требующих
адекватных условий в международной
денежной сфере. Основными конструктивными
элементами МВС являются мировой
денежный товар и международная
ликвидность, валютный курс, валютные
рынки, международные валютно- Последовательно
существовали и сменяли друг друга
три мировые валютные системы. Первая
из них система “золотого Основу второй, Бреттон-Вудской валютной системы, составляли твердые обменные курсы валют стран-участниц по отношению к курсу ведущей валюты; курс ведущей валюты доллара США фиксировался к золоту; центральные банки стран-участниц обязались поддерживать стабильный курс валют к доллару США с помощью валютных интервенций. Третья, Ямайская, валютная система основана на плавающих обменных курсах и является многовалютным стандартом. Страна может выбирать фиксированный, плавающий или смешанный режим валютного курса. Основной
категорией в международных валютно- Конъюнктурные
факторы изменения валютного
курса могут значительно Мерами государственного воздействия на величину валютного курса являются валютные интервенции, дисконтная политика и протекционистские меры. Наиболее действенным методом воздействия выступают валютные интервенции операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против основных ведущих валют мира. Манипулирование с валютным курсом может оказать влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт. Государственная стабилизационная политика должна учитывать способ фиксации валютного курса. Так как от этого зависит все дальнейшее поведение национальной валютной системы, а следовательно и развитие мировой валютной системы в целом. Подводя
итог исследованию валютной системы
вообще и валютной системы России
в частности, считаю, что следует
отметить следующее: становление рынка,
в том числе валютного, должна
проводиться в условиях достигнутой
макроэкономической стабильности, крепкого
валютно-финансового положения СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями на 30 декабря 2001 года) Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 08.07.99 № 139-ФЗ) Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24 апреля 1996 года № 39 (с изменениями на 24 октября 1997 года) Финансовый словарь Благодарин А.А., Лозовский Л.Ш. – М.: ИНФРА-М, 2007.-VI, 378 с.- (Б-ка малых словарей «ИНФРА-М»), стр. 172. Толковый словарь экономических терминов «Это – бизнес». - Киев, «Альтерпрес», 2000 Краткий
внешнеэкономический словарь- Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2005. Басовский Л.Е. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 437с, стр. 150. Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 240 с Валютный портфель. – М.: Прогресс, 1996. Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. – 1998. – N9. Круглов
В.В. основы международных валютно- Финансовый рынок «Финансы и кредит» №4, 2008 24/01/2008 Мировая экономика «Финансы и кредит» № 39, 2007 28/10/2007 Третьюхина Е. Анализ практики применения нового валютного законодательства / Е. Третьюхина // Методический журнал Международные банковские операции. – 2005. - №1. – 4с. 1 Финансовый словарь Благодарин А.А., Лозовский Л.Ш. – М.: ИНФРА-М, 2007.-VI, 378 с.- (Б-ка малых словарей «ИНФРА-М»), стр. 172. 2 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения : учебное пособие. - М.: Маркетинг ,2006 3 Краткий внешнеэкономический словарь-справочник., М., «М.О.», 1996. 4 Шевчук В.А., Шевчук Д.А. Финансы и кредит: Учеб.пособие.-М.: Издательство Риор, 2007.-288с. 5 Булатов А.С. Экономика: Национальные и мировая валютные системы. М.: БЕК, 1997 – С. 678 6 Там же. – С. 679 7 Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. 2004.-N9.- Стр.199 8 Валютный портфель Стр.-24 9 Жуков Н.И. Из истории мировых валютных систем// ЭКО. – N9. – Стр.202. 10 Финансовый словарь Благодарин А.А., Лозовский Л.Ш. – М.: ИНФРА-М, 2007.-VI, 378 с.- (Б-ка малых словарей «ИНФРА-М»), стр. 63. 11 Басовский Л.Е. Мировая экономика. –М.: Финансы и статистика, 2004. – 437с, стр. 150. 12 Балабанов И.Т. Валютный рынок и валютные операции в России. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 240 с 13 «Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений» под редакцией Круглова В.В. г. Москва, «Инфра-М», 2005г. 14 Третьюхина Е. Анализ практики применения нового валютного законодательства / Е. Третьюхина // Методический журнал Международные банковские операции. – 2005. - №1. – 4с. |
Информация о работе Мировая валютная система и её модификация